Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине " Теория государства и права (право)" для студентовбакалавров дневной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра теории и истории государства и права СПбГЭУ


Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

Теория государства и права (ПРАВО)”


для студентов-бакалавров дневной формы обучения

2020/2021 учебный год

(Вопросы для проверки компетенций: «Знать»; «Уметь»; «Владеть»)
Компетенция «ЗНАТЬ»:

  1. Понятие о регуляторах общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. Социальные и технические нормы.

  2. Виды социальных норм

  3. Право в системе социальных норм, его особенности. Мораль и право.

  4. Происхождение права. Пути формирования права. Современные доктрины правопонимания.

  5. Теория естественного права

  6. Марксистская теория права

  7. Нормативистская теория права

  8. Психологическая теория права

  9. Социологическая теория права

  10. Право: понятие и признаки. Право в узком и широком смысле. Право в объективном и субъективном смысле. Естественное и позитивное право.

  11. Сущность и функции права.

  12. Право и государство: их взаимоотношения. Основные доктрины отношения права и государства.

  13. Норма права: понятие и признаки

  14. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций и санкций

  15. Виды норм права.

  16. Принципы, аксиомы, презумпции права. Дефиниции в праве.

  17. Принципы права, их классификация и законодательное закрепление.

  18. Система права: понятие, состав и структура

  19. Виды отраслей права, их систематизация и тенденции развития.

  20. Публичное и частное право, их признаки и критерии разграничения.

  21. Материальное и процессуальное право, их признаки и соотношение

  22. Предмет правового регулирования и его пределы. Средства правового регулирования: способы, методы и типы правового регулирования.

  23. Источники права в широком и узком смысле

  24. Нормативно-правовой акт как источник права. Отличие нормативно-правового акта от иных юридических актов.

  25. Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов


Компетенция «УМЕТЬ»:

  1. Проведите классификацию нормативно-правовых актов. Укажите сходство и различия между законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

  2. Укажите, из каких нормативных актов состоит законодательство государства. В чем выражается системность законодательства

  3. Сформулируйте понятие и укажите признаки закона. Проведите классификацию законов и укажите их место в системе нормативных актов.

  4. Дайте определение подзаконного акта. Проведите классификацию подзаконных актов, укажите их соподчиненность.

  5. Проведите анализ действия нормативных актов во времени. Укажите порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

  6. Проведите анализ действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

  7. Укажите необходимость систематизации законодательства. Дайте понятие систематизации и укажите ее виды и значение.

  8. Сформулируйте понятие правотворчества, укажите его принципы и виды.

  9. Укажите стадии правотворчества и их признаки. Проанализируйте законодательный процесс.

  10. Дайте определение понятию Правоотношение, укажите его признаки.

  11. Проведите анализ структуры правоотношения, дайте характеристику его основных элементов.

  12. Дайте определение понятию Субъект правоотношений и укажите его виды.

  13. Чем отличаются по содержанию и объему понятия Правосубъектность, Правоспособность, Дееспособность, Деликтоспособность.

  14. Дайте определение понятию Объект правоотношений и укажите его виды. Проанализируйте две противоположные доктрины об объектах правоотношений.

  15. Проанализируйте понятие Содержание правоотношения. Дайте определение понятиям Субъективные права, Юридические обязанности; укажите их существенные признаки (элементы).

  16. Проведите классификацию правоотношений по разным основаниям.

  17. Дайте определение понятию Юридический факт, укажите его существенные признаки, проведите классификацию фактов. В чем отличие юридического факта от фактического состава.

  18. Дайте определение понятию Реализация права, укажите его признаки. Укажите формы реализации права, определите, в чем их различия.

  19. Дайте определение понятию Применение права, укажите его признаки, проанализируйте его функции.

  20. Проанализируйте стадии правоприменительного процесса, укажите их отличительные признаки.

  21. Дайте определение понятию Акт применения права, укажите его признаки, проведите классификацию актов. Проведите анализ, в чем отличие акта применения права от иных правовых актов.

  22. Проведите анализ структуры правоприменительного акта, выявите его основные элементы и отношения между ними.

  23. Дайте определение понятию Толкование права. Проанализируйте этапы толкования, укажите необходимость толкования норм права.

  24. Проведите анализ понятия Толкование-уяснение норм права. Проведите классификацию способов толкования права, приведите примеры на каждый из способов толкования.

  25. Проведите анализ понятия Толкование права по объему, выделите виды толкования по объему, приведите примеры.



Компетенция «ВЛАДЕТЬ»:

  1. Проанализируйте виды толкования-разъяснения норм права. К какому виду толкования относится Постановление Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».

  2. Дайте определение понятию Акт официального толкования права, укажите его признаки. Выделите виды актов. К какому виду относиться Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ"

  3. Проведите классификацию юридических актов. К каким видам актов относятся: Указ президента РФ о назначении министра обороны РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

  4. Дайте определение понятию Юридическая техника, укажите ее виды. К реквизитам в начале правового акта относятся: а) название вида правового акта; б) название органа, его издавшего; в) наименование акта (заголовок)…Укажите недостающие элементы реквизитов.

  5. Дайте определение понятию Пробел в праве. В чем состоят различия таких способов преодоления пробелов, как устранение, восполнение, преодоление пробела. К какому виду преодоления пробела относится Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"

  6. Дайте определение понятию Коллизия в праве, укажите виды коллизий. Проанализируйте способы устранения коллизий. а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то какой акт следует применять; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется какой акт.

  7. Дайте определение понятию Правомерное поведения и укажите виды правомерного поведения. Является ли правомерным употребление, хранение или распространение наркотиков.

