Файл: Разработка электронных учебников (Теоретические основы разработки электронных учебников).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки электронных учебников
1.1. Понятие электронных учебников
1.2. Принципы электронного учебника
1.3. Обзор программных средств создания электронных учебников HTML и CSS технологии
2.3. Реализация электронного учебника «Виртуальный музей информатики и информационных технологий»
Таким образом, электронные учебники имеют большую практическую ценность. При их помощи можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Также обучаемый может воспользоваться электронным учебником самостоятельно, без помощи преподавателя, находя ответы на интересующие его вопросы.
Важное значений электронных учебников заключается в том, что преподаватель может быстро дополнить и изменить иллюстративный или текстовый материал при возникновении такой необходимости. Если преподаватель видит, что обучающиеся недостаточно хорошо разобрались в какой-либо теме, то есть возможность изменять или дополнять материал ЭУ без особых усилий.
1.3. Обзор программных средств создания электронных учебников HTML и CSS технологии
HTML - это язык разметки гипертекста (от англ. HyperText Markup Language). Данный язык применяется для создания веб-страниц. Он интерпретируется (обрабатывается) браузером и отображается в виде документа в удобной для человека форме.
HTML – это неотъемлемая составляющая и основа практически любой веб-страницы. Язык HTML в первую очередь выступает как средство логической разметки страницы [7, с. 143].
Именно HTML позволяет нам наделять содержимое страницы определенным смыслом, а реализуется это с помощью так называемых тэгов.
Тэги – это специальные маркеры, которые определенным образом интерпретируются браузером. Суть тэгов в том, что содержимое страницы, заключенное в разные тэги, по-разному обрабатывается браузером.
CSS – это язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. Название произошло от англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей.
Проще говоря, язык CSS предназначен для того, чтобы придавать необходимый внешний вид HTML-документам.
Придание внешнего вида документам HTML – это хоть и самый популярный, однако лишь частный случай применения языка CSS, т.к. с его помощью можно придавать вид и документам других типов: XHTML, SVG и XUL. Про них мы отдельно говорить не будем, т.к. это выходит за рамки рассматриваемого вопроса.
Итак, целью создания CSS было отделение описания логической структуры веб-страницы от ее внешнего вида. Как вы уже знаете, для описания структуры используется HTML, для описания же того, как эта логическая структура будет выглядеть, отвечает как раз CSS.
Раздельное описание логической структуры и представления документа позволяет более гибко управлять внешним видом документа и минимизировать объем повторяющегося кода, который бы неизбежно возникал при использовании HTML для описания внешнего вида документа [7, с. 147].
С помощью CSS веб-разработчик может задавать для страницы и отдельных ее элементов различные гарнитуры и размеры шрифта, цвета элементов, отступы элементов друг от друга, расположение отдельных блоков на странице и т.д.
Разумеется, для того, чтобы использовать CSS для придания внешнего вида HTML-документу, нужно этот документ как-то связать со стилями, т.е. «сообщить» HTML-документу, что он будет оформлен с помощью CSS.
Для этого существуют различные способы подключения CSS к документу, которые дают браузеру знать, что к странице в целом, либо к каким-то отдельным ее элементам должно быть применено стилевое оформление.
Таблицы стилей могут располагаться как непосредственно внутри того, документа, к которым они будут применяться, так и находиться в отдельном файле, имеющем расширение .css.
Важно понимать, что CSS-файл – это обычный текстовый файл. В нем пишутся специальные инструкции, описывающие внешний вид элемента и его позиционирование на странице, а также комментарии (произвольные пояснения относительно написанных инструкций).
Языки программирования высокого уровня
Языки программирования – формальные искусственные языки, они имеют алфавит и синтаксис, а также семантику.
Языки программирования используются при написании программ для компьютеров (или, как говорили раньше, для ЭВМ – электронных вычислительных машин).
При грубой классификации ЯП используют два понятия: низкий уровень – конструкции языка близки к машинному коду (командам компьютера) и высокий уровень – конструкции языка близки к понятиям исходной задачи.
Pascal. Никлаус Вирт (Высшая техническая школа, Цюрих, Швейцария) предложил этот язык для обучения основам программирования. При его разработке было задано три условия: минимум базовых понятий, простой синтаксис и компактный компилятор. Получился простой и удобный язык строгой дисциплины программирования. Имеется много современных модификаций, с существенными расширениями и дополнениями.
Turbo Pascal – система программирования язык фирмы Borland International, первая версия появилась в 1983 г. Вариант языка Паскаль получил такое же название. Первый компилятор был объемом порядка 30 K, что привлекло внимание многих программистов.
Ежегодно выходили новые версии системы, последняя версия 7.0 выпущена в 1992 г. В 1989 г. в версии 5.5 появились средства для объектного программирования.
В системе разработки приложений Borland Delphi, первая версия появилась в 1995 г., стало возможным программировать под Windows. Язык программирования Turbo Pascal был расширен до Object Pascal, сейчас этот язык стали называть Delphi.
При программировании на Турбо Паскале можно обходиться минимальными средствами.
С. Язык Си появился в начале 70-х, автор – Деннис Ричи, Bell Laboratories. Это язык системного программирования, он разрабатывался для реализации ОС Unix (альтернатива языку ассемблера), но быстро превратился в язык общего пользования. Компактные программы, эффективный объектный код, но сложный синтаксис. Программирование на C требует хорошей подготовки («много темных закоулков»), довольно трудно читать чужие тексты программ.
C++. В начале 80-х Бьярн Страуструп дополнил язык C объектно-ориентированными средствами по образцу языка Simula 67. При этом была существенно улучшена семантика.
