Файл: Задача 1 7 Задача 2 7 Список литературы 9 Административноправовые формы и методы государственного управления.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Административно-правовые формы и методы государственного управления 2
Задача 1 7
Задача 2 7
Список литературы 9
Административно-правовые формы и методы государственного управления
Правовые формы государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий и решений органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые влекут непосредственно за собой юридические последствия.
Такими последствиями является возникновение, изменение или прекращение правоотношений между участниками управленческих
правоотношений.
К правовыми формам государственного управления относятся:
-
административное правотворчество – издание органами исполнительной власти или их должностными лицами нормативных актов управления (нормативных правовых актов), направленных на конкретизацию норм законов, которые регулируют те или иные вопросы государственного управления; -
административное правоприменение – издание индивидуальных, правоприменительных актов управления, которые касаются индивидуально определенных лиц, не содержат норм права и предполагают однократное исполнение; -
заключение административных договоров – соглашений между двумя и более субъектами управленческих правоотношений, которые базируются на основе норм административного права и направлены на выполнение задач государственного управления; -
осуществление иных юридически значимых действий – подзаконных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к наступлению определенных юридических последствий.
Кроме разделения на указанные четыре группы, следует отметить, что в качестве критериев классификации правовых форм государственного управления также используются:
-
ожидаемые результаты – по этому критерию различают формы позитивного регулирования (регулирование общественных отношений с целью их упорядочения, обеспечение реализации прав граждан путем предоставления административных услуг) и формы реагирования на негативные явления в сфере государственного
управления (применение мер пресечения правонарушений, привлечение правонарушителей к дисциплинарной и административной ответственности); -
юридическое содержание позволяет различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.
Вместе с формами государственного управления существенную роль в процессе практической реализации исполнительной власти играют методы государственного управления.
Методы государственного управления – это способы и средства влияния органов государственного управления или должностных лиц на управляемые объекты.
В целом метод государственного управления дает возможность определить, как именно тот или другой субъект государственно-властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.
Признаки методов государственного управления:
-
выражают целенаправленное влияние органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект; -
осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта; -
находят свое отражение в соответствующей форме государственного управления (правовой или организационной); -
могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности; -
выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и т. п.).
Классификация методов государственного управления в науке административного права чаще всего производится по двум критериям: с учетом меры использования властных полномочий и по характеру воздействия субъекта на объект управления.
В зависимости от меры использования властных полномочий выделяют следующие методы государственного управления:
-
убеждение; -
поощрение; -
принуждение.
Убеждение – метод государственного управления, который заключается в применении средств воздействия на сознание и поведение людей и проявляется в форме использования различного рода разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью обеспечения соблюдения требований действующего законодательства.
Основными средствами убеждения являются:
-
разъяснение заданий и функций государственного управления; -
воспитание; -
обучение; -
агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан; -
пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом; -
обмен передовым опытом.
Соблюдение установленных правил поведения должно стать осознанным действием для субъектов управленческих отношений.
Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления заключается в формировании общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.
Поощрение – метод государственного управления, который заключается в применении способов позитивного мотивирования и проявляется в использовании поощрений морального и материального характера с целью адекватного оценивания и стимулирования правомерного поведения.
Поощрение может применяться как к физическим, так и юридическим лицам (через
влияние на сознание и интерес их руководителей).
Основными способами поощрения являются:
-
благодарность; -
премия; -
грамота; -
награда; -
льгота; -
квота; -
специальный экономический режим и т. п.
Принуждение – это метод государственного управления, который заключается в применении от имени государства способов воздействия на сознание и волю с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также реагирования на совершенные правонарушения. Более подробно формы административного принуждения будут рассмотрены далее.
В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления необходимо различать методы:
-
прямого влияния (административные) – методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном воздействии на объекты управления, при условии обязательности выполнения вынесенных решений (например, установление обязательности совершения или запрета определенных действий; осуществление контроля и надзора; предоставление разрешения; осуществление регистрации и т. д.), на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризированных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным, результаты применения именно таких методов управления являются более ожидаемыми и быстрыми; -
непрямого влияния (экономические) – методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредствованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности (например, льготное кредитование; уменьшение налоговых и таможенных платежей; инвестирование определенных направлений деятельности; стимулирование государственных служащих).
Административное принуждение – вид государственного принуждения, который применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) к физическим и юридическим лицам с целью предупреждения, прекращения правонарушений и привлечение виновных к ответственности.
Характерными особенностями мер административного принуждения являются те факты, что они:
-
связаны с ограничением определенных прав или возложением дополнительных обязанностей на объект принуждения; -
применяются широким кругом органов публичной администрации (органы внутренних дел, органы государственной безопасности, налоговые и таможенные органы, органы местного самоуправления и т.д.); -
применяются на основании норм административного законодательства; -
могут быть рассчитаны на применение как к физическим, так и юридическим лицам; -
применяются независимо от воли и желания объекта административного принуждения; -
применяются в связи с правонарушением, которое совершено либо может быть совершено; -
применяются органами, которые не связаны организационным подчинением с объектом принуждения (имеют внешний характер).
В зависимости от цели применения административного принуждения и от стадии противодействия правонарушениям чаще всего выделяют три основных вида мер административного принуждения.
Меры административного предупреждения (применяются с целью предупреждения потенциально возможных правонарушений, например, проверка документов, пропускной режим на государственной границе, карантинные мероприятия, ограничение пребывания в общественных местах при введении режима комендантского часа, ограничение и запрет движения транспорта и пешеходов на определенной территории);
Меры административного пресечения (направлены на принудительное прекращение начавшегося правонарушения, например, доставление и административное задержание правонарушителя, временный запрет деятельности юридического лица, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством, изъятие вещей и документов);
Меры административной ответственности (применяются как реакция на совершенное правонарушение, например, административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, конфискации, обязательных работ, административного ареста, дисквалификации, административного приостановления деятельности и т. д.).
Задача 1
Участковый уполномоченный при обходе административного участка по ул. Куйбышева, возле дома № 5 задержал пьяного мужчину, который вышел из подвального помещения указанного дома. Кроме того, из подвала доносились мужские и женские голоса, пение песен и нецензурная брань. В ходе беседы с мужчиной выяснилось, что он работает слесарем ЖЭКа № 5, а в подвальном
помещении расположена бойлерная комната, в которой он вместе со своими друзьями отмечает свою первую заработную плату.
В соответствии со статьей 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Нецензурная брань в общественном месте расценивается нормами морали как проявление явного неуважения к обществу и его членам.
Правовыми нормами публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Задача 2
Оперуполномоченный Калининского ОП капитан полиции Смирнов имеющий оружие на постоянном хранении и ношении, был направлен в г. Москву для повышения квалификации. В аэропорту г. Челябинска при прохождении досмотра ручной клади сотрудники службы безопасности аэропорта обнаружили данное оружие, а также бутылку спирта.
Имеется ли в действиях Смирнова состав административного правонарушения?
Порядок перевозки воздушными судами гражданскими авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержден совместным приказом Федеральной службы воздушного транспорта России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.11.1999 N 120/971.
В соответствии с пунктом 5 Инструкций оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается уполномоченному лицу для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается владельцам по окончании полета в аэропорту назначения.
В соответствии с положениями Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров