Файл: Основные понятия инвалид и инвалидность.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деонтология социальной работы с лицами с инвалидностью

Основные понятия: инвалид и инвалидность


Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности с физическими, отклонениями.

Инвалид — человек возможности которого ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Слово «инвалид» (от латинского слова, буквально означающего «бессильный», «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями».

Тем не менее слово «инвалид» часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Генеральной Ассамблей ООН в 1982 году была принята всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая, подчеркивает необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинств людей с ограниченными возможностями.

В 2006 году принята «Конвенция о правах инвалидов» идеологическую основу которой составляют требования не допускать дискриминации инвалидов, соблюдать взаимную ответственность людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом

В России действует программа «Доступная среда»

На 2011-2015 гг., цель которой интеграция инвалидов с обществом к 2016 году.

С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: “Инвалид не инвалид —Люди так не делятся!».

Но к сожалению, вдруг оказалось, что многие из нас не умеют и не знают как правильно общаться с людьми инвалидами, чтобы не обидеть, и не задеть их чувства собственного достоинства.

Нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства людей с ограниченными возможностями, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием инвалида.

Специфические нормы этикета при взаимодействии с инвалидами

-при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником;

-необходимо помнить, что инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней;


нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

- следите за окружающей обстановкой, иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника;

-помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Этика общения с людьми, испытывающими трудности при передвижении


Есть люди, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п.,

но используют коляску для экономии сил и того, чтобы быстрее передвигаться.

Если вы готовите встречу, в которой участвуют люди, имеющие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.

Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Этика общения с людьми с нарушенным зрением

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. Все это можно выяснить и учитывать при общении.

Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Работая с документами всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифт «по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета.



Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.

Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как вы обычно ходите.

Не нужно хватать незрячего человека за руку - она помогает ему сохранять равновесие.

Осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели.

Этика общения с людьми с нарушенным слухом


У людей с нарушениями слуха - другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия.

Абсолютно неслышащих людей очень мало, часто люди слышат отдельные частоты, определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно.

Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Люди испытывая неловкость совершают несколько распространенных ошибок: делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; перебивают говорящего словами «я понял»; договаривают за собеседника; прерывают общение.

Некоторые люди, с нарушением слуха, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

Помните:

• из десяти слов хорошо прочитываются только три;

• нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова - это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности;

• нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Начиная разговор с человеком, у которого плохой слух, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет - слегка положите ему руку на плечо или похлопайте - но не резко.

-смотрите прямо на него;

-не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица;


-говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос (кричать);

-убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь - вежливо спросите об этом;

-используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь терминами и сложными речевыми конструкциями;

-если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его;

-сложную информацию лучше записать (продублировать), особенно если это цифровые данные.

Не забывайте о среде, которая вас окружает, в больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.


Если вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу. Но помните, быстрое мигание света будет ассоциироваться с опасностью.

Переводчик: необходимость в его участии зависит от ситуации и людей, вовлеченных в общение.

Участие переводчика позволяет:

•повысить качество общения и избежать непонимания;

•избежать недоразумений и недовольства при разговоре;

•экономить время;

•участники разговора более свободно и богато выражают свои мысли.

Этика общения и работы с людьми с ограничениями здоровья подразумевает, что главное при взаимодействии с ними – это уважение, доброжелательность и стремление помочь.

Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно.

Спасибо за просмотр