Файл: Понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 653
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда
1.2 Порядок проведения специальной оценки условий труда
ГЛАВА 2. ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Компенсации и гарантии за вредные и опасные условия труда
2.2 Льготы за вредные и опасные условия труда в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значительным износом материально-технической базы промышленного сектора экономики страны и занятостью во вредных и (или) опасных условиях труда более 40 % всех работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение общих характеристик вредных и опасных условий труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда в Российской Федерации;
- определить порядок проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации;
- рассмотреть компенсации и гарантии за вредные и опасные условия труда в Российской Федерации;
- изучить льготы за вредные и опасные условия труда в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования выступают фундаментальные теоретические положения конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права, трудового права, права социального обеспечения, а также общей теории государства и права. Прежде всего, это работы таких ученых, как: В.В. Авдеев, М.Д. Акатьева, Т.Л. Андрияновская, Ю.В. Белянинова, Ю.И.Клепалова, А.А. Сабитов, Е.А. Сафонова, Н.И. Чепелов и других.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Методологическую основу изучения составили современные общенаучные методы познания: диалектический метод, индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, метод анализа документов.
Эмпирическая основа работы включает в себя статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ТРУДА КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда
в Российской Федерации
Согласно положениям ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены повышенные размеры оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда согласно положениям ст. 147. При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.[1]
Также ст. 117 вышеуказанного кодекса предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в количестве не менее 7 календарных дней.[2]
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165) обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.[3]
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.[4]
Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон №125) в ч. 1 ст.1 закреплено законодательное определение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое представляет собой вид социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Законом № 125-ФЗ, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.[5]
Правоотношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426), который содержит законодательные определения и критерии вредных и опасных условий труда.
Согласно положениям ст. 14 Закона № 426 условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.[6]
Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1. подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2. подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3. подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4. подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.[7]1
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (вместе с «ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты»), класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».[8]
Таким образом, понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда в Российской Федерации осуществляется многочисленными федеральными законами и подзаконными актами в соответствии с конституционными гарантиями о социальном обеспечении граждан в случае наступления социальных рисков.
1.2 Порядок проведения специальной оценки условий труда
в Российской Федерации
Правоотношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются положениями Закона № 426.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3 вышеуказанного федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Согласно положениям ст. 14 Закона № 426 условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.[9]