Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра правового обеспечения экономической деятельности
Реферат
по дисциплине
«Юридическая педагогика»
на тему:
«10. Формы организации воспитательной работы»
Выполнила:
Никонова Алина Алексеевна
Институт права
Направление подготовки Предпринимательское
право, коммерческое право
Курс: 2 (магистратура)
Научный руководитель: к.ю.н., доцент
Карев Дмитрий Александрович
«___»____________2023 г
баллы________________
Самара 2023
Оглавление
«10. Формы организации воспитательной работы» 1
Введение 2
Понятие формы организации воспитательного процесса. Функции и методы 4
Организационные формы воспитательной работы. Классификации 6
Требования и условия организационных форм воспитательного процесса 9
Список использованной литературы 14
Введение
Воспитание – это основная категория педагогической практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.
Воспитание – это процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога.
В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней.
Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике.
Актуальность темы «Многообразие организационных форм воспитательного процесса» заключается в том, что гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – это уже в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Целью исследования является обоснование содержания и условий использования форм воспитательной работы в воспитательном педагогическом процессе.
Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:
-
определить основное понятие формы воспитания; -
содержательные компоненты использования организационных форм воспитательной работы в педагогическом процессе; -
выделить ряд условий, которые используются при воспитательной работе в педагогическом процессе.
Объектом исследования является организация воспитательного процесса в школе.
Предметом исследования являются организационные формы в воспитательном процессе.
Понятие формы организации воспитательного процесса. Функции и методы
Структурной единицей организации всего воспитательного процесса являются формы воспитательной деятельности – это способы организации воспитательного процесса, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т.д.
Говоря о форме воспитательной работы, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, прежде всего, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся.
Функции:
-
Организаторская.
Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.
-
Регулирующая.
Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
-
Информативная.
Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.
Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Метод воспитания – это способ действия воспитателя, который может действовать по-разному:
-
«воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»; -
«противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами; -
«содействовать», значит помогать; -
«взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (С.А. Смирнов).
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Организационные формы воспитательной работы. Классификации
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы.
По классификации, взятой у автора Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
-
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Отличительная особенность – это созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
-
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. -
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.
Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. Можно различать формы по видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
Таким образом, можно выделить следующие формы воспитательной работы.
По времени проведения организационные формы делятся на:
-
Кратковременные. -
Продолжительные. -
Традиционные.
По количеству вовлеченных в мероприятие участников:
-
Индивидуальные. -
Групповые. -
Коллективные. -
Массовые.
По видам деятельности различаются:
-
Формы учебные. -
Трудовые. -
Спортивные. -
Художественной деятельности.
По способу влияния педагога:
-
Непосредственные. -
Опосредованные.
По субъекту организации:
-
Деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми. -
Деятельность организуется на основе сотрудничества. -
Инициатива в организации деятельности принадлежит детям.
В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:
-
Воспитание словом. -
Воспитание делом. -
Воспитание ситуацией. -
Воспитание игрой. -
Воспитание общением. -
Воспитание отношениями.
В классификации С.А. Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:
-
методы формирования социального опыта детей; -
методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения; -
методы самоопределения личности ребенка; -
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации Г.И. Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:
-
методы формирования сознания; -
методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; -
методы стимулирования деятельности.
Классификации организационных форм воспитания взаимосвязаны между собой, но в зависимости от выбранного педагогом подхода и так же любая форма может быть отнесена к той или иной классификации, или даже к нескольким сразу.
Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире ребенка, в его духовном мире и в воспитании в целом.
Требования и условия организационных форм воспитательного процесса
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы.