Файл: Государство понятие, сущность, признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра правоведения


ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ

Реферат студентки группы

Лечебного факультета

Научный руководитель:

Старший преподаватель
Пермь 2023

Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДРАСТВА 5

1.1 Понятие государства 5

1.2 Сущность государства 6

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДРАСТВА 8

2.1 Публичная власть как один из основных признаков государства 10

2.2 Территориальная организация населения как признак государства 11

2.3 Суверенитет и другие признаки государства 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. 14

Государство характеризуется следующими признаками: 14

наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; 15

системой налогов, податей, займов; 15

территориальным делением населения; 15

связью с правом; 15

суверенитетом. 15

Кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Атрибуты, символика помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

1. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. - 36, 37с. 15

2. Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 48с. 15

3. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. - 46с. 15

4. Паршин А. Что такое государство? (Научное исследование природы государства). СПб., 1907. - 17с. 15

5. Шаблова Е. Г. Правоведение: учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т. П. Шишулина; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Е. Г. Шабловой.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016.-14с. 16

16

16

16



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, несмотря на то, что существует много других форм общественного единения людей, государство все-таки распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. История человечества главным образом творится государственною деятельностью. Роль государства в жизни общества, безусловно, огромна. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Поэтому, изучая какое-либо явление общественности, нам приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Для того, чтобы дать ответы на такие вопросы, необходимо понять сущность государства и его признаки.
Предмет работы: понятие, сущность и признаки государства.
Цель: всестороннее рассмотрение государства, его основных характеристик, анализ влияния государства на эффективность управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие государства;

- раскрыть сущность государства с различных подходов;

- раскрыть основные признаки государства

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДРАСТВА



1.1 Понятие государства


Вопрос о понятии государства, относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

Еще с давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист философ П. Струве и др., которые утверждали, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».



Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».

Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современной учебной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

1.2 Сущность государства


Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.


В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. – в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.





ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДРАСТВА


Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики развития стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и организаций своими специфическими признаками. Выявление и изучение их открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего нашей страны и других стран.



Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от догосударственной и негосударственной?

Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Основными составными частями аппарата власти и управления, т. е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Важнейшими признаками государства являются также: выступление государства в качестве официального представителя «своего» общества; теснейшая связь государства с правом, одним из важнейших проявлений которой является издание или санкционирование государством актов, содержащих нормы права; обладание суверенитетом; наличие налогов и займов; наличие у каждого государства своих символов, памятных дат, различных атрибутов.

Общеизвестно, что каждое государство имеет свои гимн, флаг, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия, правила официального поведения. Вместе с присущими каждому государству основными признаками все эти отличия позволяют провести четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой.

2.1 Публичная власть как один из основных признаков государства

Под публичной властью в научной литературе понимается государственная власть, точнее, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей.

Наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытно-общинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер, совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления – советы родов, фратрий, племен и др., так и путем непосредственного участия в собраниях родовых и иных объединении. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода.