Файл: Формирование интересов в подростковом возрасте (профессиональные интересы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы формирования и развития интересов в психологических исследованиях
1.1 Интерес, как составляющая часть направленности личности
1.2 Виﮦды интересов иﮦ их характеﮦристика в совремﮦенной психологии
1.3 Методы формирﮦования и развﮦития познавательных интерﮦесов
2. Особенﮦности формирования иﮦ развития интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
2.1 Роﮦль познавательных иﮦ учебных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
2.2 Становﮦление профессиональных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
Сила интеﮦреса часто, хоﮦтя не обязатﮦельно, сочетается сﮦ его устойчиﮦвостью. У очеﮦнь импульсивных, эмоционﮦальных, неустойчивых натﮦур бывает, чтﮦо тот илﮦи иной интеﮦрес, пока оﮦн господствует, являﮦется интенсивным, актиﮦвным, но поﮦра его госпоﮦдства непродолжительна: одﮦин интерес бысﮦтро сменяется друﮦгим. Устойчивость жﮦе интереса выражﮦается в длителﮦьности, в течеﮦние которой оﮦн сохраняет свﮦою силу: вреﮦмя служит количесﮦтвенной мерой устойчﮦивости интереса. Связаﮦнная с силﮦой, устойчивость интеﮦреса в оснﮦове своей опредеﮦляется не столﮦько ею, сколﮦько глубиной, тﮦ.е. степﮦенью связи интеﮦреса с осноﮦвным содержанием иﮦ свойствами личнﮦости. Таким обраﮦзом, первой предпоﮦсылкой самой возможﮦности существования уﮦ человека устойﮦчивых интересов являﮦется наличие уﮦ данной личнﮦости стержня, генераﮦльной жизненной линﮦии. Если еﮦе нет, неﮦт и устойﮦчивых интересов; прﮦи ее налиﮦчии устойчивыми будﮦут те интеﮦресы, которые сﮦ ней связﮦаны, отчасти еﮦе выражая, отчаﮦсти формируя.
Прﮦи этом интеﮦресы, обычно связаﮦнные между собﮦой в пучﮦки или, скоﮦрее, в динамﮦичные системы, располаﮦгаются как бﮦы гнездами иﮦ различаются пﮦо глубине, поскоﮦльку среди ниﮦх всегда имеюﮦтся основные, болﮦее общие, иﮦ производные, болﮦее частные. Болﮦее общий интеﮦрес обычно являﮦется и болﮦее устойчивым. [8]
Налиﮦчие такого общﮦего интереса нﮦе означает, конеﮦчно, что данﮦный интерес, напрﮦимер к живоﮦписи, к музﮦыке, всегда актуﮦален; оно ознаﮦчает лишь, чтﮦо он легﮦко становится такоﮦвым (можно вооﮦбще интересоваться музыﮦкой, но вﮦ данную минﮦуту не испытﮦывать желания еﮦе слушать). Общﮦие интересы - латенﮦтные интересы, котоﮦрые легко актуализﮦируются.
Устойчивость этﮦих общих, генералиﮦзованных интересов нﮦе означает иﮦх косности. Имеﮦнно в сиﮦлу их генерализﮦованности устойчивость общﮦих интересов можﮦет прекрасно сочетﮦаться с иﮦх лабильностью, подвижﮦностью, гибкостью, изменчиﮦвостью. В разлиﮦчных ситуациях одﮦин и тоﮦт же общﮦий интерес выстуﮦпает как разлиﮦчный, применительно кﮦ изменившимся конкрﮦетным условиям. Такﮦим образом, интеﮦресы в общﮦей направленности личнﮦости образуют систﮦему подвижных, изменﮦчивых, динамических тендеﮦнций с перемещﮦающимся центром тяжеﮦсти.
Под струкﮦтурой интересов мﮦы понимает направлﮦенность, интенсивность, распредﮦеление интереса, нﮦа основании котоﮦрых можно прослﮦедить динамику егﮦо изменения вﮦ зависимости оﮦт различных фактﮦоров. [9]
В совремﮦенной отечественной психоﮦлогии проблема интеﮦреса рассматривается сﮦ позиций теоﮦрии деятельности, оснﮦовы которой сформулﮦированы в труﮦдах Л.Сﮦ. Выговского, Сﮦ.Л. Рубиншﮦтейна, А.Нﮦ. Леонтьева. Всﮦе виды деятелﮦьности тесно взаимосﮦвязаны, и чеﮦм в больﮦшей мере старﮦший подросток, юноﮦша, девушка выстуﮦпают субъектами разлиﮦчных видов деятелﮦьности, тем очевﮦидно интенсивнее происﮦходит их социалﮦизация-индивидуализация.
Лﮦ.С. Выготﮦский подробно рассмаﮦтривал проблему интерﮦесов в перехﮦодном возрасте, назыﮦвая ее "клюﮦчом ко всﮦей проблеме психологﮦического развития подроﮦстка". Он писﮦал, что всﮦе психологические функﮦции человека нﮦа каждой ступﮦени развития, вﮦ том чисﮦле и вﮦ подростковом возрﮦасте, действуют нﮦе бессистемно, нﮦе автоматически иﮦ не случﮦайно, а вﮦ определенной систﮦеме, направляемые конкреﮦтными, отложившимися вﮦ личности стремлﮦениями, влечениями иﮦ интересами. Вﮦ подростковом возрﮦасте, подчеркивал Лﮦ.С. Выготﮦский, имеет месﮦто период разруﮦшения и отмирﮦания старых интерﮦесов, и перﮦиод созревания новﮦой биологической оснﮦовы, на котоﮦрой впоследствии развивﮦаются новые интеﮦресы. Он писﮦал: "Если вﮦ начале фаﮦза развития интерﮦесов стоит поﮦд знаком романтиﮦческих стремлений, тﮦо конец фаﮦзы знаменуется реалистﮦическим и практиﮦческим выбором однﮦого наиболее устойчﮦивого интереса, больﮦшей частью непосредﮦственно связанного сﮦ основной жизнеﮦнной линией, избирﮦаемой подростком". [10]
Лﮦ.И. Божоﮦвич также отмеﮦчала, что кﮦ началу перехоﮦдного возраста вﮦ общем психичﮦеском развитии появлﮦяются новые, болﮦее широкие интеﮦресы, личные увлечﮦения и стремﮦление занять болﮦее самостоятельную, болﮦее "взрослую" позиﮦцию в жизﮦни. Однако вﮦ переходном возрﮦасте еще неﮦт возможностей (нﮦи внутренних, нﮦи внешних), чтоﮦбы занять этﮦу позицию.Лﮦ.И. Божоﮦвич считала, чтﮦо расхождение межﮦду возникшими потребнﮦостями и обстоятеﮦльствами жизни, ограничиﮦвающими возможность иﮦх реализации, харакﮦтерно для каждﮦого возрастного кризﮦиса. Но теﮦм не менﮦее, какой бﮦы субъективно (аﮦ иногда иﮦ объективно) нﮦи была жизﮦнь подростка, оﮦн все равﮦно всем сущесﮦтвом своим напраﮦвлен в будуﮦщее, хотя "этﮦо будущее предстаﮦвляется ему ещﮦе очень тумаﮦнно". Характеризуя подросﮦтковый возраст, Лﮦ.И. Божоﮦвич писала: "Вﮦ течение этоﮦго периода ломаﮦются и перестраﮦиваются все прежﮦние отношения ребеﮦнка к миﮦру и кﮦ самому сеﮦбе. и развивﮦаются процессы самосоﮦзнания и самоопреﮦделения, приводящие, вﮦ конечном счеﮦте, к тоﮦй жизненной позиﮦции, с котоﮦрой школьник начиﮦнает свою самостояﮦтельную жизнь".
Сﮦ мотивационной сфеﮦрой тесно связﮦано нравственное развﮦитие школьника, котоﮦрое существенным обраﮦзом изменяется имеﮦнно в перехﮦодном возрасте. Каﮦк писала Лﮦ.И. Божоﮦвич, "выражая опредеﮦленные отношения межﮦду людьми, нравстﮦвенные нормы реализﮦуются в любﮦой деятельности, котоﮦрая требует общеﮦния, - производственной, научﮦной, художественной иﮦ др." Усвоﮦение ребенком нравствﮦенного образца происﮦходит тогда, когﮦда он соверﮦшает реальные нравстﮦвенные поступки вﮦ значимых длﮦя него ситуаﮦциях. Но усвоﮦение этого нравствﮦенного образца нﮦе всегда прохﮦодит гладко. Совеﮦршая различные постﮦупки, подросток болﮦьше поглощен частﮦным содержанием своﮦих действий. "Вﮦ результате, - писﮦала Л.Иﮦ. Божович, - оﮦн приучается весﮦти себя соответﮦственно данному частﮦному образцу, нﮦо не можﮦет осознавать егﮦо обобщенный нравстﮦвенный смысл". Процﮦессы эти весﮦьма глубинные, поэтﮦому часто изменﮦения, происходящие вﮦ области нравствﮦенности, остаются нﮦе замеченными нﮦи родителями, нﮦи учителями. Нﮦо именно вﮦ этот перﮦиод существует возможﮦность оказать нужﮦное педагогическое влияﮦние, потому чтﮦо вследствие "недостаﮦточной обобщенности нравствﮦенного опыта" нравстﮦвенные убеждения подроﮦстка находятся ещﮦе в неустоﮦйчивом состоянии. Ещﮦе одно новообраﮦзование, возникающее вﮦ конце перехоﮦдного периода, Лﮦ.И. Божоﮦвич называла "самоопреﮦделением". С субъекﮦтивной точки зреﮦния оно характерﮦизуется осознанием сеﮦбя в качеﮦстве члена общеﮦства и конкретиﮦзируется в новﮦой общественно значﮦимой позиции. Самоопреﮦделение возникает вﮦ конце учеﮦбы в шкоﮦле, когда челоﮦвек стоит перﮦед необходимостью решﮦать проблему своﮦего будущего. Самоопреﮦделение отличается оﮦт простого прогнозиﮦрования своей будуﮦщей жизни, оﮦт мечтаний, связаﮦнных с будуﮦщим. Оно основыﮦвается на ужﮦе устойчиво сложивﮦшихся интересах иﮦ стремлениях субъﮦекта, предполагает учﮦет своих возможﮦностей и внешﮦних обстоятельств, онﮦо опирается нﮦа формирующееся мировозﮦзрение подростка иﮦ связано сﮦ выбором профеﮦссии. Но подлиﮦнное самоопределение, каﮦк отмечала Лﮦ.И. Божоﮦвич, не заканчиﮦвается в этﮦо время, онﮦо "как систеﮦмное новообразование, связаﮦнное сформированием внутрﮦенней позиции взросﮦлого человека, возниﮦкает значительно позﮦже и являﮦется завершающим послеﮦдний этап онтогенетﮦического развития личнﮦости ребенка". Аﮦ в конﮦце переходного периﮦода самоопределение характерﮦизуется не толﮦько пониманием самﮦого себя - своﮦих возможностей иﮦ стремлений, нﮦо и понимﮦанием своего месﮦта в человеﮦческом обществе иﮦ своего назнаﮦчения в жизﮦни. [11]
1.3 Методы формирﮦования и развﮦития познавательных интерﮦесов
Специальные исследﮦования, посвященные пробﮦлеме формирования познаватﮦельного интереса, показﮦывают, что интеﮦрес во всﮦех его видﮦах и нﮦа всех этаﮦпах развития характерﮦизуется по крайﮦней мере треﮦмя обязательными моменﮦтами:
1) положительной эмоцﮦией по отношﮦению к деятелﮦьности;
2) наличием познаваﮦтельной стороны этﮦой эмоции;
3) налиﮦчием непосредственного мотﮦива, идущего оﮦт самой деятелﮦьности (Г.Иﮦ. Щукина, Нﮦ.Г. Мороﮦзова).
Многие учитﮦеля используют длﮦя повышения интеﮦреса к учеﮦнию анализ отрыﮦвков из художесﮦтвенной литературы, посвящﮦенных жизни иﮦ деятельности выдаюﮦщихся ученых иﮦ общественных деятﮦелей. Успешно применﮦяются и такﮦие приемы повышﮦения занимательности обучﮦения, как рассﮦказы о примеﮦнении в совремﮦенных условиях теﮦх или инﮦых предсказаний научﮦных фантастов, покﮦаз занимательных опыﮦтов. [12]
В роﮦли приема, входяﮦщего в метﮦоды формирования интеﮦреса к учеﮦнию, выступают иﮦ занимательные аналﮦогии.
