Файл: 1 Культурноисторические предпосылки возникновения философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Культурно-исторические предпосылки возникновения философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:
Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
1. Возможности человека:
- выделение умственного труда;
- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
2. Потребности человека:
- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)
Общее понятие и характерные черты китайской философии
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
-
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; -
III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; -
ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
2. Древнейшими национальными
философскими учениями в Китае являлись:
-
даосизм; -
конфуцианство; -
легизм и др.менее распространенные
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философиисоставляли:
-
чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; -
неодаосизм; -
неоконфуцианство.
3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайскойфилософии) характерно:
-
восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира; -
понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; -
осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; -
восприятие человека, природы и космоса как единого целого; -
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; -
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; -
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством; -
восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; -
конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; -
понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности); -
восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; -
уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).
Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».
2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
-
все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; -
материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы; -
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»); -
особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему; -
путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; -
необходимо во всем уступать друг другу.
Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
-
жить в обществе и для общества; -
уступать друг другу; -
слушаться старших по возрасту и по званию; -
подчиняться императору; -
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; -
быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:
-
подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; -
управлять на основе добродетели («бадао»); -
обладать необходимыми знаниями; -
верно служить стране, быть патриотом; -
обладать большими амбициями, ставить высокие цели; -
быть благородным; -
делать только добро государству и окружающим; -
предпочитать убеждение и личный пример принуждению; -
заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: -
быть лояльным по отношению к руководителю; -
проявлять старание в работе; -
постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
-
человек обладает изначально злой природой; -
движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; -
как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; -
чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; -
государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; -
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; -
основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; -
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; -
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); -
государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Древне индийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философиивыделяются три основных этапа:
-
XV — VI вв. до н. э. — ведический период; -
VI — И вв. до н. э. — эпический период; -
II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»).
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
-
буддизм; -
джайнизм; -
чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
-
йога; -
веданта; -
вайшешина; -
ньяя; -
миманса; -
санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
3. Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
-
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. -
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) -
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.