Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека. Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью ("учение о воскрешении» или более развёрнуто - "учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших»). Для Фёдорова "трудовое воскрешение» является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Преобладающий сегодня аналитический тип мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы.
Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое, предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому основная идея философии «всеобщего синтеза" состоит в преодолении противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития, как я считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне закономерно, что эта идея является утопической.
Космос Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, «странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты.
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова становится «хозяйством», подчинённым задаче воскрешения предков и его (космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в измерении "реального дела») неизбежно и вопреки желанию самого автора приобретает утопические черты.
В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф. Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора:
-
управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; -
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; -
перевод военной мощи в созидательную и мирную.
Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию".
Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как раз эту задачу и ставит разработанный в «Философии общего дела» проект "регуляции природы". Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы»: об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.
Заключение
Сегодня проблема экологии актуальна как никогда.
Я думаю, что мы на сегодняшний день зашли действительно далеко в изучении космоса. Человечеству до сих пор многое неизвестно о космосе и мире в целом. Многое из того что мы знаем о космосе до сих пор остаются лишь теориями. Однако, мы находимся на том этапе, когда человечество переходит от изучения космоса к его «покорению» или использованию его ресурсов. Уже в 2024 году планируется первая добыча ресурсов из космоса, а именно с астероида «(16) Психея». В его породе содержаться платина, железо и золото. Полет до его орбиты продлится до 2029 года.
И так, если раньше человечеству не хватало ресурсов для достижения дальних плане, то перспектива добычи ресурсов из космоса решит эту проблему.
Однако, несмотря на то, что человечество вот-вот научится добывать ресурсы вне Земли и устраивать базы ближних планетах, перспектива полноценного освоения других планет до сих пор очень далека от воплощения. И если человечество не научиться более бережно относиться к своей родной планете и её ресурсам, то такими темпами оно никогда не сможет достичь и постичь космос. Потому, как просто не успеет этого сделать.
Философия русского космизма уделяла много внимания проблеме экологии, показывая, что необходимо изменить свое отношение к природе и использовать ее ресурсы с умом и взвешенностью. Только в таком случае человечество сможет выжить и продолжать свое существование в космическом пространстве.
Философия русского космизма, выраженная в работах Николая Федорова, Константина Эдуардовича Циолковского, Владимира Ивановича Вернадского и других, представляет собой широкий миропонимательный комплекс, включающий в себя различные аспекты мироустройства, человеческого бытия, космических представлений и фантазий. В этой философии широко освещена проблема экологии.
Русский космизм видел будущее человечества в космическом пространстве. Он призывал к изучению космических явлений, к межпланетным путешествиям и к заселению других планет. Однако, этому миру нужно было сохранять свойства здоровой экосистемы. В философии русского космизма была сформулирована проблема экологии, которая рассматривалась как один из важных аспектов работы людей в космическом пространстве.
Константин Циолковский обратил внимание на важность сбалансированности и устойчивости человеческой жизни и энергии в космосе. Он подчеркивал, что население планеты Земля должно работать над созданием идеальной экосистемы для устойчивой жизни в космическом пространстве. Эта работа должна быть осуществлена с учетом экологических аспектов, таких как очистка воды, воздуха и почвы, восстановление нарушенных экосистем и создание новых, оптимизация использования природных ресурсов, использование возобновляемых источников энергии.
Владимир Вернадский обращался к экологическим вопросам, связанным с повышением гуманизма и обменом между народами. Он ставил задачу сохранения биосферы на планете Земля, призывая население к использованию и развитию возобновляемых природных ресурсов. Он отмечал, что проблемы экологии связаны с человеческой деятельностью, и что только благодаря гуманизации и развитию человеческой культуры эту проблему можно решить.
Список литературы
1. Владимирский, Б.М. Путями русского космизма: Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной / Б.М. Владимирский, Л.Д. Кисловский. - Москва: Мир, 2016. - 144 c.
2. Гройс, Борис Гройс Русский космизм / Борис Гройс. - М.: Ад Маргинем, 2015. - 336 c.
3. Леднев В. П. История русского космизма / В. П. Леднев. - Екатеринбург : Б. и. , 2015. - 212 с.
4. StudFile.net Основные течения в философии русского космизма. - https://studfile.net/preview/3550021/page:3/