ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Педагогика и психалогия |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.04.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология здоровье |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1,2__
Психология личности
по учебному курсу
«Введение в предмет психологии личности»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | ФРОЛОВ В.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХмвд-2204е | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023г.
Практическое задание 1.
Личность как предмет изучения. Определения и основные подходы.
Раздел 1. Введение в предмет психологии личности
Формулировка задания 1
Воспользовавшись дополнительными источниками и оглавлением основного учебника по предмету, выпишите 10 определений личности, указав автора, источник, а также психологическую школу или подход, представителем которого является автор определения.
Определения внесите в таблицу 1 (бланк выполнения задания 1).
Бланк выполнения задания 1
Таблица 1
№ | Определение | Автор | Источник | Психологическая школа (подход) |
1 | Ансамбль непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных подструктур психики, которым соответствуют биологические и социальные тенденции развития | З. Фрейд | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Психоанализ |
2 | Человек, индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности | К.К.Платонов | Психология личности: электронное учебное пособие/ Г.А. Виноградова и др. – Тольятти, Изд-во ТГУ, 2017г. | Отечественная |
3 | Присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта | Дж. Келли | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Когнитивная |
4 | Динамическая организация всех психофизических систем человека, определяющих его поведение и мышление | Г. Олпорт | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Диспозиционная |
5 | Присуща каждому человеку, есть то, что отличает человека от животных, продукт исторического развития, индивидуальная отличительная характеристика человека. | Д.А. Леонтьев | Психология личности: учеб пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. | Отечественная |
6 | Конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями | П. С. Гуревич | Психология личности: учеб пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. | Отечественная |
7 | Совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. | С.Л. Рубинштейн | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Отечественная |
8 | Это организованная, субъективно воспринимаемая целостность и центр всех индивидуальных переживаний | К. Роджерс | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Гуманистическая |
9 | Сложный паттерн непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации | А. Бандура | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Бихевиоризм |
10 | Совокупность состояний Я, отражающих разные уровни социальной зрелости (Ребенок, Взрослый, Родитель), и проявляющихся в общении с другими людьми, в постоянном обмене трансакциями | Э. Берн | Психология личности: учебное пособие / сост. С.В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019 г. | Трансактный анализ |
Практическое задание 2.
Системный подход к изучению личности
Раздел 1. Введение в предмет психологии личности
Формулировка задания 2
Напишите эссе на тему: «Многообразие феноменологии личности и возможности системного подхода для его описания и объяснения».
В качестве структуры эссе используйте следующий план изложения:
-
Человек как индивид в системе биогенеза. -
Человек как личность в системе социогенеза. -
Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.
Рекомендации. При выполнении задания придерживайтесь следующих рекомендаций:
-
Текст эссе имеет небольшой объем. Общепринятый размер – от двух до пяти-семи страниц компьютерного текста. Рекомендуемый шрифт 14, интервал 1,5. -
Несмотря на субъективную трактовку изложения тема должна быть конкретной. Важно выделить основную мысль и развивать ее в качестве ответа на поставленный в самом начале вопрос. -
Свободная композиция изложения – особенность эссе. Вы можете воспользоваться заданным вам ранее для подсказки планом, но эти рамки не должны ограничивать вашего свободного рассуждения. -
Следует соблюдать непринужденность повествования и разговорный стиль изложения. Не стоит наполнять свой текст цитатами из учебников и официально принятыми определениями. Избегайте усложненных, излишне строгих построений предложений. Однако помните, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, поэтому важна предварительная подготовка – изучите материал учебника и дополнительные материалы. Ваша задача – показать проблему с различных сторон простым языком. Как сказал Шопенгауэр: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Язык изложения должен быть научным. -
Проверьте свой текст на внутреннее смысловое единство. Несмотря на то, что эссе – это произведение, свободное по построению и отражающее субъективную точку зрения на изученный ранее предмет, необходимо достичь логичного согласования основных тезисов и утверждений.
Дополнительные рекомендации по работе над эссе можно найти в Интернете:
-
Эссе – что такое, как писать, сочинение эссе, примеры http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay. -
Рекомендации по написанию эссе http://www.ifrs-professional.com/rekomendacii-po-napisaniyu-esse.
Ответ:
Эссе
Многообразие феноменологии личности и возможности системного подхода для его описания и объяснения.
В психологии терминология отдельных понятий запутана, неоднозначна, и зависит от определенной психологической школы или автора. Так и термин «личность» имеет разные трактовки и может употребляться в различных значениях. Личностью могут называть отдельно взятого человека, что по сути, в большей степени, может соответствовать понятию «индивид», могут обозначить им внутренний мир человека или особенности психической структуры. Но не делают человека личностью ни его индивидуальные свойства, ни наличие внутреннего мира, ни тем более его индивидные свойства.
Каждый человек несет в себе единственный в своем роде генотип, который обуславливает набор биологических характеристик, влияющих на течение его психических процессов. Эти свойства — первооснова человека, и так же свойства индивида (от лат. Individuum – неделимое, особь), представителя человеческого рода, который является клеточкой социальной группы, неразложимым элементом. Индивид детерминирован природой, несет в себе набор потребностей, и не имеет универсального содержания. Он всегда «один из», но поглощен борьбой за собственную жизнь, что порождает переживание изоляции. И лишь вступая в отношения с другими членами общества возможно преодолеть свою оторванность и удовлетворить потребности. Одной из потребностей человека является реализация своей природы, своих способностей в реальном мире. Чтобы раскрыть самого себя человек устанавливает близкие связи с людьми, ищет свое место в рамках существующего общественного порядка.
Когда индивид обрел личную свободу, получил возможность выходить за рамки своей социальной деятельности, накапливать духовные, психологические, социальные качества, начался процесс индивидуализации (исторически он начался в Италии в эпоху Возрождения).
Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт как индивида, личности и субъекта деятельности, которая является выражением единства всех уровней его организации. Человек обосабливается, разрушает или ограничивает социальные связи, что порождает чувство одиночества. Поэтому данное понятие выражает не столько меру общественных связей человека
, сколько его выделенность из них. Он может быть отнесен к группе, типу, классу, но существовать в единственном и неповторимом числе. И осознает свою обособленность, индивидуальное внутренне богатство. Индивидуальное часто так же означает иррациональное, противоположное общему, обязательному, разумному, нормативному. Индивидуальность выражает некую целостность , но сам человек , несущий данную индивидуальность может оказаться принципиально разрозненным, разорванным, фрагментарным и одномерным. То, что мы принимаем за целое, может оказаться компонентом какой-то другой, более значимой целостности.
Целостность есть сплав противоположностей, не существующих отдельно, но дополняющих друг друга до чего-то большего. Целостность является обязательным условием развитием гармоничной личности, так как личность никогда не есть часть в отношении к чему-то общему.И индивидуальность, как и целостность, является компонентом личности.
К. Юнг определял личность как способную к сопротивлению и обладающую силой душевную целостность. Н. Бердяев считал, что человек может иметь яркую индивидуальность, и не иметь личности. Понятие личности предполагает гармоничное, универсальное развитие всех человеческих задатков. По мнению Кьеркегора стать личностью можно только освободившись от всего внешне существующего. Человек должен сам принять на себя полную ответственность не только за себя, но и за свои поступки. Способность человека к постоянному осознанному и ответственному выбору означает готовность личности отстаивать свое достоинство и уникальность.
Личность невозможна без социума, поскольку именно в нем реализует свои качества. И является результатом процесса социализации. Она входит в социальный план, выходя из духовного.
Таким образом, можно заключить, что личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими способностями.
Список используемой литературы
1. Гуревич П. С. « Психология личности»: учеб. пособие / П. С. Гуревич. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 566 с. -
2.Психология личности [Электронный ресурс] : электронное учеб. пособие / Г. А. Виноградова [и др.] ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Теорет. и прикладная психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2017. - 111 c. - Глоссарий: с. 95-100. - Прил.: с. 101-111. - ISBN 978-5-8259-1207-3 : 1-00 Репозиторий ТГУ https://dspace.tltsu.ru/handle/123456789/6205