Файл: Теоретические аспекты правовых основ и организации на предприятии (Теоретические аспекты правовых основ и организации безналичных форм расчета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ ФОРМ РАСЧЕТА
1.1. Нормативное регулирование организации безналичных расчетов в Российской Федерации
1.2. Организация безналичных форм расчета
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ООО «РАЛЬФ РИНГЕР РИТЕЙЛ»
2.1. Экономическая характеристика ООО «Ральф Рингер ритейл»
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, при которых денежные средства списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя на основании представленных в банк расчетных документов [18].
Исключительно на основе безналичных расчетов должны совершаться расчеты учреждений по операциям купли-продажи товаров (работ, услуг), с финансовыми организациями по уплате налогов, с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов и платежей.
Координатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке норм, принципов, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является Центральный банк РФ. Он обеспечивает координацию, регулирование, лицензирование и организацию расчетных систем в РФ.
Юридической основой, регламентирующей общие постулаты организации безналичных расчетов, служит ГК РФ (гл. 46 «Расчеты»), а порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется Положением ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 9 июня 2012 г. № 383-П (ред. от 11.10.2018) [1; 9].
Организация безналичных расчетов основана на следующих постулатах:
- денежные средства со счетов клиентов банка могут быть списаны только по распоряжению владельца счета;
- выбор формы расчета - прерогатива клиента; соответственно, форма расчетов должна быть закреплена в договоре между плательщиком и получателем;
- взаимные претензии между плательщиком и получателем денежных средств разрешаются без какого-либо содействия и помощи банка;
- клиент может определить очередность платежей со счета по своему усмотрению, кроме ситуаций, предусмотренных законодательством;
- банк несет ответственность согласно законодательству за допущенные нарушения при выполнении расчетных операций [15, c. 43].
Соблюдение принципов построения безналичных расчетов, установленных в правовой базе (рисунок 1), позволяет обеспечить их соответствие требованиям своевременности, надежности, достоверности, прозрачности, транспарентности и эффективности [17].
Рисунок 1. Принципы организации безналичных расчетов.
Первый принцип - правовой режим исполнения расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как обязательного компонента современного общества. Рыночный оборот по сути представляет собой совокупность обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Платежная система обеспечивает выполнение их обязательств учреждениями, частными лицами, государством. Основной координирующий орган платежной системы - Центральный банк РФ. В соответствии с ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019) одна из трех его важнейших задач – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов [4].
Согласно второму принципу организации расчетных операций расчеты между контрагентами исполняются при наличии банковских счетов. Банк заключает с клиентом двусторонний гражданско-правовой договор, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон, отношения между банком и клиентом. Договор служит гарантией своевременного, четкого, бесперебойного обслуживания клиента.
В договоре обязательно должны быть согласованы:
- стоимость банковских услуг и сроки их выполнения;
- сроки обработки платежных документов;
- имущественная ответственность сторон за нарушение договора;
- условия, при которых договор может быть расторгнут [13, c. 406].
Соблюдение третьего принципа способствует обеспечению гарантий надлежащего и абсолютного исполнения обязательств. Организации-плательщики должны планировать объемы поступления денежных средств и списания средств со счетов, а в случаях недостаточности средств находить ресурсы, позволяющие обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств. Как известно, это одна из важнейших задач банковской системы.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж - реализуется путем применения:
- соответствующего платежного инструмента (чека, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований) [13, c. 406].
Наряду с этим законодательством предусмотрены случаи бесспорного списания денежных средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и иные услуги.
Своевременность, срочность и полнота исполнения платежных обязательств - постулаты пятого принципа организации безналичных расчетов. Суть его состоит в том, что нарушение перечисленных принципов приводит к нарушению кругооборота денежных средств и, в итоге, к платежному дефициту.
Банковское учреждение выступает гарантом выполнения и соблюдения установленных правил при совершении расчетных операций продавцами, покупателями, налоговыми и внебюджетными органами, а также населением. Исходя исключительно из интересов клиентов, банк возлагает на себя функции контролирующего органа. В связи с этим для управления денежными потоками он оказывает услуги по составлению кассовых смет, производит инкассацию денежных средств и контролирует их движение. Таково содержание шестого принципа.
Согласно седьмому принципу, участники расчетов должны осуществлять взаимный контроль. Ответственность каждого оговаривается в договоре и нарушение одной из сторон обязательств ведет к правовой ответственности. Конфликты решаются в судебном порядке. Возникшие двусторонние претензии плательщика и получателя средств разбираются обеими сторонами без привлечения банковского учреждения.
