Файл: Периодизация разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Периодизация- разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы
Основные понятия теории Л.С.Выготского
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Структура психологического возраста
Младший школьный возраст 7-11 лет
Младший подростковый возраст 12-15 лет
Выполнила Косенкова Алина Сергеевна
Москва 2023г.
Исторический анализ понятия «детство». Периодизация психического развития.
Периодизация- разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы
Непрерывный процесс развития
идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет.
Периодизация Д.Б.Эльконина
Дискретный процесс развития
идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития.
Периодизация Л.С.Выготского
Основные понятия теории Л.С.Выготского
Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой
Ведущая деятельность – деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований
Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде
Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Возрастная периодизация развития ребенка от рождения до 17 лет является общепринятой в российской возрастной психологии.
Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Структура психологического возраста
Социальная ситуация
Ведущая деятельность
Возрастные новообразования
Детство: три эпохи
Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса
Каждый возраст может быть описан через:
Социальную ситуацию развития,
Ведущую деятельность,
Новообразования
Раннее детство
1 - 3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов
Ведущая деятельность
Предметно-манипулятивная деятельность
Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»
Кризис 3 лет
Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения
Семь основных симптомов этого возраста :
Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Протест-бунт
Обесценивание взрослых
Деспотизм
Психологическое отделение от
взрослого
Дошкольный возраст
3 – 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира,
самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью
Кризис 7 лет
Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни
Возможна потеря детской непосредственности
Стремление к общественно- значимой деятельности
Возникновение внутренней психической жизни
Тенденция к волевой форме поведения
Младший школьный возраст 7-11 лет
Социальная ситуация развития Изменение привычной формы жизни ребенка, появление нового взрослого - социального
взрослого
Ведущая деятельность
Учебная
Новообразования
Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, теоретическое мышление
Завершается эпоха детства кризисом 12 лет.
Младший подростковый возраст 12-15 лет
Социальная ситуация развития Расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями
Ведущая деятельность
Интимно-личностное общение
Новообразования
Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, открытие своего «Я»
Кризис 15 лет
Старший подростковый возраст 15-17 лет
Социальная ситуация развития Изменение характера учебной деятельности, подросток находится перед профессиональным выбором
Ведущая деятельность
Учебно-профессиональная
Психологические новообразования Профессиональное и личностное самоопределение
Кризис 17 лет
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Сходна с периодизацией Л.С. Выготского, но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами
Эпоха раннего детства
- Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Эпоха детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Эпоха отрочества
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин)
Кризисы помогают человеку развиваться
дальше. Необходим индивидуальный подход.