Файл: Основные элементы и слои архитектуры предприятия. Разработка архитектуры магазина одежды Terranova.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты архитектуры предприятия
1.1 Ключевые элементы архитектуры предприятия
1.2 Модели и инструменты архитектуры приложений
архитектура информационный слой
1. Теоретические аспекты архитектуры предприятия
1.1 Ключевые элементы архитектуры предприятия
приложений должен давать представления о том, во что он обойдется с точки зрения финансовых затрат и как долго организация будет мигрировать в желаемое будущее состояние с помощью данных прикладных систем. Таким образом, портфель прикладных систем – это интегрированный набор ИС предприятия, который обеспечивает потребности бизнеса и включает в себя следующие аспекты:
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая точность и корректность данных, архитектуру, структуру программного кода, быстроту отклика, время простоя, уровень технического сопровождения, возможность получения отчетов и т.д. Ценность системы с точки зрения бизнеса означает способность системы обеспечивать выполнение основных функций предприятия, подразделения или процесса. В следующем номере будут приведены характеристики каждой категории систем в соответствии с этой классификацией.
Концепция слоев - одна из общеупотребительных моделей, используемых разработчиками программного обеспечения для разделения сложных систем на более простые части. В архитектурах компьютерных систем, например, различают слои кода на языке программирования, функций операционной системы, драйверов устройств, наборов инструкций центрального процессора и внутренней логики микросхем. В среде сетевого взаимодействия протокол FТР работает на основе протокола ТСР, который, в свою очередь, функционирует "поверх" протокола IР, расположенного "над" протоколом Ethernet. Итак, рассмотрим основные причины интереса к слоям архитектуры программных систем:
Слои легко формализуются. Интуитивно понятно, что если система разбита на ряд слоев, то слой n – это компонент или набор компонентов системы, которые используют только компоненты слоя n-1 и могут быть использованы только компонентами слоя n+1.
Слои обладают простой и наглядной семантикой. Как правило, в архитектуре программной системы слои представляют уровни абстракции. Слой n+1 использует слой n, следовательно, абстракция понятий слоя n+1, по меньшей мере, не ниже чем у слоя n, а в идеале – если архитектура системы эффективна, его уровень абстракции должен быть выше. Соответственно, слой n скрывает (инкапсулирует) логику работы с понятиями определенными на этом слое, позволяя, таким образом, слою n+1 реализовать работу с более сложными понятиями, организовать более сложную логику, используя выразительные средства нижележащего слоя.
Слои широко распространены. Действительно, достаточно большое количество программных систем, особенно если речь идет о программных системах масштаба предприятия (enterprise systems), имеют именно слоистую структуру. Конечно, достаточно часто встречается ситуация, когда строгая послойная структура системы нарушается – как правило, это является следствием эрозии архитектуры (архитектурным дефектом) и ее устранение в большинстве случаев способно принести ощутимые выгоды (эти аспекты рассматриваются далее).
Альтернативная реализация. Можно выбирать альтернативную реализацию базовых слоев – компоненты верхнего слоя способны работать без каких-либо изменений в нижележащих слоях, при условии сохранения интерфейсов.
Зависимость между слоями, то есть, фактически, интерфейсы, предоставляемые нижними слоями верхним, можно свести к минимуму. Такая минимизация интерфейсов – позволяет увеличивать гибкость системы.
Схема архитектурных слоев обладает и определенными недостатками:
Каскадные изменения. Слои способны удачно инкапсулировать многое, но не все: модификация одного слоя подчас связана с необходимостью внесения каскадных изменений в остальные слои. Классический пример из области корпоративных программных приложений: поле, добавленное в таблицу базы данных, подлежит воспроизведению в графическом интерфейсе и должно найти соответствующее отображение в каждом промежуточном слое.
Падение производительности. Наличие избыточных слоев нередко снижает производительность системы. При переходе от слоя к слою данные обычно подвергаются преобразованиям из одного представления в другое. Несмотря на это, инкапсуляция нижележащих функций зачастую позволяет достичь весьма существенного преимущества. Например, оптимизация слоя транзакций обычно приводит к повышению производительности всех вышележащих слоев.
Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:
Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:
Рассматриваемая в динамике архитектура предприятия - это логически связанный цельный план действий и скоординированных проектов, необходимых для преобразования сложившейся архитектуры организации к состоянию, определенному как долгосрочная цель, базирующийся на текущих и планируемых бизнес-целях и бизнес-процессах организации.
