Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы правовых знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Субъекты наследственных правоотношений
При определении субъектов наследственных правоотношений четких позиций нет. Так, по мнению Г. С. Лиманского, субъектами наследственного правоотношения признаются, с одной стороны, наследник или наследники, выступающие как одно лицо, порождая множественность лиц, и все иные лица, с другой стороны. И. Б. Рябцева настаивает, что субъектами наследственного правоотношения являются только наследники определенного наследодателя, осуществившие право на принятие наследства. При этом отметим позицию О. Н. Мананникова, по мнению которого другие субъекты гражданского права, с которыми вступает в отношения единственная сторона наследственного правоотношения - наследник (а круг их исчерпывается нотариусом и органами государственной и муниципальной власти) не могут быть отнесены к стороне наследственного правоотношения, так как наследник не вступает с ними в имущественно-стоимостные отношения, касающиеся объекта наследования - наследства. Нотариус вступает с наследником в правовые отношения, регулируемые другим институтом права - нотариатом. А органы государственной и муниципальной власти взаимодействуют с наследником в рамках административно-правовых отношений.
Е. А. Суханов отмечает, что субъектами наследственного правоотношения являются наследодатель и наследники. А. П. Сергеев и Ю. К. Толстой считают, что наследодатель субъектом наследственного правоотношения не является, т.к. «покойники субъектами правоотношений быть не могут».
На наш взгляд, наследодатель - это основная фигура наследственного права, потому что именно его имущество, права и обязанности переходят к наследникам. Однако мы поддерживаем позицию тех авторов, которые не могут согласиться с тем, что наследодатель является субъектом наследственных правоотношений, поскольку с момента смерти гражданина прекращается его правоспособность, а значит, он не может быть субъектом каких-либо правоотношений.
Наследодателем признается любое физическое лицо или гражданин, объявленный умершим решением суда. Это может быть как ребенок, родившийся живым, но умерший спустя какое-то время, так и человек преклонного возраста. При этом требуется, чтобы у умершего было имущество, которое может переходить по наследству, так как при отсутствии наследства наследование не возникает.
Необходимо отметить, что в юридической литературе существует позиция, согласно которой вступление в брак лица, не достигшего 18-летнего возраста, не порождает у него права завещать свое имущество. Аргументируя свою точку зрения, П. С. Никитюк ссылается на два обстоятельства. Первое заключается в том, что понятия «гражданская дееспособность и «завещательная деятельность как способность создавать права и обязанности на случай своей смерти для других» не являются тождественными. Второе обстоятельство заключается в том, что вступление в брак лица, не достигшего 18-летнего возраста, не порождает у него права избирать и быть избранным, не изменяет его правосубъектности. Нам представляется верной позиция Л. Ю. Грудцыной по этому вопросу, которая утверждает, что подобные обстоятельства не являются состоятельными, т.к. основываются на неверном, казуистическом толковании закона. Во-первых, гражданская дееспособность включает в себя и право завещать; во-вторых, нормы других отраслей права не могут являться критерием в данном случае. Недееспособные и частично дееспособные лица не могут составлять завещания. После их смерти возможно только наследование по закону. Утрата завещателем дееспособности после составления завещания не влияет на силу последнего.
При жизни гражданина имеются лишь его потенциальные наследники, т.е. лица, обладающие наследственной правоспособностью. Наследственная правоспособность - способность со стороны наследника принять наследство. Каждый потенциальный наследник обладает способностью наследовать, которая возникает, как и гражданская правоспособность в целом, с момента рождения и прекращается смертью гражданина. Потенциальными наследниками по закону являются родственники до пятой степени родства, усыновленные и их потомки, и усыновители и их родственники, переживший супруг, нетрудоспособные иждивенцы, отчим (мачеха) и пасынок (падчерица) наследодателя. Завещатель же сам устанавливает своих потенциальных наследников.
Как правило, каждый гражданин знает своих потенциальных наследодателей и наследников, хотя никто не знает наверняка, является ли он потенциальным наследником своего, например, отца, потому что завещанием может быть нарушен естественный порядок наследования и потенциальный наследник по закону может быть лишен наследственной правоспособности и статуса потенциального наследника конкретного потенциального наследодателя, а другое лицо, наоборот, может приобрести такой статус.
