Файл: Методические рекомендации и примерные тексты бесед для проведения занятий со школьниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации и примерные тексты бесед для проведения занятий со школьниками











г. Ульяновск 2014 г.




Методические рекомендации предназначены для сотрудников и руководителей школьных учреждений, в помощь педагогам.



Содержание

1. Общие положения 2

2. Краткое содержание тем, методические указания и примерные тексты бесед: 2

2.1. Тема № 1. Огонь — друг и враг человека. 2

2.2. Тема № 2. Отчего происходят пожары? 4

2.3. Тема № 3. Противопожарный режим в школах. 6

2.4. Тема № 4. Берегите жилище от пожаров. 8

2.5. Тема № 5. Первичные средства тушения пожаров. 10

2.6. Тема № 6. Что нужно делать при пожаре. 11

Содержание: 1

1. Общие положения 2

2. Краткое содержание тем, методические указания и примерные тексты бесед: 2

2.1. Тема № 1. Огонь — друг и враг человека. 2

2.2. Тема № 2. Отчего происходят пожары? 4

2.3. Тема № 3. Противопожарный режим в школах. 6

2.4. Тема № 4. Берегите жилище от пожаров. 8

2.5. Тема № 5. Первичные средства тушения пожаров. 10

2.6. Тема № 6. Что нужно делать при пожаре. 11





1. Общие положения



Ежегодный анализ пожаров в области показывает, что значительное количество школ, интернатов, жилых домов уничтожается огнем.

За последние 5 лет в Ульяновской области: произошло 6 тыс. 549 пожаров; уничтожено 1270 жилых домов; погибло 529 человек.

Основными причинами пожаров, повторяющихся из года в год, являются: неисправность и несоблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления и электрохозяйства, детская шалость с огнем, неосторожное обращение с огнем в школе и быту.


С целью предупреждения пожаров, обеспечения противопожарной безопасности рекомендуется систематическая разъяснительная работа среди учащихся и родителей.

Занятия со школьниками целесообразно проводить по следующей программе:

  1. Краткое понятие о горении;

  2. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, печей, бытовых электронагревательных приборов;

  3. Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем;

  4. Предупреждение пожаров от неосторожного обращения с огнем;

  5. Противопожарные требования к школам и жилым домам;

  6. Действия в случае возникновения пожара.



2. Краткое содержание тем, методические указания и примерные тексты бесед:




2.1. Тема № 1. Огонь — друг и враг человека.



Рассказать о том, что такое огонь, какую пользу он приносит человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Рассказать о последствиях пожаров в жилых домах, школах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем.

Примерный текст беседы:

В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники — все связано с огнем. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управлять им подобно тому, как он, в отличие от животных, овладел орудиями труда. Человек, однако, сильнее огня, даже тогда, когда пожар возник, человек может его победить и всегда побеждает. «Чтобы победить врага, надо знать его тактику», — говорит военная наука. Чтобы победить огонь пожара, надо иметь определенные знания по пожарно-профилактической работе, т. е. различные предупредительные меры и работники пожарной охраны справедливо говорят, что пожар легче предупредить, чем потушить.

Большой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Пожары наносят огромный материальный ущерб государству и гражданам, а также создают угрозу жизни людей (рис.1).



(рис.1 пожар в жилом доме.)
В столице Японии возникает до 50 пожаров в сутки. Много крупных пожаров происходит в городах Англии, США и других государствах. Особенно много пожаров возникает в слаборазвитых странах. Согласно официальным данным пожары наносят значительный материальный ущерб в миллиарды рублей, огонь уничтожает тысячи домов, без крова остаются тысячи жителей.



Большой пожар всегда начинается с маленького загорания. Если его сразу обнаружить и иметь наготове средства тушения огня, то можно быстро потушить начинающийся пожар.

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс горения, сопровождаемый выделением тепла и различных газообразных продуктов.

На пожарах выделяется много дыма, в состав которого входит углекислый газ. Этот газ, смешиваясь с воздухом, понижает концентрацию содержания в нем кислорода. При снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе с 21 до 14% человек теряет сознание, при 20% происходит паралич жизненных центров и наступает смерть.

Выделяющийся на пожаре дым оказывает сильное раздражение на органы дыхания и слизистые оболочки глаз. Особенно большую опасность для организма человека оказывает выделяющаяся при неполном горении окись углерода (СО).

2.2. Тема № 2. Отчего происходят пожары?



Небрежность — основная причина возникновения пожаров, а так же: тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п.

Примерный текст беседы:

Перечислить все причины возникновения пожаров очень трудно, но о некоторых из них вам необходимо знать более подробно.

Основная причина пожаров — небрежное обращение с огнем. Брошенный окурок или горящая спичка могут уничтожить целый дом. Очень опасно на чердаках, в чуланах, сараях зажигать спички: малейшая неосторожность приводит к пожару. Для освещения в таких случаях надо применять электрический свет или пользоваться карманными фонариками.

Высыпание вблизи строений не дотушенных углей и шлака, зажигание спичек или керосиновых фонарей, где работают с бензином (в хранилищах, гаражах или в других взрыво-пожароопасных помещениях) — непростительная неосторожность, вызывающая пожары.

Электрические нагревательные и осветительные приборы (плитки, утюги, светильники) — создают удобства в быту, облегчают труд человека, приносят культуру в квартиры. Однако неправильное, небрежное, неумелое пользование электроплиткой, утюгом, чайником тоже может стать причиной пожара.

