Файл: Фитнес-клуб как объект управления (на примере фитнес-клуба World class).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 603
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления спортивной организацией
1.1. Сущность спортивного менеджмента
1.2. Процесс управления спортивной организацией
1.3. Особенности менеджмента фитнес-индустрии
Глава 2. Управление фитнес-клубом World Сlass
2.1. Характеристика фитнес-клуба World Сlass
2.2. Организация работы и управление персоналом в фитнес-клубе World Сlass
Введение
Управление физкультурно-спортивной организацией менеджер осуществляет с помощью таких методов управления, как экономические, административные и социально-психологические. Основными объектами управления в физической культуре и спорте выступают физкультурно-спортивные организации различного назначения и величины.
Управление в сфере физической культуры и спорта в настоящее время приняло преимущественно общественный, государственный и местный характер. Главным элементом менеджмента является профессиональный характер управленческой деятельности, осуществляемой менеджерами, поэтому большое внимание в современной теории и практике уделяется подготовке профессиональных управляющих.
За каждой успешной организацией стоит четкая, продуманная и зачастую масштабная стратегия, благодаря которой прокладывается путь к достижениям. Деятельность по стратегическому управлению превращает статический план в систему, которая обеспечивает обратную связь с производительностью для принятия решений, что позволяет плану развиваться и расти по мере изменения требований и других обстоятельств. Способность планировать, управлять и руководить различными группами людей - эти навыки необходимы специалистам по организационному управлению для эффективного выполнения своей работы.
До недавнего времени относительно небольшое количество физкультурно-спортивных организаций применяли организационный менеджмент в целях повышения конкурентоспособности своего предприятия. Тогда как сейчас, организационный менеджмент является неотъемлемой частью по повышению конкурентоспособности организации в условиях мировой глобализации.
Системный анализ опубликованных материалов позволяет сделать вывод, что в последние годы возросло внимание отечественных учёных к данной проблематике. Однако остаются без должного внимания проблемы организационно-управленческой деятельности фитнес-клуба.
Цель исследования – провести анализ управления фитнес-клуба.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность спортивного менеджмента;
- рассмотреть процесс управления спортивной организацией;
- рассмотреть особенности менеджмента фитнес-индустрии;
- провести характеристику деятельности фитнес-клуба World Сlass;
- проанализировать организацию работы и управление персоналом в фитнес-клубе World Сlass.
Объект исследования – фитнес-клуба World Сlass.
Предмет исследования – процесс управления фитнес-клуба.
Методами исследования являются сбор, обобщение, систематизация и анализ информации, формализованное представление.
Теоретической основой явились труды отечественных и зарубежных авторов, статьи, монографии, учебная литература, интернет-ресурсы, прочие актуальные источники по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, дух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты управления спортивной организацией
1.1. Сущность спортивного менеджмента
В современных условиях спорт является не только массовым явлением и популярным зрелищем, но и огромной индустрией бизнеса. Телетрансляции, спортивная экипировка, мастер классы звезд мирового спорта, спонсорские контракты – спорт аккумулирует огромные денежные средства, исчисляемые сотнями миллионов долларов, а управление данными средствами осуществляют спортивные менеджеры. При этом если несмотря на востребованность и популярность профессии спортивного менеджера работа в этой сфере для России является относительно новой, в то время как в Европе и США спортивный менеджмент давно уже является популярной и распространенной профессией.
Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. Физическую культуру и спорт в качестве объекта управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п.
Спортивный менеджмент представляет собой теорию и практику эффективного управления различными организациями физкультурно-спортивного направления в современных условиях[1].
Следует отметить, что в России физкультурно-спортивную работу проводят множество различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся тысячи специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также множество рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п.
Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления. Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Выполняя функции управления - планирование, организацию, мотивирование, координацию и контроль, - менеджерам спортивной организации приходится принимать большое количество решений.
В настоящее время российский спортивный менеджмент находится на этапе становления. С данной точки зрения он имеет важное преимущество в виде возможности аккумуляции сложившихся годами наиболее эффективных черт спортивного менеджмента зарубежных стран. Однако, в рыночных условиях возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации личности, а также в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании и эффективном использовании свободного времени.
