ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности
Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация
Различают следующие виды нарушения мышления:
При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления
При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения
При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.
Мышление
Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Мышление - это обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.
Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС.
Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.
Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга?
Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Так можно привести в гармонию работу полушарий мозга
Наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его.
Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Виды мыслительных операций:
Сравнение — это сопоставление вещей, явлений и их свойств, выявление сходств и различий, приводящее к классификации (объединению по общему признаку).
Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления или ситуации на составные элементы. При этом отделяются несущественные связи, данные нам в восприятии. Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные свойства данного целого. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
Абстракция — это выделение какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных признаков (например, можно выделить цвет предмета, не замечая форму), это представление предмета или явления в определенном ракурсе.
Обобщение — это стремление выявить как можно больше общих свойств и существенных связей между предметами и явлениями, с отбрасыванием единичных (случайных) признаков.
Основные формы мышления
Река Волга – понятие, отражающее отдельный предмет.
Понятие выражается одним словом: стол, балкон
Понятие выражается словосочетанием: популярная певица, стихийное бедствие
Важнейший отличительный признак суждения – утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.
Математика – абстрактная наука.
Пример. Можно утверждать, что «Всякий человек способен мыслить» и что «Все люди обладают способностью мышления», но в обоих случаях выражается одна и та же мысль
Все орехи полезны. Арахис- орех.
Все ромашки – цветы. Все цветы – растения. Все растения дышат.
Софи́зм — ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
Песенка английских студентов
Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?
То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. - Значит, ты их имеешь.
Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют.
Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами.
Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности
Различия в мыслительной деятельности проявляются в качествах ума. Эти качества мышления (ума) становятся своеобразными свойствами личности человека. Наиболее существенными качествами ума считаются:
Самостоятельность мышления
Широта ума
Глубина ума
Гибкость ума
Быстрота ума
Критичность ума
Речь является формой и орудием мышления.
Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить.
Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее.
Неразрывная связь мышления с речью не означает
, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия.
Основные свойства мышления
опосредованный характер.
Это означает, что, устанавливая связи и отношения между вещами и явлениями, человек опирается не только на непосредственное воздействие на него этих вещей и отношений, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Делая умозаключения, человек использует знания, которые выработали прошлые поколения, следовательно, мыслительные акты человека являются результатом не только его собственного опыта;
мышление тесно связано с речью, внешней или внутренней, то есть имеет социальную природу;
человек мыслит не только конкретными, но и абстрактными понятиями, символами, что находит самое широкое применение в профессиональной деятельности.
Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.
Различают следующие виды нарушения мышления:
Нарушения динамики мышления.
Нарушения операциональной стороны мышления.
Нарушения мотивационного компонента мышления.
При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления
Скачка идей или ускорение мышления
Инертность мышления
Откликаемость
Соскальзывание
При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения
Снижение уровня обобщения
Искажение процесса обобщения
При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.
Разноплановость мышления
Резонерство
Некритичность
Бред
Навязчивые состояния
1 вариант | 2 вариант |
1. Дайте определение мышления | 1. Перечислите основные свойства мышления |
2. Охарактеризуйте виды теоретического мышления | 2. Охарактеризуйте виды практического мышления |
3. Чем суждения отличаются от понятий? | 3. Чем умозаключения отличаются от суждений? |
4. В чем проявляются нарушения динамики мышления? | 4. В чем проявляются нарушения мотивационного компонента мышления? |