Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Левитана «Над вечным покоем».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Введение
Родился Исаак Ильич Левитан 18 (30) августа, 1860 г. в Литве в Ковенской губернии в местечке Кибарты. Сын еврея, учителя иностранных языков Ильи Абрамовича Левитана.
Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.
Рано лишившись родителей, испытывал большие материальные трудности, часто оставаясь без жилья и пропитания. Только с середины 1880-х гг. материальное положение художника улучшилось, но результатом лишений юности стала болезнь сердца.
В конце 1880-х гг. Левитан ездил для лечения в Крым, привезя оттуда около шестидесяти пейзажей. Многолетней мечтой художника было путешествие по Волге, которая осуществилась после крымской поездки. Около трех лет Левитан писал волжские пейзажи, став одним из главных живописцев Волги.
С 1891 г. – член Товарищества Передвижников. С 1898 г. – академик. В 1899–1900 гг. выставлялся на выставках «Мир искусства». Участвовал в Парижских выставках. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Автор многочисленных лирических пейзажей России: Подмосковья, Поволжья, Крыма и т.д.; театральных декораций.
Был близким другом писателя Антона Павловича Чехова.
Женат художник не был, но известно его увлечение женой доктора Дмитрия Павловича Кувшинникова Софьей Петровной, урожденной Сафоновой, с которой Левитан совершил путешествие по Волге.
Из-за закона, не позволяющего евреям постоянно жить в Москве, неоднократно подвергался высылке, даже будучи уже известным художником. Только вмешательство друзей, их постоянные просьбы и обращения к властям, позволяли Левитану вернуться. Большую роль в жизни художника сыграла семья купцов Морозовых. В 1889 г. М.Ф. Морозова предоставила помещение в своем имении в Б. Трехсвятительском пер. молодому художнику Левитану. Остальное взял на себя ее сын Сергей Тимофеевич Морозов. Левитан провел здесь самые плодотворные годы своей жизни, создав свои лучшие произведения. Здесь же бывали его многочисленные друзья-художники.
В 1900 г. Левитан умер в этом доме от тяжелой сердечной болезни. Расходы на похороны художника взяла на себя Мария Федоровна Морозова, провожали Левитана его друзья и ученики - В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон и др. Погребен на еврейском кладбище рядом с Дорогомиловским кладбищем, позднее прах перенесен на Новодевичье кладбище.
Картина Исаака Левитана "Над вечным покоем"
Выполненная копия картины "Над вечным покоем"
Описание картины "Над вечным покоем"
Картина «Над вечным покоем» — пейзажное полотно Исаака Левитана, принадлежащее Государственной Третьяковской галерее. Выполнено маслом на холсте размером 150 х 206 см.
У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты. В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу. Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд. По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера.Всё лето 1893 года с утра до позднего вечера Левитан работал над полотном. Было создано несколько эскизов и этюдов к картине. Осенью холст перевезли в Москву. По завершении работы в начале 1894 года художник поставил автограф, и началась выставочная жизнь полотна, сразу приобретённого Павлом Третьяковым для своей галереи. Сам Левитан был очень горд и счастлив этим фактом.Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.
Будто птица в полёте бросила взгляд – под таким ракурсом художник открывает зрителю широкую панораму. Значительную часть полотна занимает небо: его свет и голубизна всё более вытесняются клубами грозных, суровых туч, которые сгущаются, предвещая скорую бурю. Вдалеке у горизонта их напряжение уже пролилось дождём. Залиты дальние луга и поля. В тех же свинцовых переливчатых тонах изображена водная стихия, что усиливает величественность и суровость картины. Поверхность воды только холодной рябью выдаёт своё настороженное ожидание неминуемой бури. Растущий хаос в небе приносит неспокойность и на землю: ветер склоняет деревья, заставляя их неистово размахивать ветвями.И среди этого столкновения трёх стихий – воздуха, воды и земли – явно возникает ощущение обречённой печали и безвыходности. И приходит понимание хрупкости человеческой жизни, её незащищённости перед волей стихий. Вот и покосившиеся от времени кладбищенские кресты напоминают, что исхода нет, и усиливают ощущение безразличия природы к человеческим страстям.
