ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер).
  • Эволюционизм - теория, утверждающая, что все человеческие общности проходят идентичные стадии в развитии своих форм экономической, социальной и правовой организации.
  • Р.-Л. Карнейро: ≪эволюция это переход от состояния относительно неопределенной и несвязанной однородности к состоянию относительно определенной и связанной разнородности через последовательные процессы дифференциации и интеграции≫.

Представители

  • Наиболее видными представителями этого направления стали:
  • Пост («Основы юридической юриспруденции», 1890),
  • Баховен,
  • Дж. Мак-Леннан («Первобытный брак»),
  • Л. Г. Морган («Системы кровного родства и родственные связи в семье», 1871),
  • Г. Самнер-Мэн («Древнее право», 1861, «Древнейшая история учреждений», 1875).
  • Вклад Бахофена : Основной заслугой Бахофена было то, что он вышел за рамки письменной истории и показал совпадение по времени обычаев, которые не только относились к отдаленным эпохам, но и сосуществовали в пространстве с системами права, поделившими между собой мир на зоны исключительного влияния. Баховен был основателем сравнительного права .   
  • Дж. Мак-Леннан был вместе с Бахофеном предшественником анализа степени родства. Он изобрел термины эндогамия и экзогамия; изучил левират, который он увязал с полиандрией; его заслуга состоит прежде всего в том, что он привлек внимание к степеням родства и дал их классификационную типологию. 
  • Льюис Г. Морган (1818-1881)- главный представитель эволюционизма этого времени. Его работы помимо своего технически новаторского характера, другому обстоятельству: они составили основу марксистской теории антропологии. 

Агафонова Е.А.:

Эволюционизм в антропологии сформировал метод реконструкции, опирающийся на то, что в современной жизни от прошлого сохраняются отдельные элементы культуры, социальной организации, хозяйственной деятельности, по которым можно восстановить эти давно умершие явления. Если в политическом направлении развития человечества эволюционизм предполагает переход от нецентрализованных систем к централизованным и этатистским системам институтов власти, то юридический эволюционизм выделяет появление правовых норм на особой фазе развития социума, признаком которой является возникновение институционализированных форм принуждения к исполнению права и судебных форм разрешения конфликтов. Иными словами — от мести к правосудию.

Однолинейный эволюционизм

  • Однолинейный эволюционизм рассматривает человеческие общности как некое связное и единое целое, подчиненное глобальным и общим законам трансформации, которые позволяют всем обществам пройти через фазы развития, одинаковые как по своему содержанию, так и по своей сменяемости, переходя гармонично из одной в другую.

Правовой эволюционизм

  • Правовой эволюционизм XIX в. XIX в. — это время создателей кафедральных соборов, если пользоваться выражением А. Негри.
  • Благодаря законам эволюционизма предпринимаются попытки написать сравнительную историю всех известных обществ, как экзотических, так и западных, соединенных регулярностью одних и тех же диахронических механизмов.
  • Первая серьезная попытка обобщить достижения эволюционизма в праве содержится в трудах Г. Поста, прежде всего в его ≪Этнологической юриспруденции≫, опубликованной в 1893 г., в которой он утверждал: ≪Когда мы будем знать всю этнологическую юриспруденцию, мы откроем для себя всеобщую юридическую систему, выражение устремлений и возможностей
  • человеческого существа≫.

Заслуги эволюционизма

  • К заслугам эволюционизма в юридической антропологии следует отнести то, что данная концепция позволила исследователям выйти за рамки изучения текстов римского права, заявить о необычайном многообразии систем права во всем мире, а также в попытке описать эти системы в соответствующих терминах и упорядочить их согласно критериям социально-экономического развития.
  • Концепция эволюционизма отвечала запросам своего времени и поэтому занимала доминирующее положение в юридической (и в социальной) антропологии на протяжении почти всего XIX в.

Недостатки эволюционизма

  • Недостатки эволюционизма – признание неполноценности, несовер­шенства традиционных и архаических систем права, по сравнению с современным западным правом, и вытекающее из этого искусствен­ное разделение человечества на два противоположных типа общества с различными системами права, видами логики и мировоззрения - не могли не вызвать критики со стороны исследователей других научных школ.
  • На рубеже 19-20 вв. эволюционизм постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического  направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции  культурно-исторического процесса, которая не была подтверждена конкретными этнографическими  материалами.

Эволюционизм

  • 1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры;
  • 2) развитие носит исключительно прогрессивный характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;

Эволюционизм

  • 3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на основе изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.