Файл: Международные финансовые организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Министерство высшего

образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская Государственная

инженерно-экономическая академия

Институт предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела


РЕФЕРАТ


на тему:

«Международные финансовые организации»

по дисциплине: «Теория финансов»

Выполнила: Павлова Е. В.

студентка группы 3171, III курс

Проверил: доц. Любимова Е. В.

г. Санкт-Петербург

2000 год

Содержание





Институт предпринимательства и финансов 1

Кафедра финансов и банковского дела 1

Содержание 3

Международные финансовые организации 4

Международный валютный фонд 5

Группа Мирового банка 11

Международный банк реконструкции и развития 11

Международная финансовая корпорация 14

Международная ассоциация развития. 16

Международное агентство по инвестиционным гарантиям 17

Россия и международные клубы кредиторов 18

Принципы Парижского клуба 18

Принципы Лондонского клуба. 22

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. 22

Задолженность России по Парижскому клубу. 24

Внеклубная задолженность России. 25

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба. 25

Задолженность России по Лондонскому клубу 27

Список литературы 30


Международные финансовые организации


После Второй мировой войны расстройство международной и нацио­нальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации нацио­нальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) — для восстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.


По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран, рас­ширения международных экономических связей и интернационализации хозяй­ственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные организации стали больше уделять внимания организации помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и струк­турной перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое содействие странам, получившим государственную независимость, в целях ус­корения темпов их экономического развития.

Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на междуна­родной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.

В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк междуна­родных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобаль­ного, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамерикан­ский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконст­рукции и развития и др.).

Международный валютный фонд


Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его за­дачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международ­ных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валют­ных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между стра­нами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вре­менных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал пре­доставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные эко­номические и политические реформы.

МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализирован­ного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.

Структура управления

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором ка­ждая страна — член Фонда представлена управляющим и его заместителем, на­значаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это, как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы (прием и исключение стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров и др.).



Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы, являются 2 комитета.

Временный комитет (полное название — Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед Со­ветом управляющих о работе по регулированию международной валютной сис­темы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение о МВФ.

Комитет развития (полное название — Объединенный министерский комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, прово­дит консультации и информирует указанный Совет управляющих по вопросам, касающимся развивающихся стран.

Исполнительным органом является директорат (исполнительный совет), состоящий из 24 директоров, из которых 5 назначаются Великобританией, Гер­манией, США, Францией и Японией, 3 представляют одну страну — Китай, Россию, Саудовскую Аравию и 16 избираются от остальных стран по географи­ческой принадлежности.

Директорат назначает директора, который возглавляет административ­ный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции им является евро­пеец.

В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. еди­ниц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большин­ством (85% голосов — стратегического характера, и 70% — оперативного). По­скольку наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17,5%, Япония — 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция — по 5,1, Италия — 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих ин­тересах. Следует отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут нала­гать вето на ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квали­фицированного большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии ре­шений невелика, учитывая их незначительные квоты (Россия — 3,0%, Китай - 3,0%, Украина - 0,69%, Казахстан - 0,17%).
Капитал и заемные средства

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличиваю­щейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой экономике. На состо­явшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения этого решения парламен­тами стран-членов (такой порядок принят в Фонде), уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а остальные 75% — националь­ной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:


  • Генеральное соглашение о займах;

  • новые соглашения о займах;

  • заимствование средств у государств — членов МВФ.

В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнитель­ный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с кото­рыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих со­глашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Япо­нии и других стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Кредитная деятельность

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными орга­нами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизацион­ными фондами.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, ко­торая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По исте­чении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опе­рацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете националь­ную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процент­ную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на ос­нове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.


Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получе­ния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда при­емлемых для этих стран.

Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервнойдолей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других госу­дарств — членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию.

Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны — члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автома­тически, по первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за поль­зование таким кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.

Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они со­ставляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях: пре­дельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью ис­пользовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной сред­ства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направле­ния и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщи­ком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью прекратиться.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностран­ную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.