Файл: Реферат по истории медицины Врачевание в первобытном обществе, зарождение культов и верований.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО Тюменский Государственный Медицинский университет Министерства Здравоохранения Российской Федерации
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР
РЕФЕРАТ
по истории медицины
Врачевание в первобытном обществе, зарождение культов и верований
Выполнил студент 1 курса 109 группы Лапшин Матвей Всеволодович
Проверила: кандидат медицинских наук, Крючкова Наталья Вячеславовна
г. Тюмень 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Понятие врачевания в первобытном обществе 2
Устройство первобытного общества 2
Характерные черты естествознания и медицины 3
Организация медицинской помощи, медицинские учреждения; подготовка кадров и основные медицинские специальности 4
Уровень знаний, уровень развития врачевания 4
Врачевание и зарождение культов и верований 6
Врачевание в период разложения первобытного общества 8
Выводы и заключения 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Понятие врачевания в первобытном обществе
В целом, первобытное общество является первичным, характеризуется первобытно-общинной экономической формацией. Так как первобытное общество было первым, то при нём совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи к сознательной взаимопомощи, что можно считать за начальную точку отсчёта для медицины, как понятия.
Тема врачевания в первобытном обществе потому и актуальна: развитие
медицины, как вида деятельности, началось в это время, вместе с появлением и дальнейшим развитием человеческого общества, как такового. Понимание сути первоначального этапа развития медицины помогает проследить направления развития медицины в последующие исторические периоды, так как исторические процессы можно рассматривать только всесторонне.
Цель реферата: изучить направления развития врачевания в первобытном обществе.
Задачи: установить последовательность явлений и их влияние на развитие медицины в первобытном обществе.
Устройство первобытного общества
По каким признакам формировался человек и общество?
Есть два подхода, которые по-разному рассматривают определение критериев человека. Первый подход – антропологический, а другой – философский.
В основе антропологического подхода лежит гоминидная триада или же три отличия человека от ближайших к нему предковых форм: прямохождение или бипедия; свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям; относительно крупный высокоразвитый мозг.1
В основе философского подхода лежит социальная сущность человека – его орудийная (или трудовая деятельность), мышление, язык, общественные отношения.
В какое время существовал первобытно-общинный строй?
Первобытно-общинный строй является универсальным для всего человечества. Длился с 2 миллионов лет до нашей эры до 4 тысяч лет до нашей эры или же 99% всей истории человечества.
На какие три эпохи подразделяется первобытная эра?
-
Становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад – ок. 40 тыс. лет тому назад); -
Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад – Х тыс. до н.э.) -
Разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с ХV тыс. до н.э.)2
Данные хронологические границы весьма условны, так как в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно.
Какими общими чертами характеризуется первобытнообщинная формация?
Во-первых, отсутствием публичной власти и государства, из этого частично вытекает понятия равенства и личной свободы в первобытной общине.
Во-вторых, отсутствием частной собственности: всё принадлежало общине.
В-третьих, примитивными орудиями труда и присваивающим типом хозяйства (собирательство, охота).
Характерные черты естествознания и медицины
Развивались фетишистские, тотемистические, анимистические, онтологические представления о болезнях, первобытные люди при их лечении, прибегали к заговорам и обрядам.
Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:
1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);
2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;
3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.
Организация медицинской помощи, медицинские учреждения; подготовка кадров и основные медицинские специальности
Изначально какого-либо разделения труда не существовало, лишь впоследствии, задолго до образования государств и начала цивилизации, по мере консолидации общин, образования племён и родов, заботу об общине, племени, в том числе и оказание медицинской помощи чаще брали на себя женщины. Не случайно до сих пор в приморских степях и других местах первых поселений людей находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц рода, племени, которые прославянские племена ласково и уважительно называли берегинями. В археологии же они получили несимпатичное имя – каменные бабы.3
Медицина первобытного общества носила собирательный характер: накапливались отдельные знания о признаках болезней и лечении их лекарствами растительного, животного и минерального происхождения. На фоне сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания формируются первые представления о здоровье и болезни.
Массовой медицины в первые два периода не существовало. За лечением обращались к шаманам, знахарям и другим целителям, «способным общаться» с духами предков.
Медицинским навыкам обучали в семейных школах (передача знаний из поколения в поколение).
В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время войн, стала применяться ампутация конечностей, и в редких случаях - кесарево сечение.
Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа.
Уровень знаний, уровень развития врачевания
Многие природные явления, вся окружающая действительность в целом объяснялась волей бесчисленного множества божеств.
Как первобытный человек к этому пришёл?
Эволюция физического типа предков человека и развитие человеческой культуры на протяжении палеолита сопровождались замечательным развитием мозга и психики предлюдей, развитием сфер их сознания, совершенствованием его логических структур, развитием способности к абстрактному мышлению, которое и привело к возникновению магии, многих первобытных культов. Речь идёт о присущем людям и человечеству в целом стремлении найти найти объяснение отдельным явлениям природы и понять смысл мироздания.
4
Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Испокон веков болезнь считалась следствием воздействия злого духа или демона — чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Для этого применялись различные магические ритуалы, заклинания, молитвы и заговоры.
Не имея фундаментальных представлений о причине возникновения большинства болезней, первобытный человек все же обладал некоторыми практическими навыками, обеспечивающими его выживание. Древние охотники часто получали травмы во время добычи пищи, раны от клыков и когтей диких животных, вывихи и переломы от падений; нередки и следы боевых ран, нанесенных каменным или металлическим оружием. Если в рану попадала инфекция, смерть от заражения крови или столбняка была неизбежна. Ученые обнаружили на некоторых скелетах следы правильно залеченных переломов, свидетельствующие о том, что первобытные люди хорошо умели вправлять переломы и накладывать шины, вероятно, из глины.
Существовало два типа лечения: лечебная магия и врачевание, основанное на эмпирических знаниях. Лечебная магия большую часть первобытной истории преобладала над врачеванием, основанным на накопленных знаниях, так как эмпирические знания первобытного человека были весьма ограниченными как из-за отсутствия надёжных способов передачи информации из поколения в поколение, так и из-за постоянной борьбы за выживание.
Врачевание и зарождение культов и верований
Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.
Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приёмы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования приёмов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке.
Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.
Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.
Первобытные люди владели также и приёмами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гвинее, например, ещё в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
Бессилие человека перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приёмах врачевания.
Тотемизм (от алгонкинск, от-отем – его род) – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определённым видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свойственен главным образом зооморфный тотемизм, т.е., почитание животных.
Фетишизм (от португ. Fetico – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов. Сначала эта вера распространилась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, болезней и т.п.).
Анимизм (от лат. Anima, animus – воздух, дух, душа) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвящённые мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (греч. Mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на другие предметы, события или явления природы. Ещё не понимая истинной связи событий и явлений природы и произвольно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приёмов (магических действий) получить желаемый результат – изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.