Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и виды лидерства в организации
1.2 Основные положения известных теорий лидерства
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА
2.1 Принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время успешные предприятия отличаются от противоположных, в основном тем, что характеризуются более эффективным уровнем руководства. Вопросы эффективного руководства всегда были одними из основных, причем еще издавна. Но постоянное и целенаправленное изучение данного вопроса началось лишь со времен У. Тейлора, который представляет собой основателя научной организации труда. За данный промежуток времени уже было произведено довольно большое число исследований. Но несмотря на это, до сих пор нет единого согласно относительно того, какой авторитет руководства необходимо считать самым продуктивным.
Стоит отметить, что тема лидерства до сих пор довольно актуальна для большинства сфер жизни общества. Если обобщить все понятия относительно лидерства, то можно сказать, что под лидерством понимается способ оказания воздействия и управления. Для большинства лидер представляет собой руководителя, который управляет коллективом и определяет основную цель.
Интерес к данной теме постоянно увеличивается ввиду развития экономики и рыночных отношений в целом. Повышается уровень потребности предприятий в лидерах. Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Целью данного исследования является изучение современных концепций лидерства, а также их использование в деятельности менеджера.
Исходя из цели исследования, вытекают следующие задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- изучить сущность и виды лидерства в организации;
- исследовать основные положения известных теорий лидерства;
- провести анализ основных принципов взаимодействия лидера и трудового коллектива;
- изучить особенности практического применения модели И. Адизеса.
Объектом исследования в данной работе является лидерство.
Предметом исследования являются концепции лидерства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и виды лидерства в организации
Говоря о таком понятии как лидерство, стоит понимать, что его суть состоит в самой природе человека, а также общества. Стоит отметить, что явления, которые, по большей части, сходи с лидерством, встречаются у животных, которые ведут коллективный образ жизнедеятельности. В такой среде всегда более выделяющейся является особ, которая достаточно умная и решительная – вожак, который и руководит остальными согласно законам природы.[1]
Необходимо отметить, что проблема лидерства представляет собой один из основных аспектов при достижении организационной эффективности. С одной стороны, лидерство изучается как наличие некоторого набора качеств, которые приписываются тем, что наиболее успешно воздействует на других. Но также под лидерством понимается процесс, по большей части, силового оказания влияния относительно группы лиц, чтобы достичь свои задачи. Таким образом, лидерство является характерным типом управленческого взаимодействия, который основывается на самом продуктивном сочетании разнообразных источников власти, а также направляется на побуждение людей к тому, чтобы достичь поставленные цели.
К одним из обязательных условий лидерства, на практике, принято относить обладание властью в определенных формальных, а также не формальных компаниях, причем на разном уровне и масштабе. Данные масштабы могут быть как в пределах одной компании, так и в рамках множества предприятий, либо даже сферы. Формализованная власть лидера подкрепляется на законодательном уровне. Но, при этом, в любом случае лидер характеризуется социальной, а также психологической опорой в обществе.
Богатство сторон и аспектов лидера формирует разнообразие его типов. Наиболее простой, а также популярной классификацией лидерства в предприятии является определение трех видов:
- деловое лидерство, которое характерно для групп, формирующихся на основе целей производства. Опорой для такого лидерства являются такие качества, как компетентность, умение лучше других работников принимать решения, авторитет, наличие опыта. Такой вид лидерства сильнее всего оказывает воздействие на продуктивность руководящего процесса;
- эмоциональное лидерство формируется в социальных, а также психологических группах, опираясь на человеческие предпочтения, личное общение. Такого рода лидер вызывает большой кредит доверия, вселят определенный оптимизм и уверенность;
- ситуативное лидерство, в свою очередь, может быть как деловым, так и эмоциональным. При этом, его характерной чертой является нестабильный характер, ограничение по времени и связь с некоторой ситуацией. Стоит отметить, что ситуационный лидер имеет возможность повести за собой группу только в некоторой ситуации, к примеру во время растерянности остальных.
Но на практике есть также и другая классификация лидерства, в зависимости от типов лидера.[2]
К примеру, Л.И. Уманский определяет такие типы лидеров, как:
- организатор, который осуществляет интеграционную функцию;
- инициатор, который руководит при решении только что поставленных задач;
- генератор настроя, который является руководителем при создании настроения в группе;
- эрудит, у которого большой опыт и знания;
- эталон, который представляет собой центр эмоционального притяжения;
- мастер, то есть специалист в определенной сфере.
Стоит также выделить типологию лидерства, которая в последнее время также довольно популярна. Её базой являются три разных критерия, а именно:
- содержание;
- стиль;
- характер деятельности лидера.
Согласно содержанию принято выделять:
- вдохновителей, которые формируют и предлагают поведенческие программы;
- исполнителей, которые отвечают за осуществление и реализацию поставленных задач;
- лидеров, которые включают в себя характеристики двух вышеперечисленных типов.
Согласно стилю принято также выделять:
- авторитарного;
- демократического;
- пассивного.
Согласно характеру работы выделяют:[3]
- универсальный, другими словами постоянно характеризующийся лидерскими качествами;
- ситуативный, то есть лидер, который проявляется только в некоторых ситуациях.