  8. Дайте определение понятию Правонарушение и укажите его признаки. В Юридический состав правонарушения входят … Укажите элементы состава правонарушения и дайте им характеристику.

  9. Проведите классификацию правонарушений, укажите причины их совершения. Является ли преступлением переход улицы в неположенном месте.

  10. Дайте определение понятию Юридическая ответственность, проанализируйте различные подходы ученых к определению юридической ответственности. Отец сделал замечание сыну, начальник сделал замечание подчиненному, руководитель предприятия наградил почетной грамотой работника… Являются ли перечисленные факты конкретными формами привлечения к юридической ответственности.

  11. Проанализируйте принципы юридической ответственности. Римская максима гласит: «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных». К какому принципу юридической ответственности эта максима относится. Целями юридической ответственности являются: карательная…Укажите другие цели.

  12. Проанализируйте основания юридической ответственности. Укажите, какие новые виды юридической ответственности выделяет в последние годы юридическая наука. 15-летний старшеклассник избил третьеклассника в школе так, что у того появились синяки и ссадины. Будет ли старшеклассник привлечен к уголовной ответственности.

  13. Проанализируйте институт освобождение от юридической ответственности в различных отраслях права. Укажите основания для освобождения от уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности.

  14. Дайте определение понятию Законность. Укажите основные принципы и гарантии законности. В соответствие со ст. 27 Конституции РФ о праве на свободу передвижения гражданин РФ переехал в 1994 году в другой город на постоянное место жительства. Однако местные власти отказались зарегистрировать гражданина по новому месту жительства, сославшись на то, что не принято Постановление правительства РФ о правилах регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. Какой вид гарантий не обеспечивало государство в 1994 году для граждан в связи с невыходом данного Постановления правительства РФ.

  15. Дайте определение понятию Правопорядок. В чем различие понятий Законность и Правопорядок. Как должен поступить судья в суде общей юрисдикции при решении конкретного дела, если у него возникло сомнение, что закон, на основании которого решается дело, не соответствует Конституции РФ.

  16. Дайте определение понятию Правовое регулирование, В чем отличие правового регулирования от правового воздействия. Укажите предмет правового регулирования и пределы правового регулирования. Президент государства Коломбо так разгневался на невоспитанное поведение молодых людей на званном обеде, посвященном выпускникам школ, что издал указ о правилах поведения за столом. Одновременно с этим он издал указ об обязательном высшем образовании в стране, которое обеспечивается средствами государства. Правомерны ли действия президента.

  17. Дайте определение понятиям Средства правового регулирования. Проанализируйте способы, методы, типы, режимы правового регулирования. Укажите их взаимосвязь. Какой применяется тип регулирования в объявлении: «Студенты Юридического ф-та получают учебную литературу в библиотеке 5, 6, 7 сентября»

  18. Проанализируйте понятие «Механизм правового регулирования», выделите его основные стадии. Парламент издал закон, в котором предусмотрел введение юридической ответственности за нарушение правил распространения информации в интернете, однако не указал государственный орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением указанных правил. На какой стадии механизм правового регулирования не будет «срабатывать» при реализации данного закона

  19. Дайте определение понятию «Правосознание» и проанализируйте его структуру. Приведите примеры правосознания на его разных уровнях. В чем отличие видов от форм правосознания. В правосознании какой европейской страны могло родиться следующее утверждение: «Бесполезные законы лишают силы необходимые законы». Обоснуйте ответ.

  20. Сравните Правовой нигилизм и правовой идеализм: в чем их сходство и различие. Каковы пути преодоления этих отрицательных явлений. Российский ученый С.Л. Франк писал: "Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков на хорошие и дурные, добрые и злые». Является ли такая позиция основанием для нигилизма. Обоснуйте ответ.

  21. Рассмотрите различные определения понятия Правовая культура. Укажите функции правовой культуры. В правовой культуре какой европейской страны могло родиться следующее утверждение: «Судьи - это вместилища права, живые оракулы, которые должны разрешать все спорные случаи и которые связаны клятвой выносить решение в соответствии с правом страны... Их познания в праве проистекают из опыта и обучения... а также из длительного изучения судебных решений их предшественников". Обоснуйте ответ.

  22. Дайте определение понятия Правовая система государства, проанализируйте ее структуру. Проведите классификацию основных правовых семей (систем) современности. О какой правовой семье идет речь: в ней ответственность несут группы людей или общины, а не индивиды, то есть ответственность несет семья или группа родственников за проступки её отдельных членов.

  23. Проанализируйте Англосаксонскую правовую семью (систему), в чем ее отличия от романо-германской семьи. В чем достоинства и недостатки источников права Англосаксонской правовой семьи по сравнению с источниками романо-германской семьи. О какой правовой семье идет речь: в ней судья играет в судебном процессе активную роль, действуют суды общей юрисдикции и специальные суды. Применяется апелляционная и кассационная формы обжалования судебных решений.

  24. Проанализируйте Романо-германскую правовую семью (систему), в чем ее отличия от англо-саксонской семьи. В чем достоинства и недостатки источников права романо-германской семьи по сравнению с источниками англосаксонской правовой семьи. О какой правовой семье идет речь: в ней судья играет в судебном процессе пассивную роль; действуют суды общей юрисдикции и отсутствуют специальные суды; применяется только апелляционная форма обжалования судебных решений.

  25. Проанализируйте Семью (систему) религиозного права. В каких странах она действует. Основными источниками мусульманского права считаются: Коран, сунна, иджма и другие. В чем достоинства и недостатки источников права мусульманской правовой семьи по сравнению с источниками права романо-германской семьи.



Составил: д.ю.н., проф. Бернацкий Г.Г.
26 мая 2020