В некоторых случаях завещание является единственным юридическим фактом, порождающим наследственную правоспособность и статус потенциального наследника конкретного гражданина, что относится к юридическому лицу, публичному образованию, иностранному государству и международной организации.
Наследственной правоспособностью обладают органы местного самоуправления, города федерального значения, Российская Федерация, которые могут наследовать по закону выморочное имущество.
В ст. 1116 ГК РФ называет все категории лиц и образований, которые вообще могут являться наследниками.
Субъектами наследственного правопреемства являются физические и юридические лица, которые призываются к наследованию, законодатель называет их наследниками. Под физическими лицами следует понимать не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства, которые призываются к наследованию по завещанию и/или по закону при условии, что находились в живых в день открытия на наследства. Это правило применяется с учетом положений п. 2 ст. 1114 ГК РФ о коммориентах, которые были известны еще Древнему Риму.
При этом законодатель четко разделяет их на две группы в зависимости от основания призвания к наследованию. Как подчеркивает Г. С. Лиманский, только граждане и Российская Федерация принадлежат к двум группам наследников одновременно. Принимая во внимание это обстоятельство, автор отмечает, что первые выступают наиболее распространенной категорией правопреемников.
Кроме того, согласно ст. 1166 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства, так называемые насцитурусы. Несмотря на свою длительную историю, эта правовая ситуация оценивается юристами по-разному. Так, некоторые авторы полагают, что в этом случае законодатель признает право ребенка на наследование с момента его зачатия и, следовательно, правоспособность также возникает с момента зачатия. Однако эту позицию поддерживают далеко не все авторы. Большая группа ученых все же придерживается мнения, что «предшествующее отделению от матери зародышное состояние человека, эвентуально, не есть безразличное для цивильного права. Если за беременностью последует рождение младенца живым, тогда и предшествующее состояние окажется для вопросов права не безразличным», т.е. ребенок приобретает право на наследство.
Таким образом, признавая насцитуруса наследником, законодатель имеет в виду, что право на наследование возникнет у него в случае рождения живым. При этом возникшее право будет действовать с обратной силой.
Гражданским Кодексом РФ определены как лица, которые могут быть наследниками, так и граждане, которые не имеют права на получение наследства (недостойные наследники).
Необходимо отметить, что наиболее распространенным основанием, по которым один из наследников просит признать другого наследника недостойным, является совершение противоправных действий в отношении наследодателя либо наследника, либо в связи с уклонением наследника от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя.
Из буквального толкования положения п. 1 ст. 1117 ГК РФ следует, что противоправное действие лица, против которого учинен иск, должно носить умышленный характер; совершение таких умышленных действий обусловлено исключительно намерением призваться к наследованию (самому или другому лицу) либо увеличить долю в наследстве (свою либо другого лица).
Анализ судебной практики показывает, что для признания лица недостойным наследником достаточным является факт совершения умышленного противоправного действия против наследодателя, при этом, мотив совершения такого действия, не является значимым. Так, решением Орджоникидзевского суда г. Перми Ж. (супруга наследодателя) признана недостойным наследником по иску С. (сестра наследодателя). Из материалов дела следует, что приговором суда Ж. признана виновной в совершении умышленного противоправного деяния в отношении наследодателя (угроза убийством, нанесение побоев, вымогательство, организация убийства и руководство его исполнением). Данным приговором установлено, что целью организации Ж. убийства мужа явились личные неприязненные отношения, возникшие между ними на почве раздела квартиры, в которой они оба проживали. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта совершения Ж. умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, которые способствовали призванию ее к наследованию.
Таким образом, суд исходил из того, что необязательно, совершая противоправные умышленные действия против наследника, лицо должно осознавать, что они приведут (или могут привести) к открытию наследства в связи со смертью. Достаточным для признания лица недостойным наследником является сам результат таких действий, т.е. наличие причинно-следственной связи между действиями и наступившими последствиями (смерть наследодателя).
Как правило, в удовлетворении исковых требований о признании недостойным наследником по иным основаниям (совершение противоправных действий в отношении других наследников, злостное уклонение от выполнения обязанностей по отношению к наследодателю) суды отказывают.
1.3 Правовое регулирование
Наследственное правоотношение является регулятивным, так как возникает из правомерных действий субъектов, а также имущественным, поскольку интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет перехода к нему наследственного имущества.
Однако вопрос о том, следует ли считать данное правоотношение абсолютным или относительным, решается в науке неоднозначно. По мнению одних ученых, наследственное правоотношение является абсолютным и возникает в момент смерти наследодателя между наследниками и всеми окружающими лицами.
Другие выделяют в его структуре отдельные этапы, по мере прохождения которых данное правоотношение приобретает черты то абсолютного, то относительного правоотношения. Так, О. С. Иоффе и Ю. К. Толстой указывают на наличие в структуре наследственного правоотношения двух стадий. Первая из них определяется периодом от открытия наследства, в момент которого у наследника возникает право на его принятие и длится до принятия наследства. Вторая стадия наступает с момента принятия наследником наследства.
П. С. Никитюк выделяет в структуре наследственного правоотношения не две, а три стадии. Принятие наследства одним или несколькими из наследников не создает для них права распоряжения наследством до явки остальных наследников или истечении срока, установленного для принятия наследства. Но и после этого момента наследственное правоотношение не всегда прекращается, так как в отношении ряда объектов наследники становятся активно легитимированными лишь в результате постановления соответствующими юрисдикционными органами решений о подтверждении законности их наследования. В связи с этим автор предлагает разделить наследственное правоотношение на следующие стадии. Первая стадия, возникающая с момента открытия наследства и развивающаяся до принятия его одним из наследников. Вторая стадия, возникающая с момента принятия наследства одним наследником и продолжающаяся до принятия наследства всеми наследниками при разновременности принятия наследства несколькими наследниками. И, наконец, третья стадия, заключающаяся в правовом оформлении наследства.
Г. С. Лиманский отмечает, что наследственное правоотношение относится к правоотношениям с простой структурой, поскольку наследник (наследники) наделяются только правами в отношении всех посторонних лиц, на которых возлагаются обязанности не препятствовать ему в их осуществлении. В связи с этим автор выделяет внешние наследственные правоотношения, связывающие наследника (наследников) с иными лицами, носящие абсолютный характер, и внутренние наследственные правоотношения, связывающие наследников между собой, носящие относительный характер.
Объектом наследственного правоотношения, т.е. тем, по поводу чего оно возникает, признается наследство, которое относится к такому объекту гражданского права как имущество. В наследство включаются только вещи, имущественные права и иное имущество, включая имущественные обязанности, по которым на наследников возлагается ответственность в размере стоимости полученного наследства.
Содержанием наследственного правоотношения являются имущественные права и обязанности наследников, перешедшие к ним от наследодателя. Однако, как отмечает И. Б. Рябцева, данные права и обязанности имеют одну особенность, которая заключается в том, что до момента оформления наследственных прав наследникам нельзя осуществить унаследованные ими права на законном основании, а кредиторам до этого момента нельзя получить исполнения.
Условно, содержанием наследственного правоотношения можно назвать право наследников на наследство (точнее, на все наследственное имущество в совокупности, включающее в себя вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности), доля в котором (в большинстве случаев) не может быть точно определена до момента оформления наследственных прав.
Итак, подводя итог, отметим, что наследственное правоотношение понимается нами как единое общественное отношение, урегулированное нормами наследственного права и опосредующее переход наследственного имущества от наследодателя и к наследникам в порядке универсального правопреемства, имеющее абсолютный характер, содержанием которого является право наследников на наследство и корреспондирующая ему обязанность неопределенного круга лиц не нарушать данное право.
Субъектами наследственного правоотношения признаются, с одной стороны, наследник или наследники, выступающие как одно лицо, порождая множественность лиц, и все иные лица, с другой стороны.
Наследники разделяются на две группы в зависимости от двух главных оснований призвания к наследованию - по завещанию или закону, причем наполнение этих групп обуславливается исключительно интересами правопорядка, поскольку в некоторых странах в отличие от правил российского наследственного права наследниками по закону могут быть юридические лица и иные публично-правовые образования (помимо государства).