Таким образом, архитектура предприятия в общем случае описывается следующими последовательно зависимыми разделами:
Таким образом, планируемая системная архитектура является архитектурой «to be» только на определенном витке развития предприятия.
Одновременно возврат к стратегическому уровню миссии и стратегических целей и задач не означает необходимость пересмотра миссии и стратегии. Но в конце каждого цикла обязательно проводится анализ эффективности разработанных и осуществленных мероприятий, при необходимости при второй итерации корректируются бизнес-архитектура, системная архитектура, реализуются новые планы миграции. В каждый момент времени может быть несколько циклов, каждый такой цикл не обязательно затрагивает все предприятие в целом, цикл может затрагивать отдельные направления, отдельные вопросы бизнеса и может быть зафиксирован в виде отдельного проекта.
При поэтапном плане миграции для фиксации достигнутых результатов возможно построение промежуточных (миграционных) одной или нескольких архитектур. Миссия, стратегия и бизнес-цели определяют направления развития предприятия и ставят долгосрочные цели и задачи.
В архитектуре предприятия следует выделять следующие слои:
Front-Office (Фронт-офис) как внешняя система учёта (в бизнес-архитектуре предприятия - это совокупностьбизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, обеспечивающих со стороны предприятия прямое взаимодействие с клиентом:
Front-Office (Фронт-офис) как внешняя система учёта (в системной архитектуре предприятия - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, направленных на автоматизацию бизнес-процессов взаимодействия с клиентом.
Мидл-офис в бизнес-архитектуре - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, обеспечивающих подготовку и принятие решений.
Примеры подразделений мидл-офиса:
- подразделение проверки заемщиков в службе безопасности,
- подразделение управления рисками.
Мидл-офис в системной архитектуре - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, направленных на автоматизацию бизнес-процессов, связанных с подготовкой и принятием решений.
Примеры информационных систем мидл-офиса:
- система ведения позиционного учета,
- система проверки заемщика в бюро кредитных историй,
- система расчета скорингового балла по кредитной заявке.
Back-Office (бэк-офис) как внутренняя система учёта (в бизнес-архитектуре) предприятия - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, реализующих журнальный (регистровый) учет операций. Как правило, регистровый учет представляет собой журнал операций с контрагентами, не связан сбухгалтерскими счетами, не является двухсторонним.
Бэк-офис в системной архитектуре предприятия - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, реализующих журнальный (регистровый) учет операций.
Учёт в бизнесе (бизнес-архитектуре) - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, реализующих ведение бухгалтерского учета и отчетности по РПБУ (Положения по бухгалтерскому учету - стандарты бухгалтерского учёта России) и МСФО (Международным Стандартам Финансовой Отчетности), ведение баланса предприятия.
Отчётность в системной архитектуре - совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, автоматизирующих построение отчётности на основе данных из информационного хранилища.
Примеры систем отчётности:
- система управленческой отчётности,
- система аналитической отчётности,
- система ключевых показателей эффективности подразделений предприятия,
- система формирования показателей для расчёта скорингового балла по кредитной заявке.
Список литературы
-
Имеющийся портфель прикладных систем. Это каталог имеющихся приложений и компонент, который отражает их связи с поддерживаемыми ими бизнес-процессами, интерфейсы с другими системами, используемую и требуемую информацию, используемые инфраструктурные шаблоны. Чтобы быть реально полезным инструментом, он также должен помогать в идентификации тех элементов портфеля, которые можно использовать повторно и многократно в рамках предприятия, и стимулировать такое повторное использование. -
Планируемый портфель прикладных систем. Представляет функциональность, которая требуется для обеспечения желаемого состояния бизнес-архитектуры и архитектуры информации предприятия. -
План миграции. Процесс перехода от текущего к будущему портфелю прикладных систем в рамках ИТ-проектов. Проекты также могут объединяться в портфели проектов. Первым шагом в планировании портфеля прикладных систем является оценка текущего состояния портфеля и того, насколько он соответствует потребностям организации со стратегической и технологической точек зрения, т.е. с точки зрения задач, стратегий бизнеса и с точки зрения технического состояния и стратегий использования технологий на предприятии. Соответствие бизнес-стратегиям оценивается на основе вклада прикладных систем в достижение бизнес результатов, что определяется бизнес-архитектурой предприятия. Технологическое соответствие оценивается на основе анализа того, насколько прикладные системы соответствуют принципам и технологическим стандартам, принятым в технологической архитектуре предприятия. Существуют различные способы оценки портфеля и различные классификации прикладных систем предприятия. Одной из возможных моделей оценки портфеля прикладных систем является оценка их по двум критериям – ценность с точки зрения бизнеса и техническое состояние. Оценка портфеля служит отправной точкой в идентификации проблемных областей и возможностей для лучшего удовлетворения потребностей бизнеса и принятия решения об инвестициях в новые системы или обновление существующих. В результате такой оценки прикладные системы относятся к одной из четырех возможных категорий:
-
системам грозит вывод из эксплуатации (замена) или консолидация; -
системы, требующие переоценки или перепозиционирования; -
системы, требующие обновления; -
системы, требующие сопровождения и развития.