Сам мастер в минуты отчаяния остро чувствовал эту безысходность и приходил в ужас от безжалостного и равнодушного хода времени, когда в вечности тонут и тонут поколения за поколениями.Но всё же картина «Над вечным покоем» не о беспросветности. Оптимизм и надежду вселяет старая деревянная, потемневшая от времени церковь, которая возвышается на зелёном холме, нависающем над водой. К намоленной церквушке, внутри которой теплится заветный живой огонёк, ведёт светлая тропинка, и небо здесь светлое. Так и душа человека тянется к свету и побеждает темноту и ужас перед смертью.Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности.По признанию самого художника, именно в этой картине он весь, целиком, со всей своей психикой и содержанием. Именно потребность полного самовыражения, возможно, и стала главным импульсом создания полотна.
Приступая к работе, Левитан всегда рисовал с натуры этюды, уже в мастерской что-то дорабатывал, менял композицию, цвет, тональность, освещение. Так он сочинял все свои пейзажи. Не стала исключением и «Над вечным покоем», картина отточенной композиции и с удивительным отражением в природе чего-то неземного.
Панорама у озера была великолепна, но Левитана не впечатлил храм: не хватало гармонии, он был слишком неказистым. Вот тут пригодился собственный этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», сделанный в поездке художника по Волге. Эта церквушка Петра и Павла отлично вписалась в нужный пейзаж.Приволжский холм, где стояла старинная деревянная церковь в древнем Плёсе, перенесённая кистью мастера на Тверские земли к озеру Удомля, и сейчас называют горой Левитана. Но стоит там совсем другая церковь, сохранившаяся с 1699 года. Её в 1982 году перевезли сюда из заброшенной деревни на место сгоревшей в 1903 году той, левитановской церкви.
Почти весь ХХ век плёсская гора Левитана, обдуваемая ветрами, зарастала травой, погост и церковная зола всё более утопали в вечности, которая так страшила художника, время от времени погружая его душу на дно отчаяния. И только человеческое тепло и дружеская забота помогали ему отойти душой и избавиться от хандры. Так и свет в окошке старой церкви, олицетворяя надежду человека, символизирует его возрождение. По словам Льва Толстого, «Над вечным покоем» — это «молитва немой души», которая бессловесно, только красками и талантливой кистью слагает мольбу о спасении.Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".
Заключение
Левитан великолепно писал пейзажи. Казалось бы, он просто старался запечатлеть природу, красивую композицию, но эта видимая простота на самом деле скрывает в себе глубокую мысль.
Помимо этого наталкивает на мысль не редко и название картин. Характерным примером является «Над вечным покоем», где автор прямо указывает в названии на довольно глобальные темы. Вечным покоем тут подразумевается гладь реки, величие облаков и остальные творения природы.
На самом деле автор говорит в целом о покое и величии природы как таковой, на великом превосходстве природы над человеком, которому этот вечный покой недоступен.
Религия приближает к вечности, делает человека чем-то большим, частью вечного мира, который недоступен человеку, который просто является частью природы.
Композиция картины довольно интересна, церковь стоит на утесе над водой и как бы смотрит на воду, на облака. Церковь подобна человеку склонилась и смотрит на этот вечный покой, который также как бы отражается в самой церкви. Исходя из такой композиции, мы можем заключить некоторые варианты прочтения.
К примеру, религия тут может предстать как способ осмыслить людьми природу. Если учитывать положение человека в природе без попыток как-то осмыслить внешнее пространство и величие мира, то человек становится совершенно ничтожным и беспомощным. Именно поэтому человечество стремится как-то устоять под напором этого вечного покоя и осмыслить мир собственными способами.
Перед этим вечным покоем церковь выглядит как настойчивая и при этом довольно тщетная попытка нечто противопоставить этому вечному покою.
Тем не менее, церковь смотрится тут довольно гармонично как часть ландшафта, которая не портит его.
Мы можем представить себе монахов и священников, которые молятся в этой церкви, выходят посмотреть на небо и водную гладь и стараются понять частицу этого неба в самих себе.
Список использованных источников
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-levitana-i.i/nad-vechnym-pokoem
https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/nad-vechnym-pokoem/
https://nauka.club/kulturologiya/kartin%D0%B0-nad-vechnym-pokoem.html
https://www.literaturus.ru/2016/08/opisanie-nad-vechnym-pokoem-levitan.html