ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1392
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Пирамиды: загадочные шедевры архитектуры
Древний Китай: особенности конфуцианской модели развития.
Образование единого Китайского царства
Религия и философия Древнего Китая
Афины и Спарта: сравнительный анализ.
Система ценностей древних греков.
Римская республика: социальная структура общества и система правления.
Кризис Римской империи и ее падение.
Раннее западноевропейское средневековье. Синтез античной и варварской традиции.
Становление и развитие европейского феодализма, его характерные черты.
История формирования феодализма
Особенности социально-экономического и политического развития Византийской империи.
Особенности средневековой ментальности.
Арабские завоевания в VII – VIII вв. и их последствия.
Основные последствия арабских завоеваний
Становление и развитие государства в Японии в средние века.
Монголия в XII – XIV вв. Завоевания Чингисхана и его преемников.
Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в конце XV – XVI вв.
Технологическое и экономическое развитие западноевропейского общества
Переход от цеховой системы к мануфактуре
Ранняя мануфактура существовала в двух видах
Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции
Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение.
Мировоззрение и культура эпохи Просвещения.
Просвещенный абсолютизм в Европе в XVIII в.
Первая империя во Франции (9 ноября 1799 г. - 1814 г.)
Наполеоновские войны - краткая история
Декларация независимости 1776 г.
Колониальный раздел мира в XVI – XVIII вв. и его характерные черты.
Империя Цин в Китае в XVII – начале ХIХ вв.
Промышленный переворот в Западной Европе и США и его последствия.
Революционное движение в Европе в 30-40-х гг. XIX в.
Гражданская война в США 1861-1865 годов
Переход западных стран от промышленного к монополистическому капитализму в конце XIX – начале ХХ вв.
Индия в XIX – первой половине ХХ вв. Борьба за независимость.
Индия - экономическая колония Великобритании
Ост-Индийская компания в Индии
Социально-политическая жизнь Индии
Начало порабощения Китая в XIX – начале ХХ вв.
Особенности развития капитализма в странах Востока.
Революция Мэйдзи в Японии. Особенности японской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.
Возникновение и развитие фашизма в Европе.
Политические и социальные преобразования в Европе в послевоенные годы.
«Новые левые» в Европе.
Движение возникло в Западной Европе, США и Японии в начале 1960-х гг. под влиянием таких исторических событий, как разоблачение «культа личности» Сталина, подавление венгерского восстания советскими войсками (1956), деколонизация и антиимпериалистическая борьба стран третьего мира, победа кубинской революции (1959), война во Вьетнаме, раскол в мировом коммунистическом движении, связанный с деятельностью Мао Цзэдуна («большой скачок», «культурная революция») в Китае.
«Новые левые» 1960-х гг. осознавали свои цели и задачи в «неомарксистских» понятиях, но движение не чуралось и «революционных действий» в духе маоистской «культурной революции», точнее революции против культуры, выражало свой протест против бездуховности «общества потребления», обезличенности массовой культуры, унификации человеческой личности. Выступали за «прямую демократию», свободу самовыражения, нонконформизм.
На идеологию «новых левых» решающее влияние оказали анархистские и неомарксистские идеи, в особенности социальной философии франкфуртской школы и Герберта Маркузе. Они критиковали историческую роль рабочего класса в революции, которую рассматривали не как необходимое условие для построения коммунизма, а как возможность для интеллектуального, социального и сексуального «освобождения». Революция не должна создавать новое, более институциональное и заорганизованное общество и тоталитарное государство (как в СССР), революция должна освободить личность от оков общества и государства. «Революция — это trip» (англ, trip — экскурсия, приключение). (Об участии «новых левых» во французском «Красном мае» см. параграф 13.5).
Если движущей силой революции в теориях «старых левых» был промышленный пролетариат и в какой-то мере крестьянство, то, по мнению «новых левых», современный пролетариат и крестьянство к середине XX в. обуржуазились, все больше утрачивали свои революционные позиции, уступая их новым типам работников постиндустриального общества.
Особая субкультура «новых левых» была построена на отрицании существующих ценностей общества, на эпатаже носителей «буржуазной» культуры. Поэтому она называется контркультурой — субкультурой, отрицающей господствующую культуру и противостоящей ей.
Начав с ненасильственного протеста, к концу десятилетия (1960-е гг.) некоторые «новые левые» перешли к экстремистской деятельности. Они участвовали во всех массовых движениях «бурных 1960-х», выступая за университетские свободы, гражданские права черных и других меньшинств (в США), но наиболее массовый характер с подачи «новых левых» приняло протестное движение против войны во Вьетнаме.
С «новыми левыми» был тесно связан бурный рост таких движений, как хиппи, защитников прав сексуальных меньшинств, феминизма.
К началу 1970-х гг. в движении наступил идейный кризис, а с окончанием войны во Вьетнаме (1975) оно окончательно сходит на «нет», оставив глубокий след в сознании послевоенного поколения.