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая точность и корректность данных, архитектуру, структуру программного кода, быстроту отклика, время простоя, уровень технического сопровождения, возможность получения отчетов и т.д. Ценность системы с точки зрения бизнеса означает способность системы обеспечивать выполнение основных функций предприятия, подразделения или процесса. В следующем номере будут приведены характеристики каждой категории систем в соответствии с этой классификацией.
1.3 Слои в архитектуре
Концепция слоев - одна из общеупотребительных моделей, используемых разработчиками программного обеспечения для разделения сложных систем на более простые части. В архитектурах компьютерных систем, например, различают слои кода на языке программирования, функций операционной системы, драйверов устройств, наборов инструкций центрального процессора и внутренней логики микросхем. В среде сетевого взаимодействия протокол FТР работает на основе протокола ТСР, который, в свою очередь, функционирует "поверх" протокола IР, расположенного "над" протоколом Ethernet. Итак, рассмотрим основные причины интереса к слоям архитектуры программных систем:
Слои легко формализуются. Интуитивно понятно, что если система разбита на ряд слоев, то слой n – это компонент или набор компонентов системы, которые используют только компоненты слоя n-1 и могут быть использованы только компонентами слоя n+1.
Слои обладают простой и наглядной семантикой. Как правило, в архитектуре программной системы слои представляют уровни абстракции. Слой n+1 использует слой n, следовательно, абстракция понятий слоя n+1, по меньшей мере, не ниже чем у слоя n, а в идеале – если архитектура системы эффективна, его уровень абстракции должен быть выше. Соответственно, слой n скрывает (инкапсулирует) логику работы с понятиями определенными на этом слое, позволяя, таким образом, слою n+1 реализовать работу с более сложными понятиями, организовать более сложную логику, используя выразительные средства нижележащего слоя.
Слои широко распространены. Действительно, достаточно большое количество программных систем, особенно если речь идет о программных системах масштаба предприятия (enterprise systems), имеют именно слоистую структуру. Конечно, достаточно часто встречается ситуация, когда строгая послойная структура системы нарушается – как правило, это является следствием эрозии архитектуры (архитектурным дефектом) и ее устранение в большинстве случаев способно принести ощутимые выгоды (эти аспекты рассматриваются далее).
Альтернативная реализация. Можно выбирать альтернативную реализацию базовых слоев – компоненты верхнего слоя способны работать без каких-либо изменений в нижележащих слоях, при условии сохранения интерфейсов.
Зависимость между слоями, то есть, фактически, интерфейсы, предоставляемые нижними слоями верхним, можно свести к минимуму. Такая минимизация интерфейсов – позволяет увеличивать гибкость системы.
Схема архитектурных слоев обладает и определенными недостатками:
Каскадные изменения. Слои способны удачно инкапсулировать многое, но не все: модификация одного слоя подчас связана с необходимостью внесения каскадных изменений в остальные слои. Классический пример из области корпоративных программных приложений: поле, добавленное в таблицу базы данных, подлежит воспроизведению в графическом интерфейсе и должно найти соответствующее отображение в каждом промежуточном слое.
Падение производительности. Наличие избыточных слоев нередко снижает производительность системы. При переходе от слоя к слою данные обычно подвергаются преобразованиям из одного представления в другое. Несмотря на это, инкапсуляция нижележащих функций зачастую позволяет достичь весьма существенного преимущества. Например, оптимизация слоя транзакций обычно приводит к повышению производительности всех вышележащих слоев.
Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:
-
статическом - по состоянию банка в некоторый фиксированный момент времени; -
динамическом - как процесс перехода (миграции) банка от текущего состояния к некоторому желаемому состоянию в будущем.
Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:
-
миссия и стратегия, стратегические цели и задачи; -
бизнес-архитектура; -
системная архитектура.
