Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности изучения рынка труда
1.1. Понятие и сущность категории «труд»
1.2. Рынок труда и его специфика
1.3. Разделение труда и его особенности
2. Анализ рынка труда в РФ: текущее состояние и перспективы развития
2.1. Анализ показателей рынка труда в РФ
2.2. Анализ правового регулирования рынка труда в РФ
2.3. Проблемы рынка труда и перспективы государственной политики занятости населения в РФ
Основными объектами социально-трудовых отношений являются:
1. производительность труда,
2. занятость,
3. благосостояние
Факторы и объекты социально-трудовых отношений представлены на рис. 6
Рис. 6. Факторы и объекты социально-трудовых отношений
Выделяют пять основных уровней социально-трудовых отношений: государство, регион, отрасль, предприятие, работник.
Рис. 7. Уровни социально-трудовых отношений
На рис. 6 видно, что регион и отрасль находятся на более высоком уровне по сравнению с предприятием, при этом невозможно определить, у какого субъекта уровень выше: у региона или у отрасли.
Данные два субъекта часто объединяют в один уровень иерархии социально-трудовых отношений, который характеризуют как регионально-отраслевой. Управление есть процесс целенаправленного воздействия одного субъекта социально-трудовых отношений на другой субъект, находящийся на более низком уровне иерархии. [10]9
Распределение труда есть лишь один из способов оперативного управления трудовыми процессами, реализуемый конкретным субъектом социально-трудовых отношений в краткосрочном периоде[11]10
Таким образом, подводя небольшой итог по первой главе можно сказать о том, что в ней были исследованы теоретические аспекты, связанные с изучением категории труд и ее специфических особенностей, выявлены аспекты рынка труда, а также оценена особенность разделения труда в системе социально-трудовых отношений.
2. Анализ рынка труда в РФ: текущее состояние и перспективы развития
2.1. Анализ показателей рынка труда в РФ
Исследуем динамику численности населения РФ за последние годы. Данные представим на рисунке 8
Рис 8. Динамика численности населения РФ
Как можно заметить из данных рисунка 8, за последние годы можно наблюдать рост численности населения РФ и, как следствие, утечки интеллектуального капитала из страны. Исследуем динамику трудоспособного и занятого населения в РФ, данные о котором отобразим на рисунке 9
Рис 9. Динамика занятого и трудоспособного населения РФ в млн. чел.
Как можно заметить из данных рисунка 9., на рынке труда РФ можно наблюдать достаточно высокий уровень занятости населения.
Рынок труда в России характеризуется тем, что крупные предприятия аккумулируют 60% работников, тогда как в развитых странах — только 30%. В Российской Федерации на средних и малых предприятиях аккумулировано всего 25% работников, поэтому в нашей стране малый и средний бизнес занимает весьма слабые позиции на рынке труда и недостаточно сильно влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, тогда как крупному бизнесу предоставлен карт-бланш на рынке труда. [12]11
Рассмотрим динамику уровня безработицы в РФ, начиная с 2013 года по 2019 год. Данные об уровне безработицы приведены на рисунке 10
Рис 10. Динамика уровня безработицы в РФ в %[11]
Как можно заметить из данных рисунка 10., за последнее время, начиная с 2011года, уровень безработицы снизился с отметки в 6.8% до отметки в 5.4%.
В численности безработного населения РФ преобладает молодое население в возрасте до 25 лет. Общая структура безработного населения РФ по возрасту представлена на рисунке 11
Рис 11. Структура безработного населения РФ по возрасту в % [16]
В структуре безработного населения РФ:
1.38% приходится на людей в возрасте до 25 лет;
2.30% приходится на население в возрасте от 25 до 35 лет;
3.21 % приходится на людей в возрасте от 35 до 45 лет;
4.11% приходится на людей в возрасте от 45 лет и старше.[13]12
За последние годы можно наблюдать рост показателей уровня заработной платы во всех регионах РФ, динамика и структура которой отображена на рисунке 12
Рис 12. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в РФ в тыс.руб
Дифференциация населения России по уровню доходов в 2018 года не претерпела изменений по сравнению с 2017 годом, следует из данных Росстата.
Рис 13. Дифференциация доходов населения РФ
Основная масса доходов большинства населения РФ расходуется на оплату платежей и взносов, меньшая часть расходуется на покупку валюты.
Рис 14. Структура использования доходов населения РФ в %
Существенные различия в сфере доходов населения РФ приводят к тому, что в последнее время в РФ существенно выросло число бедного населения, совокупная динамика которого отображена на рисунке 14[14]13
Рис 15 Динамика бедного населения РФ в млн
Далее исследуем коэффициент Джини в Российской Федерации и других европейских государствах. Результаты проведенного исследования представим на рисунке 16
Рис 16. Коэффициент Джини в Российской Федерации и других европейских государствах
Важное значение на развитие рынка труда оказывает правовое регулирование, речь о котором более предметно пойдет в следующем параграфе.
