Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа
№1 семестра
ПТСБМЕННАЯ РАБОТА №1
Дисциплина: Философия
Номер темы реферата №11
Тема: Онтология и гносеология Платона
Выполнила: Лукьянова Олеся Валдимировна
38.03.01 Экономика
Группа: ЭСК-21-21(2)
Проверил(а): ______________________
_____________________________ (дата)
Омск 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Номер темы реферата №11 1
ГЛАВА 1. Онтология Платона 4
1.1 Философская система Платона 4
1.2 Мир идей 5
1.3 Учение Платона о душе 7
ГЛАВА 2. Гносеология Платона 9
2.1 Учение Платона о знании и познании 9
2.2 Значение объективного идеализма Платона 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена значением философии Платона в развитии, как самой философии, так и других наук. Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании.
Среди многих мыслителей, особенно материалистического направления, было распространено мнение, что идеалистическая философия Платона бесплодна и ведет к удалению от материальных начал мира. По нашему мнению идеалистическая философия Платона является важным шагом в развитии методологии науки в изучении окружающего мира, как материального так и духовного его воплощения. Именно в это аспекте является важным поиск первоначала явление и процессов окружающего мира.
Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории являются фундаментальными для философской науки. Его идеи прослеживаются не только в философии, но и в мировой культуре.
Его древние последователи подчеркивали религиозную и мистическую составляющую его учения и считали его божественным учителем; средневековые мыслители - называемые предшественниками христианского мировоззрения; Мыслители эпохи Возрождения - философ идеальной любви и политический утопист; классические немецкие философы как рациональные идеалисты; мыслители XIX - XX веков - предшественники некоторых методов современной философии; политический экономист 19 века.
Целью данной работы является изучение онтологии и гносеологии Платона. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать онтологию Платона.
2. Рассмотреть гносеологию Платона
ГЛАВА 1. Онтология Платона
1.1 Философская система Платона
Платон (427—347 до н.э.) — любимый ученик Сократа, который по праву считается гением философии. К его творчеству следует отнестись с особым вниманием. Платон (греч. — плотный, широкий) — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом.
Платон изначально поддерживает философские позиции Сократа. В своих диалогах Сократ представляется борцом за правду, её учителем и мучеником. Адаптируя эту философию, Платон подготавливает своё философское видение, формирует собственную концепцию объективного идеализма, которая должна была стать для эллинов непосредственным руководством в их жизнедеятельности. Завершают эту систему произведения «Государство» и «Законы», как яркий симбиоз этических, философских и политических принципов, нацеленных на практическое решение вопросов и проблем бытия.
Непостоянству миру вещей Платон противопоставил константный мир идей, как мир «истинного бытия», обосновывая господство общего, функционирующего вне единичного и над ним.
Философская система Платона — это логическое развитие основных принципов миропонимания как самого Сократа, так и ряда идей досократовской натурфилософии. Философия Платона является синтезирующей основой многих моментов предшествующих ей философских учений. В частности, Платон при разработке своего учения использовал ряд идей досократовской философии, и прежде всего гераклитовскую концепцию всеобщего становления, элейскую концепцию об истинном, едином и неподвижном бытии, пифагорейскую концепцию о числах как истинных сущностях вещей, концепцию Эмпедокла о борьбе двух космических сил (Любви и Ненависти), анаксагоровскую концепцию о Нусе (уме) — Творце Вселенной, сократовскую концепцию о «всеобщем» как основе этики.
Позаимствовав ряд идей из прежних философских учений, Платон творчески подошел к разработке их на другом, более высоком уровне. Объединяя в своем учении идеи различных философских школ Древней Греции, философия Платона тем не менее не является эклектической концепцией, а представляет собой цельное философское учение, построенное на основе идеалистического миропонимания.
1.2 Мир идей
Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их ʼʼидеямиʼʼ,или ʼʼэйдосамиʼʼ. Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущностьвещей. Главный тезис Платона состоит в том, что ʼʼ…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видетьʼʼ.
