Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности ( Сущность и виды субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность оперативно-розыскной деятельности является трудной и многосторонней по осуществляемым функциям задачей, в результате чего имеет большое количество различных интерпретаций и толкований и, безусловно, проблем, которые необходимо решать на государственном уровне.

Система оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность реально существующих, необходимых элементов государственных подсистем, их взаимосвязей, обеспечивающих выполнение управленческих задач, которые стоят перед государством на уровне раскрытия преступлений и предотвращения совершения новых.

Очевидно, что наличие мощного государственного взаимодействия на всех уровнях правоохранительной деятельности – это крайне необходимое требование к любому современному правовому и демократическому государству, ориентированному на построение гражданского общества. Эта проблема в России прочно укоренилась в практике оперативно-розыскной деятельности, что явно заслуживает по отношению к себе повышенного внимания. Россия имеет свой собственный исторический опыт, богатый опыт, содержание которого сказывается в том числе и на организации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, где формируется специфическая восприимчивость к мировым тенденциям.

В современной России основными ценностями оперативно-розыскной деятельности должны быть экономичность, эффективность, результативность. Основная проблема, этому препятствующая, заключается в порядке обеспечения нужного результата, но с наименьшими затратами, в том числе посредством ненадлежащего информационного обеспечения.

В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.

Оперативная обстановка включает три основных группы условий:

- преступная деятельность (объекты посягательств, мотивы и цели преступлений, силы и средства преступников, способы совершения преступлений, способы легализации средств, добытых преступным путём);

- собственные возможности правоохранительных органов (имеющиеся в их распоряжении силы и средства, используемые ими способы и приёмы);

- общие для правоохранителей и преступников условия общественной и природной среды, которые учитывают в своей деятельности и правоохранители, и преступники (лица, поддерживающие контакт с преступниками и, наоборот, характер этих контактов, правовой режим, настроения, быт и нравы населения, состояние промышленности, транспорта, сельского хозяйства)[15].


Изучение оперативной обстановки, её анализ позволят организовать правильное планирование оперативно-розыскной деятельности. Неправильно выбранный подход организации профилактики, пресечения и расследования преступлений может привести к росту преступности.

Во время раскрытия и расследования преступлений первоочередное значение имеет информация в отношении нераскрытых преступлений и подозреваемых лиц. Быстрое получение такой информации во многом зависит от эффективного использования существующих информационно-аналитических систем, которыми пользуются в своей деятельности правоохранительные органы. Информационные учеты направлены на определение пути поиска и получения нужной информации.

Для получения положительных результатов работы единственно верным решением будет объединить основные информационные массивы. Пока они находятся в разрозненном состоянии, говорить об оперативной аналитической составляющей нецелесообразно. Следует отметить, что только качественное, систематизированное, обобщенное информационно-аналитическое обеспечение на основе компьютерных технологий в настоящее время способно обеспечить достижение поставленных целей. Необходима четкая стратегия формирования информационных массивов и поддержание их в актуальном состоянии

Российская правовая система - это целый комплекс правовых составляющих, формирующихся в соответствии с закономерностями общественных явлений, изменения сознания людей, государственных потребностей как внутри государственного механизма, так и на внешней политической арене. При правильной организации правовой системы государство должно достигать своих целей и стоящих задач на благо общественной жизни[16].

На сегодняшний день в сфере информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность существует ряд проблем организационно-правового характера.

Так среди проблем правового характера необходимо выделить следующие:

1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности, либо решают их в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами.

2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами, либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер.


3. Отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности[17].

Среди организационных проблем информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности следует выделить следующие:

1. Отсутствие единой информационной базы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Важным шагом по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является использование новых, современных подходов в организации их информационного взаимодействия, таких, как создание единого информационного пространства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Существующее положение дел приводит к дублированию работ, к избыточности в сборе первичной информации, к удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность создает затруднения в обмене информацией и доступе к ней.

2. Структурно-функциональная неопределенность в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Структурно-функциональная неопределенность выражается в следующем:

- отсутствие четкой государственной политики в правоохранительной деятельности в целом,

- структурно-функциональная перестройка правоохранительной системы зачастую проводится без учета научной, нормативно-правовой базы, экономических и кадровых резервов.