Но кроме вышеуказанных типологий, часто также применяется классификация лидером, отталкиваясь от их восприятия группой. В соответствии с таким аспектом, принято определять такие виды лидерства, как:
- один из нас. Суть данного типа состоит в том, что лидер не выделяется среди остальных и его воспринимают как равного в некоторой сфере, но при этом он находится на руководящей должности. В общем же такого рода лидер, согласно мнению группы, принимает наиболее рациональные и взвешенные решения;
- лучший из нас. Данный тип характеризуется тем, что лидер, который относится к такому виду, выделяется из группы по множеству аспектов и по большей части воспринимается как образец для подражания;
- хороший человек. Такого рода лидер воспринимается и ценится как реальное воплощение наиболее приемлемых качеств, к которым относятся порядочность, доброта, внимательность и многое другое;
- служитель. Лидер такого типа постоянно старается выступить в качестве выразителя интересов своих приверженцев, а также группы в общем.
Нужно понимать, что виды восприятия лидера отдельными представителями группы, зачастую, не совпадают, либо могут разниться. К примеру, один работник может оценивать лидера как одного из нас, а другой же воспринимает его как лучшего из нас.[4]
Лидерство, кроме всего прочего, отличается также и по силе оказания воздействия на сотрудников предприятия. Так, к примеру, люди слушаются более внимательно человека до тех пор, пока у них не формируются противоречия с них.
В зависимости от направленности воздействия на реализацию целей предприятия, лидерство принято подразделять на:
- конструктивное, суть которого состоит в том, что оно способствует выполнению задач;
- деструктивное, суть которого состоит в том, что оно создается на основе стремлений, которые наносят ущерб предприятию, к примеру, лидерство в уже созданной организации;
- нейтрально, т.е. не оказывающее воздействия на продуктивность деятельности в сфере производства. К примеру, лидерство в группе работающих в одном предприятии рыбаков.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что лидерство является многоаспектным понятием, которое имеет различные виды.
1.2 Основные положения известных теорий лидерства
Говоря об основных положениях известных теорий, необходимо обратить особое внимание на следующие теории.
В соответствии с теорией великих личностей, лидером рождаются, а не становятся. К таким личностям, согласно данной теории, относятся, Цезарь, Чингисхан, Наполеон, Петр 1, Сталин. В соответствии с данной теорией, им было суждено выполнить свою миссию. Такого рода личности образуются в нужное время и в нужном месте, а также играют главную роль при решении определенных событий, которые отразятся на ходе мировой истории в целом.
В истории есть большое количество такого рода имен, которые оказали серьезное влияние на историю человечества. При этом, нужно отметить, что довольно сложно выделить какие то общие особенности искусства лидерства из такого рода историй, в которых множество легенд и не понятно, где правда.
Согласно теории личностных черт, её сторонники стараются обосновать то, какой именно набор качеств должен быть у человека для того, чтобы быть лидером.
Кроме того, подход относительно вышеуказанной теории характеризуется некоторой степенью прагматизма, так как дает возможность сформировать, а также успешно использовать разные тесты профпригодности.[5]
В свою очередь ситуационная теория лидерства, в определенной степени объединяет предыдущие две теории, ввиду того, что успех, либо провал лидерства характеризует то, насколько эффективны принимаемые решения и как человек учитывает изменения во внешней среде. В отличие от интерпретаций, в соответствии с которыми лидером становятся ввиду определенного набора качеств, в данной случае не поддается оспариванию важность личных качеств, но данного факта не достаточно, для того, чтобы приобрести статус лидера. Личные качества, а также предназначение лидера должно быть реализовано в некоторой ситуации. Именно такого рода ситуация фактически выдвигает на роль лидера определенного человека.
Главной идеей теории случая является то, что нет наилучшего стиля лидерства, который пригоден в любой ситуации. При чем чей-то, даже самый удачный опыт в некоторой сфере может не оправдаться в другой сфере и при другом руководителе. Необходимо брать в расчет характерные особенности внешней среды, а также последователей. Лидеру важно быть всего готовым осуществлять деятельность по обстановке. Такого рода теория имеет некоторые сходства с предыдущей теорией, и множество ученых даже изучают их как единое целое. Но нужно понимать, что теория случая характеризуется большим спектром влияния. В соответствии с ситуационной теорией, у лидера есть постоянный уровень стиля, и от него требуется наилучшим образом приспособить свой стиль к ситуационному изменению. В соответствии с теорией случая, заранее нет возможности предсказать о стиле лидера.[6]
Согласно поведенческой теории, лидерами не рождаются, а становятся. Суть данной теории в том, что любой человек имеет возможность стать лидером в том случае, если его обучать профессии, а также искусству отношений между людьми. Кроме того, необходимо создать также коммуникативные навыки. Лидерство по своей сути является правильно выбранным поведением.
Основой для партисипативной теории является идея командной деятельности, соучастия сотрудников в осуществлении и реализации решений в области управления. Своим примером, а также чутким отношением к мнению работников, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений, лидер также дает возможность сплотить представителей одного предприятия, поставив единую задачу.
Если говорить о такой теории, как трансакционная, то она представляет собой некоторую прагматическую философию сделки. Ввиду того, чтоб лидер, а также его подчиненные располагаются на разном уровне управления, то ввиду своего статуса, у лидера есть возможность требовать выполнения указаний. И данного факта следует также вознаграждение сотрудников за исполнение поручений.