Файл: Средства товарной экспертизы (выбрать из ОКП) товаров (Общая характеристика средств товарной экспертизы и методы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития экономики России, связанного с переходом к рыночным отношениям, возрастает значение качества и создания ассортимента продукции с учетом потребительских предпочтений. Это обстоятельство привело к изучению дисциплины « Товароведение» , которое дает знание важнейших характеристик продуктов и сырья, удовлетворяющих потребности человека в продуктах питания и непродовольственных товарах, а также факторов, влияющих на формирование, улучшение и сохранение этих характеристик на различных этапах жизненного цикла продукции.
Товароведческая деятельность включает в себя понятие товароведческой экспертизы. Товароведческая экспертиза представляет собой ряд мероприятий по исследованию промышленных товаров с целью определения их качества, а также его соответствия существующим стандартам. Товароведческая экспертиза проводится как по инициативе покупателя, разочарованного качеством приобретенных товаров, так и по желанию производителя или продавца, желающего убедиться в соответствующем качестве продукции. Подобные исследования назначают и в ходе расследования уголовных дел и судебных разбирательств по ним, связанным с хищениями, подделками товаров и другими преступлениями, совершаемыми на основе производства непродовольственных товаров. Большая часть таких правонарушений осуществляется скрытыми методами, обнаружить которые можно только при специальном изучении свойств товара.
Помимо нарушений, допущенных при производстве товара, и оценки качества продукции, товароведческая экспертиза устанавливает наличие в исследуемых объектах веществ, вредных для здоровья человека или для окружающей среды. Особенно это важно для детских и медицинских товаров. Большое количество товароведческих экспертиз проводится в ходе рассмотрения дел, возбужденных по гражданским искам, связанным с разделением имущества, возмещением ущерба при порче или повреждении
имущества, продажей некачественных товаров, исключением из описи определенных имущественных объектов.
Товароведческая экспертиза проводится компетентными специалистами, обладающими необходимыми знаниями в области товарных
характеристик. Предмет исследования определяется в каждом индивидуальном случае в зависимости от целей инициатора экспертизы. Как правило, предмет исследования, так или иначе, касается классификационной идентификации продукта, его состояния на момент проведения экспертизы, а также определения причин или обстоятельств изменения состояния и/или характеристик товара. Эксперт-товаровед должен обладать необходимым уровнем компетенции для вынесения суждений по обозначенным предметным областям.
Актуальность выбранной темы заключается в том что бы, расширить услуги экспертизы организации для успешного продвижения бизнеса, путем совершенствами товароведческой деятельности. Зарекомендовать себя как успешная организация в своей сфере деятельности.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию товароведческой деятельности и расширение услуг экспертизы непродовольственных товаров на основе проведенного анализа товароведческой деятельности и услуг экспертизы непродовольственных товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть классификацию средств товарной экспертизы;
- определить методы проведения экспертизы непродовольственных товаров;
- провести анализ товароведческой деятельности и услуг экспертизы непродовольственных товаров ООО « Оружейный Дом»;
- провести анализ товароведческой экспертизы непродовольственных товаров
Объектом работы является ООО «Оружейный Дом» .
Предметом – деятельность ООО «Оружейный Дом» в сфере экспертизы непродовольственных товаров.
Данная работа включает в себя введение, заключение, две главы и список использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика средств товарной экспертизы и методы проведения экспертизы непродовольственных товаров
1.1 Классификация средств товарной экспертизы
Все средства, применяемые экспертами при проведении экспертизы, в зависимости от назначения подразделяются на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства.
Важное место среди указанных средств товарной экспертизы принадлежит группе средств информации о товарах. Это объясняется тем, что эксперт, хотя и обладает обобщенной информацией о товарах, должен перед началом и в ходе экспертизы получить информацию о конкретном товаре. Основой процесса управления экспертной деятельностью является информация, которая имеется у эксперта, принимающего решения.
Выбор средств товарной информации определяется целью экспертизы, особенностями товаров, а также базовыми знаниями эксперта. Располагая информацией о состоянии объекта экспертизы в прошлом и настоящем, обосновывая предположения о возможных состояниях его в будущем, эксперт выбирает наилучший способ достижения поставленной цели.
- то же время особенность информации о товаре, которой обладает эксперт, заключается в том, что некоторая часть информации, необходимой для заключения эксперта, отсутствует или не может быть формализована. Эта недостаточность информации обусловлена и спецификой объекта экспертизы,
который исследуется в условиях неопределенности или риска.
- этой связи конечный результат товарной экспертизы во многом зависит от того, насколько правильно выбраны и эффективно использованы средства информации о товаре. Следовательно, эксперт должен знать эти средства и уметь выбрать из них необходимые и достаточные для принятия решения с учетом конкретной ситуации. [5, С.36]
- зависимости от носителя средства информации подразделяются на
следующие виды:
- документы,
- маркировки,
- литература.
