Файл: Государственный бюджет как инструмент экономической политики (Налоговые доходы Госбюджета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Налоговые и неналоговые доходы Госбюджета
1.1 Налоговые доходы Госбюджета
1.2 Неналоговые доходы Госбюджета
1.3. Состав и структура расходов бюджетов
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.2. Бюджетный дефицит и его финансирование
Ставка 18% является базовой и применяется во всех остальных случаях. Налогоплательщик может уменьшить сумму НДС на налоговые вычеты, определенные ст. 171 НК РФ[7]. В частности, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров для перепродажи.
Налоговые доходы от НДС зачисляются в федеральный бюджет. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) регулируется гл. 26 НК РФ[8].
Этот налог уплачивают организации и индивидуальные предприниматели — пользователи недр. Объектом налогообложения признаются такие добытые полезные ископаемые, как углеводородное сырье (нефть, газ), уголь, торф, руды черных и цветных металлов, драгоценные камни, соль. Налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в отношении угля и углеводородного сырья (кроме добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении), а в отношении иных видов добытых полезных ископаемых — как их стоимость. Налоговые ставки определяются в ст. 342 НК РФ[9].
1.2 Неналоговые доходы Госбюджета
Как упоминалось ранее, к неналоговым доходам бюджетов относятся[10]:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан — разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения;
- иные неналоговые доходы.
Доходы от указанного использования имущества (или его продажи), доходы казенных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, плата за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет в зависимости от права собственности на имущество, учреждение, предприятие или водный объект. Распределение сумм денежных взысканий между бюджетами установлено ст. 46 БК РФ в зависимости от вида нарушения законодательства[11].
Иные неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе:
– за счет таможенных пошлин и таможенных сборов;
– лицензионных сборов;
– консульских сборов;
– патентных пошлин;
– части платы за негативное воздействие на окружающую среду и т. д. (ст. 51 БК РФ)[12].
Таможенные пошлины (по сути косвенный налог) действуют на основе таможенного законодательства. Этот вид поступлений обеспечивает около 30% доходов федерального бюджета. В России применяются следующие виды таможенных пошлин, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 — Виды таможенных пошлин в РФ[13]
Ставки при этом могут быть адвалорными (в процентах к таможенной стоимости), специфическими (в натуральном выражении в зависимости от физических характеристик) или комбинированными.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ. Значительную долю доходов приносят вывозные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты (экспорт минеральных ресурсов составляет 70% экспорта в денежном выражении).
Ставки этих пошлин каждый месяц рассчитываются по формулам, установленным Правительством РФ, в которых должна учитываться мировая цена на нефть. Например, при средней мировой цене выше 182,5 долл. за 1 тонну (~7,33 барреля) пошлина на сырую нефть в 2015 г. составляет 29,2 долл. плюс 57% (в 2016 г. — 55%) рассчитанного превышения. А при мировой цене ниже 109,5 долл. за 1 тонну экспортная пошлина равна нулю.
Правительство РФ реализует концепцию, которая предусматривает поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат.
Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза. В доходах федерального бюджета также учитываются: 50% прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, средства от реализации продуктов утилизации военной техники и вооружения; средства от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов.
Иные неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в том числе за счет части платы за негативное воздействие на окружающую среду; декларационного платежа; части доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий по распоряжению которыми передано органам власти субъектов РФ, и т. д. (ст. 57 БК РФ)[14].
К иным неналоговым доходам местных бюджетов относятся плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности; часть платы за негативное воздействие на окружающую среду; доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; часть доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий по распоряжению которыми передано органам власти субъектов РФ, и т. д. (ст. 62 БК РФ)[15].
1.3. Состав и структура расходов бюджетов
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств, называются бюджетными ассигнованиями.
К ним относятся ассигнования, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 — Ассигнования в РФ[16]
Расходы в бюджетном праве обладают объемом, ограничены во времени, относятся к какому-то конкретному бюджету, закрепляются как обязательства.
Расходы бюджета можно классифицировать: по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; функциональному назначению — на расходы, обеспечивающие реализацию функций общегосударственного характера, расходы на финансирование отраслей экономики, социальнокультурных мероприятий, обороны страны, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на жилищнокоммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты.
Классификация расходов содержит следующие единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделы: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография; здравоохранение; социальная политика; физическая культура и спорт; средства массовой информации; обслуживание государственного и муниципального долга; межбюджетные трансферты.
Обеспечение коллективных благ, таких как национальная оборона и безопасность, правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, практически полностью финансируется из федерального бюджета. Большая часть бюджетных услуг и социальных гарантий, оказываемых или предоставляемых гражданам индивидуально, находится в сфере ответственности региональных и местных органов власти.
Главное направление использования региональных финансов — финансирование социальной и производственной инфраструктуры. Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.
Дополнительные нефтегазовые доходы определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть и базовой цены на нефть. Базовая цена на нефть устанавливается каждый год на основе статистических данных.
В соответствии с бюджетным правилом общий объем расходов федерального бюджета на очередной год и первый год планового периода не может быть снижен более чем на объем ранее условно утвержденных расходов. Финансовое обеспечение превышения общего объема расходов над суммой доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и дефицита бюджета (не более 1% ВВП) осуществляется за счет сокращения дополнительных нефтегазовых доходов, подлежащих перечислению в Резервный фонд или Фонд национального благосостояния либо за счет средств Резервного фонда, направляемых на покрытие дефицита федерального бюджета.
Осуществление расходов бюджетов производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
- безвозвратность бюджетных ассигнований.
В расходной части бюджетов предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В субъекте РФ может быть создан Резервный фонд субъекта РФ, который представляет собой часть средств бюджета, используемую в случае недостаточности доходов бюджета субъекта РФ для финансового обеспечения расходных обязательств. Федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% расходов федерального бюджета, его средства используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов на основании указов и распоряжений Президента РФ.
Выводы по первой главе
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, также для осуществления социально-экономических функций.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.1 Межбюджетные трансферты
Налоговые и неналоговые источники доходов региональных и местных бюджетов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны, что затрудняет решение задач, стоящих перед исполнительными органами власти. Возникает необходимость регулирования доходов региональных и местных бюджетов. Для регулирования доходов бюджетов в целях их сбалансирования применяется метод прямой финансовой поддержки в форме перечисления фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.