Рассматриваемая в динамике архитектура предприятия - это логически связанный цельный план действий и скоординированных проектов, необходимых для преобразования сложившейся архитектуры организации к состоянию, определенному как долгосрочная цель, базирующийся на текущих и планируемых бизнес-целях и бизнес-процессах организации.
Таким образом, архитектура предприятия в общем случае описывается следующими последовательно зависимыми разделами:
-
сформулированные миссия и стратегия банка, стратегические цели и задачи; -
бизнес-архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии, -
системная архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии; -
планы мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое.
Таким образом, планируемая системная архитектура является архитектурой «to be» только на определенном витке развития предприятия.
Одновременно возврат к стратегическому уровню миссии и стратегических целей и задач не означает необходимость пересмотра миссии и стратегии. Но в конце каждого цикла обязательно проводится анализ эффективности разработанных и осуществленных мероприятий, при необходимости при второй итерации корректируются бизнес-архитектура, системная архитектура, реализуются новые планы миграции. В каждый момент времени может быть несколько циклов, каждый такой цикл не обязательно затрагивает все предприятие в целом, цикл может затрагивать отдельные направления, отдельные вопросы бизнеса и может быть зафиксирован в виде отдельного проекта.
При поэтапном плане миграции для фиксации достигнутых результатов возможно построение промежуточных (миграционных) одной или нескольких архитектур. Миссия, стратегия и бизнес-цели определяют направления развития предприятия и ставят долгосрочные цели и задачи.
В архитектуре предприятия следует выделять следующие слои:
-
Фронт-офис (Front-Office)
Front-Office (Фронт-офис) как внешняя система учёта (в бизнес-архитектуре предприятия - это совокупностьбизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, обеспечивающих со стороны предприятия прямое взаимодействие с клиентом:
-
Получение и ввод для последующей обработки первичных документов, -
Печать и предоставление клиенту информации и документов, -
Обзвон клиентов и рассылка клиентам информационных сообщений, -
Прием входящих телефонных звонков, запросов и предоставление информации.
Front-Office (Фронт-офис) как внешняя система учёта (в системной архитектуре предприятия - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, направленных на автоматизацию бизнес-процессов взаимодействия с клиентом.
-
Мидл-офис (Middle-office)
Мидл-офис в бизнес-архитектуре - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, обеспечивающих подготовку и принятие решений.
Примеры подразделений мидл-офиса:
- подразделение проверки заемщиков в службе безопасности,
- подразделение управления рисками.
Мидл-офис в системной архитектуре - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, направленных на автоматизацию бизнес-процессов, связанных с подготовкой и принятием решений.
Примеры информационных систем мидл-офиса:
- система ведения позиционного учета,
- система проверки заемщика в бюро кредитных историй,
- система расчета скорингового балла по кредитной заявке.
-
Бэк-Офис (Back-Office)
Back-Office (бэк-офис) как внутренняя система учёта (в бизнес-архитектуре) предприятия - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, реализующих журнальный (регистровый) учет операций. Как правило, регистровый учет представляет собой журнал операций с контрагентами, не связан сбухгалтерскими счетами, не является двухсторонним.
Бэк-офис в системной архитектуре предприятия - это совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, реализующих журнальный (регистровый) учет операций.
-
Учёт (Accounting)
Учёт в бизнесе (бизнес-архитектуре) - это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, реализующих ведение бухгалтерского учета и отчетности по РПБУ (Положения по бухгалтерскому учету - стандарты бухгалтерского учёта России) и МСФО (Международным Стандартам Финансовой Отчетности), ведение баланса предприятия.
-
Информационное хранилище (DWH) -
Отчётность (Reporting)
Отчётность в системной архитектуре - совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, автоматизирующих построение отчётности на основе данных из информационного хранилища.
Примеры систем отчётности:
- система управленческой отчётности,
- система аналитической отчётности,
- система ключевых показателей эффективности подразделений предприятия,
- система формирования показателей для расчёта скорингового балла по кредитной заявке.
Список литературы
-
Васильев Р. Б., Калянов Г. Н., Левочкин Г. А., Лукинова О. В. Стратегическое управление информационными системами; Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний - Москва, 2013. - 512 c. -
Гриценко Ю. Б. Архитектура предприятия : Учебное пособие / Гриценко Ю. Б. – 2011. 256 с. -
Данилин А.В., СлюсаренкоА.И., Учебный курс – Архитектура предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/entarc/ -
Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. Учебное пособие: М.: Финансы и статистика, 2006.