Идеи представляют из себя всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге ʼʼГиппий Большийʼʼ описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос˸ ʼʼЧто такое прекрасное?ʼʼ, Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. Речь идет о таком прекрасном, которое ʼʼникогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразнымʼʼ, о том, ʼʼчто есть прекрасное для всех и всегдаʼʼ. Понятое в данном смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.
Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в данном мире.
Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.
Идея добра. Согласно Платону, идея добра - высший объект познания. Он разработал целую концепцию идеи добра. Об этом мы говорим в диалоге Государство. К счастью, согласно теории Платона, это не только явление, которое положительно оценивается с точки зрения этики. Это также в некотором смысле онтологическое совершенство, например, качество конкретной вещи, ее полезность и высокое качество. Добро - это не удовольствие и не то, что приносит пользу. Добро Платона само по себе. Хорошее нельзя определить как удовольствие, потому что нужно признать, что есть плохие удовольствия. Нельзя называть добром то, что приносит пользу только нам, потому что одно и то же может навредить другому.
В трудах Платона Добро сравнивают с Солнцем. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными для зрения, так и того, что человек получает способность видеть объекты. Точно так же в сфере чистого познания идея добра становится
необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как резюмирует Сократ в диалоге Государство: то, что дает познаваемым вещам истину и дает человеку способность знать, вы и рассматривать идею добра - причину познания и познаваемости истины..
Таким образом, можно выделить основные признаки идей˸ вечность; неизменность; объективность; безотносительность; независимость от чувств; независимость от условий пространства и времени.
Важное место в философии Платона занимает учение о триаде. По его мнению, в материальном мире есть три субстанции: одна - разум и душа. Один - основа существования. У него нет характеристик: начало, конец, целостность, содержание, форма. Это то, что выше любого существа и сознания. Это основа всего - идей, вещей, явлений, свойств предметов. Ум исходит от одного. Связано с тем. Противоположность одному. Это суть всего. Ум суммирует все живое на Земле.
Душа - подвижное вещество. Он связывает между собой различные категории жизни, явлений, вещей. В философии Платон - это концепция отдельной человеческой души и души всего мира. Душа человека - это часть мировой души. Сама душа бессмертна. Только тело может умереть. В то же время душа принимает новую телесную форму. Все это происходит по закону Космоса.
В теории идей Платон характеризует отношения между вещами, идеями и пространством. Также теория идей включает в себя явления, сопровождающие все, что существует: теорию познания, идею добра.
1.3 Учение Платона о душе
Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни.
После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей.
Платон выделяет три начала души:
-
Разумное начало - сосредоточение на познании и полностью осознанной деятельности. -
Неистовый старт - стремление к порядку и преодоление трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых похотей и даже часто с ними спорят: мы замечаем, как человек, одолеваемый желаниями, несмотря на способность рассуждать, ругает себя и злится на этих насильников, поселившихся в нем. Гнев такого человека становится союзником его разума в этой борьбе, которая, кажется, идет между двумя сторонами. -
Страстное начало - выраженное в бесчисленных желаниях человека. В диалоге Платона Государство сказано, что начало, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду, овладевает другими желаниями, мы назовем начало необоснованным и тоска, близким другом всем. виды удовлетворения и удовольствия.
Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души.
Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».
Таким обозом, учение Платона о познании и о душе закладывают основы его подхода к государству и обществу в целом.
ГЛАВА 2. Гносеология Платона
2.1 Учение Платона о знании и познании
Учение о знании тесно связано с теорией “идей” Платона. Потому что знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе самому – то есть “идеи” и высшую из них “идею” блага. С учением о знании связано также учение о душе, которая является посредником между мирами “идей” и чувственных вещей. Цель души – постижение “идеи”. В диалоге “Федр” говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире. В “Государстве” также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе,