Файл: Организационная характеристика ПАО Сбербанк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- соотношение собственных и заемных средств;

- рентабельность (общая рентабельность, рентабельность собственного капитала и др.).

Назначение этих показателей - обеспечить оперативное управление коммерческой деятельностью Сбербанка и оценку его финансового состояния.

Показатели финансовых результатов ПАО «Сбербанк России» за 2017-2019 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели финансовых результатах ПАО «Сбербанк России», млрд руб.

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

2018/

2017

2019/

2018

2018/

2018

2019/2

019

Чистый процентный доход

959,7

858,4

1201,6

-101,3

343,1

89,4

140,0

Чистый комиссионный доход

217,2

265,9

316,9

48,7

51,0

122,4

119,2

Чистый доход от операций с финансовыми активами, ценными бумагами и иностранной валютой

94,2

78,8

-12,2

-15,4

-91,0

83,6

-15,5

Прочие операционные доходы

47,6

49,0

34,0

1,4

-15,0

102,9

69,3

Операционный доход до создания резервов

1318,7

1252,2

1540,3

-66,5

288,1

95,0

123,0

Изменение резервов

-290,8

-294,4

-127,6

-3,6

166,8

101,2

43,4

Операционные расходы

-598,7

-650,8

-764,7

-52,1

-113,9

108,7

117,5

Прибыль до налогообложения

429,2

306,9

647,9

-122,3

341,0

71,5

211,1

Расход по налогам

-118

-88,5

-149,6

29,5

-61,1

75,0

169,0

Прибыль после налогообложения

311,2

218,4

498,3

-92,8

279,9

70,2

228,1


Операционный доход до создания резервов, заработанный Банком в 2019 году, составил 1540,3 млрд руб. против 1252,2 млрд руб. по итогам 2018 года. Чистые процентные доходы и чистый комиссионный доход также превышают значения предыдущего года. Прибыль до налогообложения в 2019 г. выросла в 2,1 раза и составила 647,9 млрд. руб. Прибыль после налогообложения выросла в 2,3 раза или на 279,9 млрд руб. и составила 498,3 млрд руб.

Задача финансового планирования и бюджетирования в последнее время стала одной из самых актуальных среди задач по управлению банком.

Она заключается в последовательном выполнении этапов планирования, учета, контроля исполнения и анализа отклонений бюджетов активов и пассивов, смет расходов и финансового плана. Особенность процесса бюджетирования в многофилиальных банках заключается в том, что требуется вовлекать в этот процесс сотрудников филиалов. При этом планирование финансовых результатов филиалов должно быть согласовано со стратегией получения доходов и распределения затрат главной конторой банка. Доминирующей технологией решения этой задачи является применение Excel-таблиц или специализированных систем бюджетирования, ориентированных на задачи планирования. Очевидны недостатки таких подходов - большая зависимость от объемов данных в первом случае и невозможность эффективного использования результатов управленческого учета во втором. Применение технологии хранилищ данных устраняет эти недостатки. Специфические возможности этой технологии при хранении, консолидации и агрегировании значений бюджетных статей и бюджетных документов даже превышает потребности задач бюджетирования. В тоже время наличие в единой базе данных всей информации о бухгалтерском и управленческом учете обеспечивает высокую степень автоматизации процессов учета и контроля исполнения бюджета, а также моделирования и утверждения плановых значений. Ключевым вопросом автоматизации бюджетирования в многофилиальном банке является технология взаимодействия главной конторы банка и его филиалов.

Например, используя систему "Контур Корпорация", можно обеспечить два варианта решения этой задачи:

- работа в режиме реального времени с единой базой данных бюджетной, бухгалтерской и управленческой информации для подразделений главной конторы и филиалов банка в рамках регламентированных прав доступа. Этот режим предполагает наличие устойчивых каналов связи с территориально удаленными подразделениями банка. При этом рабочее место участника бюджетного процесса может быть организовано как в технологии "клиент-сервер", так и с применением Интранет-технологии;


- технология дистрибуции, сбора и консолидации бюджетной информации филиалов, с которыми затруднена устойчивая электронная связь. Основой этой технологии является форматный сбор данных, применяемый при подготовке сводной отчетности. В данном случае генерируемые в ХД Excel-таблицы являются средством ввода и проверки плановых и/или фактических значений бюджетных статей.