Сейчас трудно найти такой дом или квартиру, где бы не было электричества, но электрические сети очень опасны в пожарном отношении, поэтому одной из распространенных причин пожаров является неправильное устройство электрических сетей
, нарушение правил эксплуатации электроустановок и электроприборов. Для предотвращения пожаров от этой причины необходимо, прежде всего, правильно смонтировать электрическую сеть. Монтаж электропроводки и ее ремонт должны производиться только опытными специалистами-электромонтерами. Нашей промышленностью выпускаются провода различных марок по их назначению. Одни из них прокладываются только в сухих отапливаемых помещениях, другие в сырых, третьи в местах, где возможны механические повреждения, и они соответствующим образом защищены от них, поэтому не всякий провод можно проводить где попало, как это делают некоторые люди кустарным способом. Проводку надо содержать в исправности, оберегать от повреждений ее изоляцию. Нельзя завязывать провода в узлы, прибивать их гвоздями, забеливать известью. От этого может произойти повреждение изоляции и короткое замыкание, что явится причиной пожара (Рис.2).



(рис.2 возгорание электропроводки.)
Изоляция электропроводки может загореться и от так называемой перегрузки, когда в сеть одновременно включается несколько электропотребителей без расчета сечения проводов.

Основными причинами загорания от электричества, как было сказано выше, являются короткое замыкание электрического тока и перегрузка электропроводов. Короткое замыкание возникает либо при непосредственном соединении проводов различных фаз друг с другом в месте нарушения изоляции, либо при соединении проводов через металлический предмет (гвоздь, стальную булавку, водопроводную трубу и т. д.). В этом случае ток будет переходить с одного провода на другой, минуя источник потребления электроэнергии (эл. лампу, плитку, утюг), и в месте соединения проводов образуется искра очень высокой температуры — до 3000°, а сила тока в цепи при этом повышается в сотни и тысячи раз. Большое количество тепла, образующееся при этом, не может быть отдано проводами окружающей среде, из-за чего в них быстро возрастает температура, провода сильно нагреваются, про-исходит так называемое тепловое воздействие электрического тока, загорается изоляция. Так может возникнуть пожар.

Чтобы избежать пожаров от короткого замыкания, в электросетях обязательно монтируются предохранительные устройства — электрощитки с пробками-предохранителями. Во внутренней части каждой пробки имеется проволока, легкоплавящаяся при высокой температуре, т.е. в момент короткого замыкания проволочка расплавится и выключит из электросети ток. Говорят: «Перегорели пробки». Вот тут- то и нужно было для устранения неисправности вызвать электромонтера. Но бывает и так, что квартиросъемщики сами устраняют неисправности и вместо соответствующего предохранителя вставляют в гнездо пробки пучок проволоки — «жучок» или даже гвоздь, шуруп. Свет, конечно, после такого «ремонта» в квартире будет, но это очень опасно в пожарном отношении, т.к. такой предохранитель на силу тока, которая возникает в электросети при коротком замыкании, не рассчитан. От этого произойдет горение электропроводов опасное возникновением пожара.


Изоляция электропроводки может загореться и от так называемой перегрузки, когда в сеть одновременно включается несколько электропотребителей без расчета сечения проводов. Перегрузка электросети сопровождается интенсивным нагреванием проводов, высыханием и загоранием их резиновой изоляции. От этого могут воспламеняться деревянные конструкции здания и предметы, находящиеся вблизи. Примером перегрузки проводов может служить одновременное включение нескольких нагревательных приборов в одну розетку посредством тройника.

Помните, ребята, что это очень опасно и советуем вам этого не делать.

Чтобы избежать пожаров от электричества, запрещается:

  • включать одновременно в электросеть несколько электропотребителей (чайник, утюг, электрическую плитку и т. д.), соединять между собой провода и оставлять их неизолированными;

  • заклеивать провода обоями, ставить вплотную к ним различные предметы, подвешивать их на гвозди, оттягивать проволокой, завязывать узлы и подвергать другим механическим повреждениям;

  • обертывать электролампы бумагой, ставить к ним сгораемые предметы и материалы;

  • вешать на провода выключатели, одежду, головные уборы и другие предметы;

  • устанавливать дополнительные розетки, патроны, выключатели, самим исправлять в проводке и электроприборах при незнании электротехнических правил неисправности.

Всякий нагревательный электроприбор, включенный в сеть на длительное время и тем более оставленный без присмотра, может вызвать пожар, поэтому, уходя из дома, не забывайте проверить:

  • выключены ли утюг, плитка, чайник, радио-приемник.



2.3. Тема № 3. Противопожарный режим в школах.



Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства, противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских, меры предосторожности при проведении лабораторных работ, во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в лагерях – и есть меры противопожарного режима в школах.

Примерный текст беседы:

В нашей стране для школ отданы лучшие здания, созданы все необходимые условия для плодотворной учебы школьников. Почетный долг каждого ученика — беречь созданные трудом народа школьные здания и имущество. Какими основными вопросами должны заниматься все школьники, чтобы не допустить пожаров в школе? Круг этих вопросов разнообразен: нужно следить за тем, чтобы по территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т. д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению огня на школьные постройки. Иногда после очистки территории школы от опавших сухих листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю или в слуховое окно, что приведет к пожару.