Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Законодательство закрепляет, что гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ, ст. 46 Закона о СМИ).
Судам следует иметь в виду, что моральный вред, признается законом вредом неимущественным и, следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ, а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Результатом разработки темы явились следующие положения:
- необходимо совершенствование гражданского материального и процессуального законодательства, связанного с указанной категорией дел:
1) установление гражданско-правовой ответственности для случаев умышленного распространения о гражданине соответствующих действительности, но порочащих сведений, распространения сведений в оскорбительной форме или высказывания в адрес гражданина оскорбительных слов и выражений;
2) введение в норму закона понятия очевидного оскорбления, когда порочащий и не соответствующий действительности характер сведений не подлежит доказыванию;
3) предоставление права на защиту чести и достоинства при невозможности установления распространителя ложных и порочащих сообщений;
4) предоставление истцу права на разбирательство дела в закрытом судебном заседании;
5) возложение на средство массовой информации обязанности публикации опровержения в случаях распространения не соответствующих действительности и порочащих сведений, когда они содержались в официальных и персональных сообщениях;
6) установление альтернативной подсудности споров;
7) компенсация морального вреда юридическим лицам как результат правовой доктрины.
Необходимо развитие законодательства об основах экономических отношений в сфере массовой информации.
Необходимо дополнить действующее законодательство о СМИ федеральными законами, отражающими специфику экономических и морально-этических отношений в сфере массовой информации. Такие законодательные акты призваны создать правовую базу для решения следующих задач:
- развитие информационного плюрализма в обществе;
- обеспечение прозрачности отношений собственности в сфере массовой информации;
- предотвращение монополизации рынка СМИ, в том числе путем противодействия демпинговой политике;
- укрепление гарантий редакционной самостоятельности;
- совершенствование механизмов экономической поддержки СМИ;
- уточнение правового статуса СМИ как объекта гражданских прав;
- усиление гражданско-правовой ответственности СМИ в сфере нарушения прав, охраняющих честь, достоинство, деловую репутацию.
Необходимо внесение изменений в действующие федеральные законы с целью устранения противоречий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и исследовав вопросы о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц, можно сделать некоторые неоднократные выводы.
Честь и достоинство являются одним из видов нематериальных благ. Их особенность заключается в том, что они неотделимы от личности носителя и имеют материального содержания.
Честь и достоинство - не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного нарушения, а наличные блага человека, существующие в его повседневном нормальном состоянии без каких-либо нарушений.
Честь - это социальная оценка моральных, политических, личных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка.
Действующее законодательство предусматривает защиту чести и достоинства в судебном и во внесудебном порядке.
Внесудебный способ защиты рассматриваемых нематериальных благ следует рассматривать лишь как факультативный, основным же способом защиты является именно судебный порядок.
Гражданско-правовой и уголовно-правовой способы предоставляют неодинаковый объем защиты. Первый способ позволяет дать отпор, как гражданам, так и юридическим лицам, но при этом характер распространенных сведений должен быть порочащим и не соответствующим действительности. А при втором способе уголовно наказуемыми являются деяния только граждан, однако возможна ответственность последних и за правдивые сообщения, выраженные в оскорбительной форме.
Защита чести и достоинства возможна при одновременном наличии трех условий:
- сведения должны быть распространены;
- распространенные сведения не соответствуют действительности;
- распространенные сведения должны порочить честь, достоинство деловую репутацию заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации.
В случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации.
Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002, (с изменениями от 30.04.2010, № 69-ФЗ) // СЗ РФ, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994. (с изменениями от 27.12.2009, № 352-ФЗ) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996. (с изменениями от 17.07.2009, № 145-ФЗ) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5. Ст. 410
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. (с изменениями от 23.07.2010, № 178-ФЗ ) // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46. Ст. 4532
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации». // Вестник ВАС РФ, 1999, № 11
6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000. (с изменениями от 30.07.2010, № 242-ФЗ) // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32. Ст. 3340
7. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003г. № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации». // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2004, № 3