Применение обоих подходов в организации взаимодействия главной конторы банка и его филиалов при решении задач бюджетирования позволяет учитывать региональные особенности и гибко подходить к решению вопросов автоматизации в условиях развития филиальной сети.

Сбербанк России является неотъемлемой частью экономики страны. Ведь он составляет одну треть всей банковской работы нашей страны. Список услуг, предоставляемых Сбербанком для частных лиц, достаточно разнообразен, от стандартных депозитов до банковского страхования. С каждым годом Сбербанк России совершенствуется, и становиться все более удобно для клиентов управлять своими счетами.

Кроме физических лиц банк обслуживает и корпоративных клиентов. Свыше одного миллиона предприятий являются его клиентами, стоит отметить, что больше 35 % это малый и средний бизнес. Сбербанк России это популярный современный банк, его клиентами только на территории России являются более ста десяти миллионов клиентов, а за границей примерно одиннадцать миллионов. Сейчас банк стремительно расширяет свое присутствие на международном рынке, кроме стран СНГ, он открыл свои филиалы в нескольких странах Восточной и Центральной Европы.

Политика банка в области кредитования юридических лиц

Кредитный процесс - это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Сбербанк предоставляет кредиты юридическим лицам, а также осуществляет долгосрочное финансирование, предоставляя средства для реализации инвестиционных проектов компании. Сбербанк готов предоставить кредиты на условиях, учитывающих специфику деятельности компании: среди прочих кредиты предоставляются операторам торговых сетей, предприятиям серебро- и золотодобывающей отрасли, сельскохозяйственным производителям. В линейке наших продуктов - овердрафтное кредитование, кредитование операций с аккредитивной формой расчетов, кредиты под залог объектов коммерческой недвижимости.


Все виды кредитов выдаются банком в валюте, устраивающей клиента. Сроки кредитования определяются потребностями организации. Но на сегодняшний день чаще всего банк предлагает краткосрочные (до 1 года) или среднесрочные (от 1 до 2-х лет) кредиты.

Одно из условий предоставления кредитов юридическим лицам является необходимость предоставления залога. Безусловно, это уменьшает возможные риски банка, но одновременно увеличивает расходы клиента на оценку и страховку предмета залога. А при оформлении кредитов в больших размерах, банк, требуют предоставить обеспечение в виде ликвидного залога, либо оформить поручительство собственников бизнеса.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита, и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

- изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде;

- подготовка и заключение кредитного соглашения;

- контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк.

Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

Прогноз финансирования, поступления денежных средств необходим для оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежных средствах, капиталовложениях и т.д.

Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и отчет о прибылях и убытках на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежных средств по неделям, месяцам, кварталам. Важный источник дополнительной информации для банка - налоговые декларации. В них содержатся сведения, не включенные в другие документы и отражающие налоговые выплаты заемщика.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций, доходности и окупаемости. Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы.


После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Изучение кредитоспособности и оценка риска. Эксперты отдела кредитоспособности, прежде всего, обращаются к архивам своего банка.

Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

Отдел кредитоспособности может также обратиться к специализированным кредитным агентствам, и получить у них отчет о финансовом положении предприятия. Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т.д. Наибольшей популярностью среди внешних источников информации пользуются запросы у других банков, обслуживающих данного клиента, и у его торговых партнеров. Эти сведения особенно ценны, так как они основаны на прошлом опыте прямого общения с данной компанией. При изучении заявки на кредит кредитный инспектор может произвести инспекцию фирмы на месте и побеседовать с ключевыми должностными лицами. Очень важно выяснить уровень компетенции людей, возглавляющих финансовые, операционные и маркетинговые службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время предварительного интервью, а также составить представление о состоянии имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников и т.д.