3. Внутриведомственная замкнутость и разобщенность. Прежде всего, проблемы такого рода связаны с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным органом, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, общим на достижение которых нацелена оперативно-розыскная деятельность.

4. Неэффективность управленческой деятельности. Среди факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности по созданию системы информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность следует выделить такие как: неэффективность координации на различных уровнях управления; принятие управленческих решений без комплексного анализа деятельности всех субъектов; отсутствие контроля и оценки деятельности всей системы в целом, а не каждого субъекта в отдельности, стиль руководства внутри того или иного правоохранительного органа[18].


Подводя итоги, хочется подчеркнуть, грамотно выстроенное взаимодействие информационных систем послужит основным катализатором, направленным совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также позволит устранить имеющиеся проблемы и избежать возникновение новых.

Российская Федерация на современном этапе развития нацелена на формирование гражданского общества и укрепления основ правового государства. Одной из основных задач, направленных на реализацию поставленных целей является совершенствование механизма взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, закрепление новой юридической мысли путем вынесения новых нормативно-правовых актов, в рамках современных тенденций, взглядов и совершенствования сложившейся информационной и правовой систем в целом. Грамотная политика формирования системы взаимодействия правоохранительных органов, безусловно, послужит положительных фактором для ускорения достижения поставленных целей и катализатором активного развития всех институтов государства, в том числе направленных на снижение уровня преступности и повышения эффективности расследования совершенных преступлений.

Становление и закрепление в государстве общей правовой культуры, юридического профессионализма, правовой подготовленности, а также информационного взаимодействия приобретают все большее значение в современных условиях существования и развития правового государства.

В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.

Контроль и надзор за деятельностью оперативно-розыскных органов

Оперативно-розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации, подразумевает собой законной ограничение конституционных и иных прав граждан и лиц без гражданства.

В связи с этим аспектом за оперативно-розыскной деятельностью в российском праве предусмотрен контроль и надзор. За одними правоохранительными органами, реализующими ОРД, контроль и надзор осуществляется в большей степени, а за другими в меньшей. Данный юридический аспект появляется из вывода, который нами был получен во время рассмотрения федеральных законов.


Говоря о надзоре контроле, осуществляемом за оперативно-розыскной деятельностью, необходимо ответить на вопрос о том, на что направлен данный контроль и надзор. Практически сама юридическая основа оперативно-розыскной деятельности закреплена в оперативно-розыскных мероприятиях. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными сотрудниками различных служб и подразделений правоохранительных органов и иных силовых структур, олицетворяют оперативно-розыскную деятельность. Фактически надзор и контроль, осуществляемый за оперативно-розыскной деятельностью, направлен на оперативно-розыскные мероприятия. Для того, чтобы разобраться с данным вопросом необходимо более подробно изучить и рассмотреть оперативно-розыскные мероприятия, а точнее выяснить что же они из себя представляют, раз государство организует за ними контроль и надзор.

Оперативно-розыскные мероприятия имеют два основных законных требования[19]. Эти требования отражены в большинстве законов регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.

Первое требование заключается в возможности использования информационных систем и технических средств, если они не причиняют вреда личности и окружающей среде.

Второе требование заключается в том, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно привлечение специалистов, а также иных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Наряду с законными требованиями оперативно-розыскные мероприятия имеют и ряд законных оснований для применения. Основания оперативно-розыскных мероприятий во многом схожи с общими основаниями ОРД.

Первым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела.

Вторым основанием считается наличие сведений о признаках подготавливаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих либо совершивших, в случаях, когда нет оснований для возбуждения уголовного дела.

Третьим основанием считается наличие сведений о событиях или действиях, создающих угрозу военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Четвертым основанием признается наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовной ответственности.

Пятым основанием является наличие информации о лицах, пропавших без вести и обнаруженных неопознанных трупах.

Шестым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие поручение следователя, дознавателя или суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Данное основание регламентирует четвертая часть, тридцать восьмой статьи уголовно-процессуального кодекса РФ.