2.2. Анализ правового регулирования рынка труда в РФ
Правовое регулирование российского рынка труда осуществляется Конституцией РФ, международными правовыми актами, кодифицированными источниками российского права (ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ), федеральными и отраслевыми законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами Министерства труда и социальной защиты РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ, локальными актами организаций.
Особое место среди них занимают соглашения по социально-трудовым вопросам, коллективные договоры (гл. 7 ТК РФ). Показателями рынка труда являются занятость и безработица.
Основные принципы политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства, пути к ее реализации с учетом международной практики законодательно закреплены в ст. 7, 37 Конституции РФ. Основным национальным правовым актом в области содействия занятости и трудоустройства является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения. [15]14
Государственное регулирование доходов населения является одним из направлений всего совокупного механизма государственного регулирования экономики в РФ. Регулирование доходов населения РФ направлено на централизованное воздействие государства по средствам различных инструментов на рынок труда, спрос и предложение на нем и установление оптимального уровня доходов населения за определенный уровень выполненных работ.
Закон о занятости позволяет установить экономические и правовые формы и методы регулирования отношений занятости (статус безработного, фонд занятости), разработать систему социальной поддержки: выплаты пособий по временной безработице и материальной помощи нетрудоспособным членам семьи.
Основные направления государственной политики в области занятости, активная государственная политика в области занятости с регулирующей ролью государства закреплены в ст. 5 Закона о занятости. Все направления государственной политики в области занятости могут быть разделены на меры общего характера, направленные на нормальное функционирование рынка труда в целом, и меры специального характера, направленные на предотвращение негативных последствий безработицы. [16]15
Формы обеспечения занятости в России раскрывает система трудоустройства; организационно-правовые формы трудоустройства делятся на общие и специальные, поскольку в некоторых случаях отношения по трудоустройству могут включать не только процессы поиска работы и устройства на нее, но и процесс профессиональной подготовки для будущей работы.
В целях создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности как в крупном, так и в малом бизнесе в России необходимо преодолеть противоречие между необходимостью гибкого регулирования трудовых отношений и стремлением государства максимально сохранить посредством положений ст. 74 ТК РФ имеющиеся рабочие места, включая малоэффективные. Между тем отдельные положения этой правовой нормы следует рассматривать как сдерживающий фактор для благоприятной предпринимательской деятельности, поскольку они мешают дальнейшему развитию рынка труда, созданию эффективной занятости и появлению новых рабочих мест.
Изменение условий трудового договора по инициативе работодателя чрезвычайно сложно, оно требует значительного времени и обоснований, поскольку изменение условий труда и режима труда по инициативе работодателя согласно ст. 74 ТК РФ строго ограничено случаями изменений организационных и технологических условий труда.
В настоящее время политика рынка труда становится не только экономическим, но и фискальным инструментом, поскольку происходит повышение экономической конкурентоспособности местных работодателей посредством уменьшения издержек рабочей силы, особенно тех, которые связаны с требованиями, установленными нормами трудового права.
В России субъектами рынка труда являются наемные работники, работодатели, государство. Работники являются
2.3. Проблемы рынка труда и перспективы государственной политики занятости населения в РФ
Все субъекты, занятые в экономике делятся на три вида: занятые в официальном состоянии, негосударственном неофициальном состоянии, неофициальном состоянии секторах [17]16
В действительности человек, решивший встать на учёт в центр занятости населения сталкивается с проблемами организации работы самого центра, а именно:
1. база вакансий часто бывает не актуальна, вакансии могут быть закрыты другим центром занятости или наоборот, когда работодатель может просто не закрыть вакансию;
2. обращаться в центр занятости не престижно, так как большая часть вакансий не требует специального образования и как правило имеет низкую оплату труда и т.д.
Исследования рынка труда в РФ позволяют сказать о том, что наблюдается стабильная ситуация, которая характеризуется достаточно высоким уровнем занятости населения. На рынке труда существует определенный перечень проблем, среди которых особо выделяются следующие:
1.миграция;
2.демографическое старение;
3.социально-демографическая обстановка в стране и в мире в целом.
4.текучесть кадров;
5.нехватка рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда и т.д.
Сведенья, приведённые в анализе, говорят о том, что перед Россией все более актуально встаёт проблема формирования, по сути, новой политики регулирования занятости, а именно выбор нового направления реформ. Необходимо глубокое понимание практики упорядочивания рынка труда не только в общем по России, но и отдельно для каждого региона сраны.
Всё это является обязательным для начала эффективной борьбы с реальной безработицей. [18]17
Анализ итоговых и промежуточных показателей (индикаторов) проекта государственной программы РФ «Содействие занятости населения» показал недостаточную амбициозность планируемых к достижению в 2030 году результатов, несмотря на значительный объем финансовых затрат.
В проекте ГП выделены основные 3 задачи:
1.предотвращение роста напряженности на рынке труда;
2.привлечение иностранных рабочих в соответствии с потребностями экономики;
3.содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В качестве эффективного продолжения социальной политики РФ рационально считать следующее: