Файл: Государственнаяобразовательнаяорганизациявысшегопрофессиональногообразования донецкийнациональныймедицинскийуниверситетименим. Горького.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОРГАНИЗАЦИЯВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙМЕДИЦИНСКИЙУНИВЕРСИТЕТИМЕНИМ.ГОРЬКОГО»
Факультет медико-фармацевтический
Кафедра судебной медицины и медицинского права
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Биоэтика»
(наименованиедисциплины)
Основные правила биоэтики
(наименованиетемы)
Проверил:
(ученаястепень,звание,должность)
Оценка
(подписьпреподавателя)
«« ________2023
Донецк - 2023
Введение
Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания.
Вряд стоит отрицать, что рубеж конца ХIХ начала ХХ века был не менее богат открытиями и достижениями, чем конец века ХХ. Тем не менее именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).
Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.
Стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, сопровождается формированием медицинского законодательства. При этом «ценности» и «законы» даже в пространстве одного государства не всегда совпадают, обнаруживая ценностное многообразие и различие между такими формами регулирования человеческих отношений, как мораль и право.
1. Понятие и принципы биоэтики
Термин «биоэтика» (этика жизни) впервые предложил в 1971 году американский медик Ван Ренсселер Поттер, понимая под этим дисциплину, «определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Биоэтика - это изучение этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине [2].
Точную дату возникновения биоэтики установить достаточно трудно, некоторые авторы считают, что она зародилась в 1962г. в США. В г.Сиетле в медицинском центре начали использовать новую жизнеспасающую технологию почечного диализа, в связи с чем встал вопрос: «кто из пациентов должен получить доступ к этой процедуре?», при этом было очевидно, что удовлетворить потребности всех нуждающихся невозможно. В этих условиях был создан комитет, в который вошли не только врачи, но и юристы, и представители общественности, в СМИ его окрестили «Божественный комитет», в журнале «Лайф» вышла статья «Они решают кому жить, а кому умирать», которая вызвала широкий общественный резонанс.
Существует мнение, что биоэтика зародилась в ходе Нюрнбергского процесса, когда были вскрыты факты злодеяний фашистских медиков в концлагерях. Для обеих точек зрения характерна общее, они за точку отсчета берут факты медицинской деятельности, всколыхнувшие общественность и актуализировавшие очевидную необходимость широкого общественного обсуждения создавшихся ситуаций.
Тем не менее, эти факты находятся скорее еще на уровне накопления эмпирического опыта, требующего научного осмысления и к концу 60-х годов накопилось уже достаточное количество таких фактов, что и обусловило возникновение в 70-ые годы в США самостоятельной дисциплины – биоэтики. В 70-е годы в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, Хейстингский центр в 1969г. и чуть позже Институт этики Кеннеди, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей, вообще самой широкой публики. Существует термин «американская биоэтика», который подразумевает, что именно в США впервые и в полной мере проявились предпосылки и причины возникновения, а также специфические черты биоэтики.
Сам термин «биоэтика» ввел в научный лексикон американский врач- онколог Ван Ренселер Поттер в 1971г. в своей книги «Биоэтика-мост в будущее», где определил цель: «Человечество нуждается в соединение биологии и гуманистического знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систему приоритетов». «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика» [3].
Однако, довольно скоро смысл термина существенно меняется. На первое место выходит междисциплинарное исследование антропологических, моральных, социальных и юридических проблем, вызванных развитием новейших биомедицинских технологий (генетических, репродуктивных, трансплантологических и др. Ван Ренсселер Поттер ввел первоначально термин биоэтика для обозначения особого варианта экологической этики. Однако в научной и учебной литературе распространение получила трактовка термина «биоэтика», предложенная примерно в то же время американским медиком Андре Хеллегерсом. Он использовал этот термин для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов.
Сегодня в научных кругах существуют два подхода к определению предмета биоэтики, термин «биоэтика» используется в «широком» и «узком» смысле. В первом случае предметом биоэтики считают совокупность этических проблем, связанных с отношением ко всему живому, при этом выделяют биомедицинскую этику как составную часть биоэтики. Вторая позиция основывается на единстве терминов биоэтика и биомедицинская этика, предметом которой выступает совокупность этических проблем, связанных с отношением медицинского сообщества и общества в целом к человеку, его жизни, здоровью, смерти в ходе различных медико-биологических вмешательств. Нами в дальнейшем будет использоваться вторая точка зрения, т.к. она в большей степени актуализирует специфику биоэтических проблем медицинской практики.