C#. Разработчики – Андерс Хейлсберг, Скотт Уилтамут, Питер Гоулд (Microsoft). Язык для разработки платформы .NET Framework и для программирования под эту платформу.
Платформа .NET – среда управляемого выполнения программ фирмы Microsoft. Основные функции: обеспечение безопасности кода и совместимость различных языков программирования. Главная идея: используется промежуточный машинно-независимый язык CIL – Common Intermediate Language (IL).
Компилятор с языка программирования высокого уровня, адаптированного под .NET, переводит исходный код не в команды процессора, а на язык CIL. Среда выполнения приложений .NET компилирует CIL-код в машинные команды в режиме “по мере надобности” JIT – Just-In-Time.
CMS
Система управления контентом (содержимым) (англ. Content management system, CMS) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым, иначе — контентом (от английского content).
Главные возможности CMS:
- предоставление инструментов для создания содержимого, организация совместной работы над содержимым;
- доступ к инструментам для организации слаженной работы над содержимым и созданием контента;
- управление содержимым: хранение, контроль версий, соблюдение режима доступа, управление потоком документов и т. п.;
- публикация содержимого;
- представление информации в виде, удобном для навигации, поиска.
На данный момент существует большое количество CMS-систем, таких как WordPress, Joomla, Drupal, OpenCart и другие. Поэтому перед тем как сделать выбор, лучше всего провести анализ достоинств и недостатков наиболее популярных вариантов. От того насколько качественно сделан «фундамент» сайта, зависит стабильность его работы в дальнейшем.
Именно поэтому главной задачей является определение того, какая система управления контентом является наиболее стабильной, удобной и понятной для разработчика.
У всех CMS есть платные и бесплатные версии. Основное их отличие заключается только в доступе к более тонким настройкам и количестве плагинов и шаблонов. В бесплатных версиях их значительно меньше.
Для анализа были выбраны наиболее популярные CMS: WordPress, Joomla, Drupal, OpenCart.
WordPress. Это самая известная и популярная CMS в мире. Первоначально, данный движок предназначался для создания блогов и сайтов-визиток, однако, благодаря разработчикам различных шаблонов и плагинов, стал универсальной системой для создания практически любого сайта. На сегодняшний день треть сайтов, построенных на CMS работают именно на WordPress. Данный движок не требователен к уровню программирования разработчика, так как располагает огромной базой шаблонов и плагинов.
Также следует отметить, что WordPress идеально подходит для SEO-продвижения. Для него разработаны специальные плагины, позволяющие оптимизировать «раскрутку» сайта.
Joomla – обычно стоит на втором месте в списке популярных CMS [11, с. 97]. Она имеет обширное сообщество, множество плагинов и шаблонов. Лучше всего она подходит для проектирования небольших сайтов [19, с. 129] информационного характера, таких как доски объявлений, форумы или же социальные сети. Особым успехом данная CMS пользуется в тех случаях, когда требуется создать web-сайт, который будет наполняться контентом обычными пользователями. Из коробки функционал CMS относительно богат и имеет множество тонких настроек. Сложность освоения по отзывам пользователей имеет среднюю.
Также данную CMS особенно выделяют при создании социальных сетей.
Drupal – это движок, более ориентированный на опытных пользователей. Как утверждает большинство разработчиков он не подойдет новичкам в качестве первой CMS. Уровень сложности освоения данного движка довольно высок. Он ориентирован на создание объёмных сайтов со сложной структурой данных. С помощью него можно создавать любое количество пользовательских типов контента. Не имеет никаких ограничений в компоновке и содержимом. CMS универсальна и позволит создать что угодно, будь то визитка, портал, магазин или сайт знакомств. Сайты, построенные на этом движке отличаются высокой безопасностью и скоростью работы при наличии быстрого хостинга [19, с. 131].
OpenCart – это платформа, предназначенная для создания сайтов интернет-магазинов и уже из коробки содержит огромный набор возможностей. В ней есть визуальный редактор шаблонов, возможность добавления неограниченного количества товаров, категорий, производителей, страниц и прочего. Данная CMS поддерживает мультиязычность, скидки, отзывы, варианты доставки, подсчёты налогов, рейтинг товаров и т. д. Система движка является модульной, то есть можно неограниченно расширять магазин при необходимости.
Так же в OpenCart встроен сборщик статистики (просмотры, отчёт о продажах, рейтинг популярности и т. д.), а вот SEO-оптимизация по умолчанию довольно слаба. Необходимо будет использовать сторонний платный модуль.
Уровень сложности освоения этой CMS – средний. Система построена логично, однако у магазина присутствует множество различных тонких настроек. Начинающий разработчик, потратив немного времени на её изучение, вполне сможет работать с данной CMS.
Для того чтобы выяснить, какой из движков является наиболее предпочтительным для разработчика, было проведено небольшое сравнение по наиболее важным критериям, результаты которого отражены в таблице.
В результате проведенного анализа можно выделить следующее:
1. Разница между платными и бесплатными версиями CMS заключаются только в ассортименте плагинов и шаблонов, которые предоставляются разработчику безвозмездно.
2. Начинающий разработчик без большого опыта программирования сможет с легкостью спроектировать сайт при помощи CMS.
3. Все рассмотренные системы управления контентом не обладают полной универсальностью (кроме Drupal), поэтому необходимо правильно и осознанно делать выбор в пользу того или иного движка.
4. Для освоения некоторых CMS разработчик должен приложить немало сил, так как далеко не все они имеют интуитивно понятный интерфейс.
5. Если начинающий разработчик планирует проектирование масштабного ресурса, то базовые знания и графическая оболочка CMS не смогут ему в этом помочь. Даже при использовании движка, необходимо программирование множества модулей web-сайта вручную.