Файл: Банковские информационные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. На волне радикальных рыночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Обслуживание такого огромного количества операций просто невозможно без современных информационных технологий, способных облегчить столь тяжёлую работу.

Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию различных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков.

Информатизация финансовой деятельности ускорили процессы глобализации, означающие для банков необходимость ориентироваться в своей деятельности не на национальные, а в большей степени на глобальные рынки, соответствовать международным стандартам банковских операций и требованиям к управлению рисками. Как правило, внедрение современных банковских технологий снижает уровень рисков, сопутствующих проведению расчетов.

Цель курсовой работы: провести исследование развития информационных систем в банковской сфере.

Глава 1. Сущность и особенности ИС в банковской деятельности


1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем

Банковская информационная система позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют:

· расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;

· обслуживание счетов банков-корреспондентов;

· кредитные, депозитные, валютные операции;

· любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;

· фондовые операции;

· расчеты с помощью пластиковых карт;

· бухгалтерские функции;

· анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.

БИС последнего (четвертого) поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер», опираются на единые принципы построения и функционирования. Слабой стороной многих отечественных информационных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области. В последнее время стало уделяться больше внимания вопросам финансового анализа и целям управления бизнесом.

Операционный день банка как программно-технический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета (рис. 3.4). Все операции по лицевым счетам клиентов осуществляются по платежным документам, а выписка лицевого счета отражает каждую проводку. Комплекс реализует фактическое и планируемое движение средств по лицевым счетам (по неоформленным проводкам документов). Документы проходят операции последующего контроля, при совпадении всех параметров составляется опись документов и формируется файл для отправки в расчетно-кассовый центр (РКЦ). Документы, прошедшие через корреспондентский счет, разносятся по счетам. .

Рис. 3.4 - Состав модулей операционного дня банка

Движение кассовых документов имеет свои особенности - это связь с другими службами банка. При этом в системе ведется план счетов, каталог лицевых счетов банка, каталог клиентов банка, подводится баланс, выполняются служебные сервисные функции. Комплекс «Операционный день» имеет мультивалютные свойства.

Комплекс по учету деятельности филиалов предназначен для автоматизации рабочих мест в бухгалтерии и других подразделений филиалов. На уровне «банк-филиал» автоматизируются сбор, обработка и анализ информации, полученной от филиалов, расчеты между всеми филиалами. В рамках филиала комплекс включает валютные, рублевые, кассовые операции, рассчитывает с учетом внутренних проводок баланс по филиалу, выполняет расчеты по корреспондентским отношениям.


Договорная подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами, осуществляет валютный лизинг. Имеется возможность формировать тексты договоров, заполнять условия договоров по шаблону. Реальное состояние договоров поддерживается ручным и автоматическим режимами идентификации проводок по выдаче и возврату ссуд, гашению процентов и пений. В журнале договоров отражаются данные по текущим, законченным и просроченным договорам.

Наиболее распространенными подсистемами БИС по обслуживанию клиентов являются: «клиент-банк», «работа с пластиковыми картами», «операции обменного пункта» и др.

1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке

Реализация информационных процессов в банках осуществляется на основе автоматизированных банковских систем (АБС). АБС — спроектированная и функционирующая объединенная совокупность элементов (информации, техники, программ, технологий и т.д.), выполняющих единым комплексом информационные и управленческие задачи, стоящие перед банком. Таким образом, АБС представляет собой взаимосвязанный набор средств и методов работы с информацией с целью управления банком.

Целями использования АБС являются:

• сокращение времени на проведение операций и оформление документов, увеличение пропускной способности банка;

• сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной рутинной работой;

• улучшение качества обслуживания клиентов;

• повышение квалификации банковского персонала ; -интегрирование в единые банковские системы.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:

• внемашинное - это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

• внутримашинное - это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ


Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы. Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД).Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД - это, прежде всего, СУБД. В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF - форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте. Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. База данных может быть реализована как единая централизованная база данных и как распределенная по уровням (филиалам). В первом случае база данных хранится на мощном и высокопроизводительном сервере, доступ к ней осуществляется по каналам связи со стороны удаленных пользователей. Во втором случае база данных хранится как на сервере центрального отделения, так и на серверах филиалов, при этом базы данных могут автоматически синхронизироваться. В качестве СУБД в БИС наиболее часто используется Btrieve.

1.3 Программное обеспечение АБС

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это предъявляет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и прочего. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности. Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств. Базовыми являются ОС, СУБД и другие программные средства системного назначенияОсновным свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора.


Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части:

-обязательные;

-дополнительные.

К первым следует отнести те направления деятельности, которые , как правило, имеют место в любом КБ. Выбор вторых зависит от спеацилизации банка. Прикладные характеристики АБС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваем ости системы. Конфигурируемость банковской системы означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим расширением путей введения дополнительных модулей). При этом важно учитывать такие характеристики системы, как набор модулей и реализуемых ими функций, степень автономности модулей, наличия межмодульного взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка управляющих сообщений и другое), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие части, варианты расширения.

Интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости банка. Такая система адекватно отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, обеспечивает доступ к данным любого уровня, тем самым предоставляя возможность контролировать работу банка с необходимой степенью детализации.

На российском рынке присутствует ряд фирм-разработчиков интегрированных информационных банковских систем: «Диасофт», «R-Style Softlab», «ПрограмБанк» и другие. Некоторые фирмы специализируются на разработке программного обеспечения для отдельных направлений деятельности банка. Система Diasoft FA# включает в себя несколько продуктов, работающих на едином ядре, общей нормативно-справочной базе, инструментах настройки и администрировании, единой аппаратно-системной платформе и системе подготовки отчетности, каждый из которых отвечает за автоматизацию одной из сфер банковской деятельности. Diasoft FA# Bank является решением, которое полностью охватывает банковский бизнес по обслуживанию корпоративных клиентов и содержит в себе следующие стандартные модули:

• Расчетно-кассовое обслуживание.

• Расчеты в сети SWIFT.

• Расчетный центр.

• Шлюз бесфайлового обмена с подсистемами класса «Клиент- банк».

• Учет кассовых и валютно-обменных операций.

• Учет операций инкассации - перевозки.

• Валютный контроль. Учет паспортов сделок.

• Учет счетов-фактур.

• Индивидуальные и типовые схемы кредитования.