Принципы биоэтики
I. Не навреди (nonnocere)
Основные виды вреда, нанесенные врачом:
1. Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК).
2. Вред от злого умысла. На первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес. Около 20-30% операций совершаются без необходимости (в США). Акад. Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам.
3. Неквалифицированные действия, то есть, погрешность в работе.
4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата.
Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения [2].
II. Делай благо (твори добро)
Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса.
Благо – максимально широкого содержания философская категория, охватывает все ценности человека. Парацельс: «Сила врача – в его сердце». С XVI в. вошло в практику использование суггестии (внушения).
Федор Гаас (русский врач): «Спешите делать добро». Лечил самых неудачных людей, заключенных.
До середины XX века абсолютным благом считались жизнь и здоровье пациента. Однако, в современной медицине:
1. Усложнились вопросы, решаемые врачом и пациентом.
2. Свое благо выбирает сам пациент. Он выбирает свое благополучие.
III. Принцип справедливости
В 1994 году ВОЗ приняла очень важный документ: «Глобальная повестка дня для биоэтики»:
1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь.
2. Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения.
3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения.
Справедливость – это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод, и т.д.
В истории философии: справедливость – природное право более сильного на лучшую участь. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства.
В медицине конкурируют 2 основные идеи:
1. Идея рыночной справедливости.
2. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ.
Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов:
1. Принцип равной свободы каждой личности.
2. Принцип равных возможностей.
3. Принцип сглаживания различий.
Первые два принципа приводят к неравенству, а третий способствует сглаживанию этих резких различий.
В XX в. бурное развитие государственной медицины и обязательного медицинчкого страхования является основой для равного доступа граждан копределенного рода медицинчким благам. Европа провозгласила лозунг: «Равное здоровье для всех европейцев».
Россия занимает 185 место из 191 по уровню справедливости.
Уровни справедливости:
1. Макроуровень. Определяется, какую долю национального богатства государство тратит на здравоохранение. В России – около 3%, в Европе – 8-9%, в США – 13%.
2. Определяется распределением медицинских благ по регионам страны.
3. Уровень деятельности конкретной клиники и конкретного врача.
Принципы справедливости:
а) по степени необходимости;
б) по очередности.
2. Предмет и задачи биоэтики
Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности.
Задачами изучения биоэтики являются:
-
биоэтические основы профессиональной деятельности врача; -
модели взаимоотношений между врачом и пациентом; -
биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных заведений и семьёй; -
медико-этическая роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала; -
принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты; -
морально-этические принципы правдивости и информированного согласия; -
медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки; -
медико-этические и правовые аспекты ятрогении в клинической практике; -
медико-этические проблемы в акушерстве и гинекологии; -
медико-этическая и правая оценка искусственного аборта; -
биоэтические проблемы использования новых репродуктивных технологий; -
медико-этические и правовые проблемы в неотологии и педиатрии; -
медико-этические и правовые проблемы в психиатрии и неврологии; -
медико-этические и правовые проблемы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ – инфицированных, лиц с туберкулёзом, венерическими и инфекционными заболеваниями; -
медико-этические и правовые проблемы в хирургии и онкологии; -
медико-этические и правовые проблемы реаниматологии; -
биоэтические и правовые проблемы трансфузиологии, трансплантологии и регенеративных технологий; -
биоэтические и правовые проблемы клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских технологий; -
биоэтические проблемы при проведении опытов на животных; -
биоэтические нормы при проведении биомедицинских научных исследований; -
биоэтические проблемы контроля генетических технологий и модификаций природы человека; -
биоэтические аспекты генетических исследований, медико-генетического консультирования; -
биоэтические проблемы клонирования человека и животных; -
медико-этическая оценка генной инженерии; -
медико-этическая проблема умирания и смерти, оценка самоубийства; -
медико-этическая та правовая оценка пассивной и активной эвтаназии.