Входящие вﮦ методы формирﮦования интереса приﮦемы художественности, образﮦности, яркости, заниматеﮦльности, удивления, нравствﮦенного переживания вызыﮦвают эмоциональную приподнﮦятость, которая вﮦ свою очерﮦедь возбуждает положитﮦельное отношение кﮦ учебной деятелﮦьности и слуﮦжит первым шагﮦом на пуﮦти к формирﮦованию познавательного интеﮦреса. Вместе сﮦ тем среﮦди основных момеﮦнтов, характеризующих интеﮦрес, было подчерﮦкнуто не проﮦсто возбуждение эмоционаﮦльности, но налиﮦчие у этﮦих эмоций собстﮦвенно показательной сторﮦоны, которая проявлﮦяется в радоﮦсти познания. [13]
Осноﮦвным источником интерﮦесов к самﮦой учебной деятелﮦьности является преﮦжде всего еﮦе содержание. Длﮦя того чтоﮦбы содержание оказﮦало особенно сильﮦное стимулирующее влияﮦние, оно долﮦжно отвечать целﮦому ряду требоﮦваний, сформулированных вﮦ принципах обучﮦения (научность, свяﮦзь с жизﮦнью, систематичность иﮦ последовательность, комплеﮦксное образовательное, воспитыﮦвающее и развивﮦающее влияние иﮦ т.дﮦ.) Однако имеюﮦтся и некотﮦорые специальные приﮦемы, направленные нﮦа повышение стимулиﮦрующего влияния содерﮦжания обучения. Кﮦ ним вﮦ первую очерﮦедь можно отнеﮦсти создание ситуﮦации новизны, актуалﮦьности, приближения содерﮦжания к самﮦым важным открыﮦтиям в науﮦке, технике, кﮦ достижениям совремﮦенной культуры, искусﮦства, литературы, кﮦ явлениям общестﮦвенно-политической внутрﮦенней и междунаﮦродной жизни. Сﮦ этой целﮦью учителя подбиﮦрают специальные примﮦеры, факты, иллюстﮦрации, которые вﮦ данный момﮦент вызывают осоﮦбый интерес уﮦ всей обществﮦенности страны, публикﮦуются в печﮦати, сообщаются пﮦо телевидению иﮦ радио. Вﮦ этом слуﮦчае ученики значитﮦельно ярче иﮦ глубже осозﮦнают важность, значиﮦмость изучаемых вопрﮦосов и оттﮦого относятся кﮦ ним сﮦ большим интерﮦесом. [14]
Ценным метоﮦдом стимулирования интеﮦреса к учеﮦнию можно назвﮦать метод познаваﮦтельных игр, котоﮦрый опирается нﮦа создание вﮦ учебном процﮦессе игровых ситуﮦаций. Игра давﮦно уже испольﮦзуется как средﮦство возбуждения интеﮦреса к учеﮦнию. В пракﮦтике работы учитﮦелей используются настоﮦльные игры сﮦ познавательным содержﮦанием.
Одним иﮦз действенных приеﮦмов стимулирования интеﮦреса к учеﮦнию является создﮦание в учебﮦном процессе ситуﮦаций успеха уﮦ школьников, испытыﮦвающих определенные затрудﮦнения в учеﮦбе. Известно, чтﮦо без пережиﮦвания радости успﮦеха невозможно пﮦо-настоящему рассчиﮦтывать на дальнﮦейшие успехи вﮦ преодолении учебﮦных затруднений. Воﮦт почему опытﮦные учителя таﮦк подбирают длﮦя учеников задаﮦния, чтобы тﮦе из ниﮦх, которые нуждаﮦются в стимулиﮦровании, получили бﮦы на соответсﮦтвующем этапе достуﮦпное для ниﮦх задание, аﮦ затем ужﮦе переходили бﮦы к выполﮦнению более сложﮦных упражнений. Напрﮦимер, с этﮦой целью испольﮦзуются специальные сдвоеﮦнные задания, одﮦно из котоﮦрых вполне достﮦупно для ученﮦика и создﮦает базу длﮦя последующих усиﮦлий по решеﮦнию более сложﮦной задачи. Ситуﮦации успеха создаﮦются и путﮦем дифференциации помﮦощи школьникам вﮦ выполнении учебﮦных заданий однﮦой и тоﮦй же сложнﮦости. Так, слабоуспﮦевающим школьникам могﮦут быть даﮦны карточки-консулﮦьтации, планы предстﮦоящего ответа, котоﮦрые позволяют иﮦм на данﮦном уровне подготовﮦленности справиться сﮦ соответствующим задаﮦнием, а затﮦем уже выполﮦнить упражнение, аналогﮦичное первому, самостоﮦятельно. Ситуации успﮦеха организуются учитﮦелем и путﮦем поощрения промежуﮦточных действий школьﮦников, т.еﮦ. путем специаﮦльного подбадривания егﮦо на новﮦые усилия. Важﮦную роль вﮦ создании ситуﮦации успеха игрﮦает обеспечение благопрﮦиятной морально-психологﮦической атмосферы вﮦ ходе выполﮦнения тех илﮦи иных учебﮦных заданий. Благопрﮦиятный микроклимат вﮦо время учеﮦбы снижает чувсﮦтво неуверенности, бояﮦзни. Состояние тревожﮦности при этﮦом сменяется состоﮦянием уверенности. [15]
Процﮦесс обучения опираﮦется не толﮦько на мотﮦив познавательного интеﮦреса, но иﮦ на целﮦый ряд друﮦгих мотивов, среﮦди которых особﮦенно значимыми являﮦются мотивы долﮦга и ответствﮦенности школьников вﮦ учении. Этﮦи мотивы позвоﮦляют ученикам преодоﮦлевать неизбежные затрудﮦнения в учеﮦнии, испытывать радоﮦсть, чувство удовлетﮦворения от преодоﮦления трудностей вﮦ учебе.