Любая товарная экспертиза начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и конкретную информацию о товарах. При документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.
Материально-технические средства предназначены для создания условий наиболее эффективной организации труда эксперта и подразделяются на материально-техническую базу, средства измерений и обнаружения, оргтехнику. Из них непосредственное влияние на конечные результаты экспертизы оказывают лишь средства измерений, которые должны использоваться в соответствии с установленными нормами и правилами. Эти нормы зачастую определяют выбор необходимых средств измерений. [9, С.101]
Материально-техническая база: помещения, оборудование, погрузоразгрузочные средства, упаковка и т. п., а также оргтехника — счетно-вычислительная техника, канцелярские принадлежности, средства связи и т. п.
— играют второстепенную роль, хотя чаще всего эксперт при проведении экспертизы не может без них обойтись.
1.2 Методы проведения экспертизы непродовольственных товаров
Экспертные методики представляют собой описание практических действий, используемых при проведении исследований. В области товароведной экспертизы наиболее известны методики экспертиз, разработанные в системе ТПП и оформленные в виде стандартов объединений. Методика товароведной экспертизы в большей степени определяется целями и задачами проведения конкретной экспертизы и состоит из следующего
алгоритма действий:
- Построение структуры потребительских свойств (дерева качества)
исследуемой группы непродовольственных товаров.
- Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества исследуемой группы непродовольственных товаров, по которой будет оцениваться качество исследуемого товара.
- Установление важности каждого параметра из разработанной номенклатуры эстетических показателей качества исследуемой группы непродовольственных товаров экспертным путем.
- Проведение осмотра исследуемой группы непродовольственных товаров органолептическим методом.
- Проведение оценки физико-химических свойств исследуемой группы непродовольственных товаров.
- Составление акта товароведной экспертизы качества исследуемых образцов непродовольственной группы товаров. [14, С.104]
Дадим краткую характеристику каждому шагу из методики проведения товароведной экспертиза качества непродовольственных товаров:
-
- Структура потребительских свойств представляет собой комплексные
- единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Развернутая номенклатура потребительских показателей качества разрабатывается на основе типовой и строится в виде схемы, разделенной на уровни – в виде «дерева качества». В «дереве качества» качество как наиболее сложное свойство рассматривают в виде ствола, который условно считается расположенным на нулевом уровне. Качество (сложное свойство товара)
делится на следующем уровне на менее сложные – группы потребительских свойств. На следующем уровне каждое свойство подразделяется на комплексные показатели. Число уровней иерархической структуры зависит от вида и сложности товара, а также от цели проведения экспертизы качества.
- Номенклатура потребительских свойств и показателей качества любого товара должна учитывать назначение и условия потребления изделия;
отражать современные достижения науки и техники, а также изменения в структуре спроса и потребностях; способствовать учету требований потребителей с целью повышения качества изделий. На основании типовой номенклатуры непродовольственных товаров возможно разработать развернутую номенклатуру, используя для характеристики качеств группы товаров, имеющих одно название, одинаковую или близкую функцию и сходные показатели. Она представляет собой перечень показателей качества товаров данной группы, включающий полную совокупность комплексных и единичных показателей [7, С.86].
- Для начала формируется экспертная группа из специалистов
(экспертная группа) по оценке единичных показателей, численность которой должна быть равна или больше 9. Следующий шаг – установление важности параметра экспертным путем.
- Органолептическими методами проводится визуальный осмотр товара, документов, наличие видимых дефектов, комплектности,
работоспособности товара, соответствия маркировки и упаковки требованиям ГОСТа (как правило, для 3% от партии представленного товара). Оценку качества проводят, как правило, по таким органолептическим показателям, как: внешний вид, цвет, консистенция, запах, форма и т. д., в зависимости от исследуемой группы непродовольственных товаров. В отечественной научной
- учебной литературе органолептические методы определения показателей качества товаров подразделяются на визуальные, обонятельные, вкусовые,
осязательные, слуховые.
-
- Физико-химические показатели оценивают объективными методами
– инструментальными (с помощью технических средств измерения),
регистрационным (число отказов) или расчетным. Например, определение концентрации, рН, температуры размягчения или каплепадения, цвета, электропроводности, электризуемости, уровня шума и пр. Исследование
проводится в химических, физических, физикохимических и других испытательных лабораториях. Репрезентативная выборка для определения физико-химических показателей указывается в ГОСТе на данный товар.
- Составление акта является заключительным этапом проведения товароведной экспертизы качества. Акт экспертизы является одним из основных документов, дающих право предъявлять претензии в отношении качества товара, его несоответствия требованиям контрактных документов, а также в случае его недостачи. Акт экспертизы оформляется на бланках строгой отчетности и состоит из трех частей: протокольной, констатирующей и заключения эксперта.