Файл: Доклад формирование природноэкологического каркаса на примере г. Иркутск Выполнила Студентка грб191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт архитектуры, строительства и дизайна
Кафедра архитектуры и градостроительства


ДОКЛАД

Формирование природно-экологического каркаса

на примере г. Иркутск
Выполнила

Студентка ГРб-19-1

Васютенко Я. Ю.
Принял

Рябченкова А. В.

Иркутск, 2023

Содержание


1. Понятие «природно-экологический каркас» 3

2. Функции природно-экологического каркаса 4

3. Формирование экологического каркаса в г. Иркутск 6

3. 1 Значение природного каркаса 7

3. 2 Критерии природного каркаса города 8

Вывод 9

Список использованной литературы 10


1. Понятие «природно-экологический каркас»


Для поддержания экологического баланса территории на локальном, региональном, макрорегиональном и глобальном уровнях наиболее эффективным способом является создание экологических (природно-экологических) каркасов. Многие исследователи определяют экологический каркас как систему природных комплексов особой экологической ответственности, одновременно выделяют природный каркас территории, считая, что формирование и поддержание природного каркаса возможно только в рамках развития экологического каркаса. Концепцию экологического каркаса территории другие ученые-исследователи понимают, как пространственно-организованную инфраструктуру, способную поддерживать экологическую стабильность территории при общности ее экосистем с индивидуальным характером природопользования для каждого участка, что способствует предотвращению потери биоразнообразия и деградации ландшафтов.

Считается, что экологический каркас, по своей сути это способ управления природопользованием, способствующий созданию основы стабильного социально-экономического развития общества и усовершенствованию технологий природопользования.

Под экологическим каркасом понимается «система экологически взаимосвязанных природных территорий
, характеризующаяся следующими признаками: способностью обеспечивать экологическое равновесие для данной территории; защищенностью природоохранными мерами, соответствующими предельно допустимой антропогенной нагрузке на природу; ограничениями на виды и интенсивность ресурсного природопользования».

Согласно определению, экологический каркас просто призван обеспечить максимально эффективную экологическую стабильность территории путем поддержания гибкой системы дифференцированного природопользования, тем самым увеличивая экономическую отдачу регулируемого щадящего хозяйственного использования земель.

Исходя из определений и понятий экологического и природного каркасов мы отмечаем, что они взаимодополняют друг друга, являясь инструментами управления как экономического и социального развития территорий, так и природопользованием. В совокупности могут считаться базовыми элементами устойчивого развития территорий. Итак, основой природно-экологического каркаса является взаимосвязанная сеть природных и природно-антропогенных территорий.

2. Функции природно-экологического каркаса


В построении экологического и природного каркасов наблюдается общий набор основных функциональных элементов различных иерархических уровней:

ключевые территории - ядра (главный системообразующий элемент) сравнительно крупные по площади ООПТ, способные сохранять естественность и целостность экосистемы - заповедники, заповедные участки национальных и природных парков, а в ряде случаев заказники и даже памятники природы. Они выполняют средовоспроизводящую, природоохранную, информационную функции, сохраняющие генофонд этих территорий. Это чаще всего типичные, ценные или уникальные геосистемы, биота которых представлена естественными и полуестественными типами экосистем на различных сукцессионных стадиях, что и позволяет им выполнять средообразующую функцию.

Важнейшей из этих функций является поддержание экологического баланса территории и регулирование всех ее параметров, что сообразуется с идеей и задачами формирования природного и экологического каркасов территории.

экологические коридоры, (второй элемент каркаса) которые связывают ядра в единую геодинамическую систему, состоящую из линейных непрерывных структур-осей экологической активности или небольших территорий (долины рек, вереницы озер, это могут быть цепочки небольших агломераций ООПТ). Экокоридоры обеспечивают свободный биотический обмен существующих ООПТ области, а также расселение или миграцию видов между ключевыми территориями. Наиболее адекватно выполняют функцию коридоров водоохранные леса, сохранившиеся участки естественной растительности (древесной и кустарниковой), искусственные лесные защитные полосы и т.п. Режим этих территорий регулируется законами и отраслевыми нормативными документами, а также природоохранным законодательством некоторых субъектов федерации. Транзитные территории формируют устойчивые экологические, генетические, популяционные, миграционные и геохимические связи.



многофункциональные буферные (переходные) территории или охранные зоны - вокруг ключевых территорий и экологических коридоров, защищающих от неблагоприятных внешних факторов (к ним близки по назначению зоны геостабилизации), на которых организовано рациональное природопользование и созданы условия для восстановления природных ресурсов. Несмотря на то, что буферные или охранные зоны не изымаются полностью из хозяйственного использования, они благодаря специальному режиму землепользования играют средозащитную роль по отношению к ядрам и экологическим коридорам каркаса.

Также в состав экологического каркаса включают (с целью их восстановления) различные виды нарушенных земель, составляющих его реставрационный фонд.

восстановленные (реставрационные) антропогенно-природные и полуприродные территории регулируемой хозяйственной деятельности. При проведении работ по экологической реставрации, они будут способствовать увеличению сети, создавая новые местообитания. Пастбищно-сенокосные угодья этих территорий отличаются высоким биоразнообразием.

3. Формирование экологического каркаса в г. Иркутск


Большинство городов мира сформировалось в речных долинах, оказывающих влияние на все составляющие среды: экологию, функциональную организацию, планировочную структуру. Речная сеть представляет собой, по сути, единственную непрерывную природную систему в городе, которая образует пространственные коридоры, способные объединить внутригородские и пригородные озелененные территории в единую сеть. Вместе с тем, приречные ландшафты наиболее неустойчивы к антропогенной нагрузке. Тем не менее, в силу своего местоположения они воспринимают максимально интенсивное негативное воздействие по всей длине водотока за счет хозяйственной деятельности человека, городского поверхностного и грунтового стока.

По результатам натурных обследований видно, что эстетическое и экологическое состояние ландшафтов речных долин городов Иркутской области находится на низком уровне и продолжает ухудшаться. Из-за большой транспортной насыщенности набережных, действующих промышленных предприятий, хаотичного освоения и уплотнения жилой и общественной застройки реки приобрели негативные качества; пагубно влияющие на экологическое состояние всей системы расселения: загрязнённая акватория, нарушенный природный ландшафт, исчезновение растительных покровов и др.


В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к охране и организации элементов долинного комплекса, в том числе водоразделов, входящих в единую систему ландшафтных связей, как подсистемы планировочной структуры городов; обладающей важнейшим эколого-градостроительным потенциалом, обеспечивающим, экологическое благополучие урбанизированных территорий. В рамках данного исследования рассмотрены вопросы выявления природного каркаса города и ландшафтосообразной организации его функционально-планировочной структуры в условиях бассейнового комплекса реки, обеспечивающих условия экологической компенсации городов и их устойчивое развитие, на примере Иркутской области.

Рассмотрим «Проект Центральной рекреационной зоны г. Иркутска», он решает следующие задачи проектирования:

оценка структуры и свойств ландшафта для целей градостроительного освоения с выявлением компенсационных и барьерных ландшафтов;

экологическая компенсация побережья путем продольного эшелонирования, где первая полоса – рекреационно-спортивная, вторая – общественные центры и жилая застройка дискретного морфотипа; организация поперечных разрывов в застройке за счет благоустройства долин временных водотоков;

организация транспортно-пешеходной структуры, включающей улицы районного значения, проезды, а также сеть набережных и бульваров; регулирование морфотипов застройки по степени соответствия экологическим свойствам местоположений;

экологическая компенсация влияния тепломагистрали путем рекультивации и благоустройства трассы как пешеходного бульвара.

3. 1 Значение природного каркаса


Определено значение природного каркаса как системы взаимосвязанных элементов экологической компенсации и водоохранных территорий. Решающее значение в осуществлении экологической компенсации имеет система продольно и поперечно взаимосвязанных эколого-градостроительных

ячеек. Взаимосвязь исток – русло – устье – водораздел создает замкнутый

контур границ ячейки ТЭС линейно-узлового строения. Взаимосвязь вершина – террасы – низина определяет преимущественное эколого-градостроительное назначение местоположений
, где вершина – зона экологической компенсации, террасы – зона экологического равновесия, низина – зона биогеофильтрации.

3. 2 Критерии природного каркаса города


Разработаны критерии функционально-планировочной организации природного каркаса города. Критерий первый - компенсационная емкость местоположения представляет собой относительную оценку способности местоположений к экологической компенсации застройки. Оценка осуществляется на основе анализа природной морфологии и вертикальной структуры бассейна (базовые показатели), а также воздействия подвижных компонентов ландшафта за счет их динамического влияния на параметры компенсации городской среды. Критерий второй - соответствие городских функций местоположениям природного каркаса как морфотипа городского ландшафта на основании компонентного состава (площадей застройки, мощения и озеленения) и относительного коэффициента экологического влияния функций на состояние среды.

Вывод


Итак, изучение территориальной структуры пространства тесно связано с каркасным подходом, с построением каркаса как взаимосвязанной системы и наличия в нем функциональных структур: ареалов (однотипных, представленных одним компонентом и разнородных, являющихся сочетанием компонентов); линейных образований (протяженных, линейно выраженных природного и антропогенного происхождения); узлов (небольших ареалов, с постоянными и периодическими пересечениями ряда компонентов и пространственных образований, прежде всего линейных); сетей (образуемых пересечением ряда линейных образований и узловых); районов (интегральных образований, состоящих из сочетаний разнородных ареалов и наложенных на них сетей и характеризующихся определенной целостностью).

Список использованной литературы


  1. Бобрышев Д. В. Принципы градостроительной организации приречных территорий как особой функционально-типологической подсистемы экологической компенсации и биогеофильтрации города/ Д. В. Бобрышев// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2010. №6 – с. 99 - 104.

  2. Бобрышев Д. В. Принципы экологической компенсации города за счет градостроительной организации прибрежных территорий/ Д. В. Бобрышев// Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2007. №4. – С. 9 – 14

  3. Ландшафтное планирование: инструменты и опыт применения / А.Н. Антипов [и др.]. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2005. 165 с.

  4. Экологически ориентированное планирование землепользования в Байкальском регионе. Байкальская природная территория / А.Н. Антипов [и др.]. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2002. 103 с.