Несмотря на то, что спортивный менеджмент в РФ имеет значительные перспективы развития, существует ряд проблем[2],[3]:
1) Рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в РФ не сформирован. В России практически отсутствует опыт развития спортивного менеджмента, и можно констатировать, что на ключевые должности в крупнейших российских организациях приглашаются иностранные специалисты. Так, спортивным директором ФК Зенит СПб является иностранец. Иностранные тренеры сборной России по футболу также приводили и команды своих менеджеров. На руководящие позиции спортивных федераций приходят бывшие спортсмены, имеющие высокие достижения вплоть до олимпийского чемпионства, но по сути не имеющие качественных навыков спортивного менеджмента.
2) Ориентация на конечный результат у нынешних управленцев практически отсутствует. Из первой проблемы вытекает и вторая. Изначально отечественные спортивные менеджеры ориентируются на спортивные результаты, а не на эффективность функционирования спортивной инфраструктуры, вверенной им организации, что негативно влияет на организационные процессы подготовки к соревнованиям и возможности высших достижений на крупнейших международных соревнованиях.
3) Основные функции менеджменты в сфере спорта не функционируют на должном уровне. Низкий уровень заинтересованности со стороны государства в развитии профессионального спортивного менеджмента, кадровыми и инфраструктурными проблемами в этой сфере.
На сегодняшний день в России находится минимальное количество учебных заведений, обучающих профессии спортивного менеджмента. При этом даже те, что существуют, не слишком популярны у российских абитуриентов, так как абсолютно непонятна перспектива дальнейшего трудоустройства. Ключевые позиции в крупнейших клубах занимают иностранцы, и перспектива карьеры отечественных менеджеров в спорте ограничивается клубами местного значения с не самыми большими доходами и возможностями развития. С этой точки зрения государство могло бы способствовать развитию данного направления менеджмента с точки зрения трудоустройства молодых специалистов в спортивные организации с государственным участием с возможностью дальнейших стажировок за границей и повышения профессионального уровня отечественных спортивных менеджеров. Однако на сегодняшний день такая работа практически не ведется, и отдельные спортивные менеджеры, появляющиеся в России – это результат скорее индивидуального развития отдельных личностей, чем системы подготовки спортивных менеджеров в государстве.
Анализ опыта подготовки спортивных менеджеров в высших учебных заведениях и растущий спрос на специалистов такого профиля показывает, что огромному количеству российских спортивных организаций нужны менеджеры с определенным набором компетенций, основными из которых являются: владение современными технологиями управления спортивной отраслью, компьютерными технологиями и программами; владение иностранным языком; умение формировать экономическую и информационную политику организации; знание основных маркетинговых стратегий и т.д.
1.2. Процесс управления спортивной организацией
Можно выделить три группы управленцев в сфере спортивного менеджмента:
- топ-уровень: спортивные менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением спортивной организации либо спортивного проекта;
- средний уровень: спортивный менеджер, управляющий каким-либо структурным подразделением либо отдельно-взятым процессом;
- нижний уровень: различного рода администраторы.
Профессиональный менеджер, как руководитель, должен выполнять функции, которые обеспечивают:
- творческую активность и повышение качества работы коллектива;
- изучение состояния и тенденции развития рынка физкультурно-спортивных услуг;
- переход на современные формы организации менеджмента в индустрии туризма и спорта;
- разработку и реализацию политики подбора и расстановки кадров;
- решение вопросов управления информацией и организации эффективных коммуникаций в сфере физической культуры и спорта;
- активизацию инновационной управленческой деятельности;
- внедрение международных стандартов управления в сферу индустрии спорта[4].
Для реализации профессиональных функций менеджер в клубе должен обладать такими деловыми качествами, как:
- умение сплачивать коллектив, обеспечивать его деятельность, поставить задачи и распределить их между исполнителями, обеспечивать их всем необходимым, всемерно поощрять и поддерживать новые идеи, координировать и контролировать работу;
- доминантность, честолюбие, лидерство в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
- коммуникабельность, контактность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, при необходимости легко перестроиться;
- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных[5].
Управление физкультурно-спортивной организацией менеджер осуществляет с помощью методов и рычагов управления. Метод в управлении - это прием или образ действий, который позволяет добиться поставленной управленческой цели. К основным методам управления относят экономические, административные и социально-психологические методы управления[6].
Основными объектами управления в физической культуре и спорте выступают физкультурно-спортивные организации различного назначения и величины:
- оздоровительные (физкультурно-оздоровительные комплексы, группы фитнеса и аэробики, оздоровительные центры и т.д.);
- спортивные (детские юношеские спортивные школы, центры олимпийской подготовки, школы высшего мастерства, спортивные клубы, национальные спортивные команды и др.);
- учебные (обеспечивают подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта);
- учебно-спортивные (училища и школы олимпийского резерва);