«Новые левые» поддерживали связи с некоторыми леворадикальными движениями, занимавшими однозначно революционно-социалистические и антикапиталистические позиции: с маоистами, троцкистами, анархистами и т. д., с которыми вместе участвовали в акциях протеста 1960-х гг., обменивались идеями и опытом уличных выступлений. «Новые левые» поддерживали протестное движение «зеленых» и повлияли на становление «зеленых» партий в Западной Европе.
Не чурались «новые левые» леворадикального терроризма 1970-х гг., проявившего себя в деятельности «Фракции Красной Армии» (ФРГ), «Красных бригад» (Италия), «Симбионистской армии освобождения» и «Уэзерменов» (США), «Красной армии Японии» и т. д.
- 1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Неоконсервативный поворот конца 1970 – начала 1980-х гг.
Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism) — идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными к США режимами и установление в этих государствах демократии. Это направление появилось в начале 1970-х годов в рамках Демократической партии в связи с тем, что часть демократов была не согласна с недовольством большинства демократов войной во Вьетнаме и выражала скептицизм в отношении социальных программ «Великого общества». Хотя неоконсерваторы в целом являются сторонниками свободного рынка, они менее склонны возражать против вмешательства государства в жизнь общества (в частности, против увеличения налогов), чем традиционные консерваторы. В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон».
Изначально неоконсерваторами американские либералы называли своих бывших единомышленников, которые в 1960-х и 1970-х годах стали более правыми по вопросам внешней политики, но оставались на левых позициях по некоторым вопросам внутренней политики. Неоконсерваторы выступали против «разрядки» и настаивали на продолжении конфронтации с СССР.
Первыми неоконсерваторами были члены небольшой группы преимущественно еврейских интеллектуалов-либералов, которые в 1960-х и 1970-х выступили против того, что им казалось политикой социальных излишеств американских левых, и против снижения военных расходов. Многие из них были связаны ссенатором от Демократической партии Генри Джексоном.
К 1980-м годам большинство неоконсерваторов стали членами Республиканской партии, поддержав политику президента Рональда Рейгана по увеличению военных расходов и более жесткому противостоянию СССР. Молодое поколение неоконсерваторов никогда не разделяло левых взглядов, они всегда были «рейгановскими» республиканцами.
После распада СССР неоконсерваторы выступали против того, что они считали «благодушием» и предупреждали об угрозе уменьшения роли США в мире в связи со снижением военных расходов.
После террористических актов 11 сентября 2001 года неоконсерваторы активно поддержали «войну против терроризма», объявленную президентом Джорджем Бушем (младшим), отправку американских войск в Афганистан и вторжение в Ирак.
Большинство неоконсерваторов безоговорочно поддерживают Израиль, в котором они видят наиболее надежного союзника США на Ближнем Востоке и оплот демократии в этом регионе мира[2].
Принципы Фрэнсис Фукуяма выделяет четыре основных принципа (приводятся по В. Сендерову)[3]:
Убеждение, что характер внутреннего режима каждой страны влияет на ее внешнюю политику — и уже поэтому не может не быть предметом интереса и давления со стороны либерально-демократических обществ. Это убеждение отличает неоконсерваторов от «реалистов», всегда выражающих готовность «торговать хоть с людоедами» и декларирующих свое безразличие к чужим внутренним делам.
Убеждение, что американская мощь уже используется и должна использоваться в нравственных целях: мощь США, в том числе и военная, необходима для решения задач морального характера. США, главенствующая в мире держава, несут особую ответственность. Таким образом закрепляется роль США как «мирового полицейского»[4].
Недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования.
Скептицизм в отношении как легитимности, так и эффективности механизмов международного права и международных институтов в деле обеспечения безопасности и справедливости.
Основные положения современной неоконсервативной программы были изложены Уильямом КристоломиРобертом Каганомв 1996 году. Суть их была выражена в следующем[5]:
США призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» (англ.benevolent global hegemony) во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета, возникшего в результате международной и оборонной политики прошлых лет.
Авторы статьи предлагают следующие «три императива»:
Значительное увеличение военного бюджета.
Пропаганду патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения, «единение народа и армии», рекрутирование в её ряды как можно больше добровольцев.
«Моральная ясность» (англ.moral clarity) действий — не дожидаясь появления угроз, активно распространять во всем мире американские политические принципы — демократию, рыночную экономику и уважение к свободе.
Повсеместное распространение американской модели демократии любыми средствами, вплоть до военных, было одной из главных задач, провозглашенных «неоконами». Уильям Кристол в одном из своих очерков писал: «Сталкиваясь с неординарными событиями, Соединенные Штаты всегда будут чувствовать свою обязанность всеми средствами защищать демократическую нацию от нападения недемократических сил, внешних и внутренних»[6].
Исследователи отмечают, что «Для неоконсервативной революции в Америке проблема стран Ближнего Востока стала одним из главных идеационных и мобилизирующих инструментов»[6] (см. также Исламофашизм). По мнению известного мирового топ-инвестораМ. Фабера(март 2015 г.): "неоконсерваторы разрушили Ближний Восток своими методами. По сути, они дестабилизировали весь Ближний Восток"
- 1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48