Действующие нормативные акты дают возможность предприятиям без ограничений открывать в банках расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Формы безналичных расчетов определены Положением ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 9 июня 2012 г. № 383-П (ред. от 11.10.2018). В соответствии с данным Положением при осуществлении расчетов используются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и по инкассо. Клиенты банка вправе самостоятельно выбрать формы расчетов и закрепить их в договорах [9].
Классификация безналичных расчетов по определенным признакам представлена на рисунке 2 [17].
Рисунок 2. Классификация форм безналичных расчетов.
Расчетные документы служат основанием для осуществления операций по счетам в банке. Расчетный документ оформляется на бумажном носителе или в электронном виде. Это может быть распоряжение:
- плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя;
- получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечислении их на счет, указанный получателем [16, c. 597].
Выполнение расчетов связано с использованием расчетных документов (рисунок 3) [17].
Рисунок 3. Расчетные документы, используемые при безналичных расчетах.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям стандартов и содержать следующие реквизиты:
- наименование, номер, дату выписки расчетного документа, код формы;
- вид платежа (почтой, телеграфом, электронно);
- наименование плательщика, номер его счета, ИНН;
- банк плательщика, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;
- банк получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение и сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
- подписи уполномоченных лиц и оттиск печати [13, c. 407].
В расчетных документах нельзя исправлять, зачеркивать, дописывать реквизиты: банковское учреждение не примет к исполнению документ с помарками. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
К наиболее распространенным формам можно отнести расчеты платежными поручениями, требованиями-поручениями, чеками, инкассовыми поручениями.
Платежное поручение – это платежный документ, содержащий поручение плательщика своему банку о перечислении определенной суммы средств со своего счета на счет получателя (ст. 863 ГК РФ). Поручение выполняется без каких-либо дополнительных оговорок, то есть является безусловным. Это – наиболее широко используемая схема безналичных расчетов (рисунок 4) [1; 17].
Рисунок 4. Схема расчетов платежным поручением.
По сравнению с другими формами расчетов расчеты платежными поручениями имеют ряд преимуществ (относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах), что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.
При предварительной оплате товаров, выполненных работ, оказанных услуг и осуществлении постоянных платежей по обязательствам используются платежные поручения, которые принимаются сотрудником банка вне зависимости от наличия на счете денежных средств. Принятые документы операционист помещает в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». По мере поступления денежных средств на основании платежных документов денежные средства списываются в последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ (рисунок 5) [1; 17].
Рисунок 5. Очередность списания платежей с лицевого счета.
Чек, в отличие от расчетов платежными поручениями, оформляется и передается плательщиком в момент совершения хозяйственной операции, минуя банк, непосредственно получателю платежа, который и предъявляет чек в банк для оплаты (рисунок 6) [17].
Рисунок 6. Схема расчетов чеками.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю [11, c. 67].
Платежное требование о списании средств со счета плательщика в пользу получателя безусловно (рисунок 7) [17].
Рисунок 7. Схема расчета платежными требованиями.
Данная форма расчета аналогична расчетам платежным поручением, но получатель денежных средств, предоставляя в банк платежное требование, просит о списании со счета покупателя средств и зачислении их на собственный счет. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В договоре обе стороны, покупатель и продавец, согласовывают срок акцепта платежного требования. Оформляя платежное требование, получатель денежных средств указывает в самом документе то количество дней для акцепта требования, которое установлено обеими сторонами и закреплено в договоре поставки. Если срок акцепта не установлен, то он должен составлять не менее пяти рабочих дней. В случае отказа клиента в акцепте банк возвращает платежное требование вместе с заявлением об отказе в банк-эмитент.
Инкассовая форма расчетов используется для бесспорного списания средств со счетов. Основным расчетным документом в этом случае является инкассовое поручение. Инкассовые поручения применяются:
- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- для взыскания по исполнительным документам;
- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения [18].
При поступлении инкассового поручения банк имеет право, не оповещая клиента, списать с его счета денежные средства в пользу взыскателя. Вся ответственность за законность выставления инкассового поручения лежит на взыскателе.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке:
- по решению органа, реализующего контрольные функции в соответствии с законодательством;
- при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
- по другим основаниям, предусмотренным законодательством [12, c. 114].
Соблюдение принципов и правил выполнения расчетных операций, установленных российским законодательством, выбор наиболее удобной формы расчета по погашению денежных обязательств обеспечит своевременную, надежную, транспарентную систему расчетов и позволит предотвратить риски, приводящие к невыполнению обязательств.
Организация безналичных расчетов подлежит обязательному бухгалтерскому учету.