Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации кассовых операций
1.1 Экономическая сущность кассовых операций и порядок их ведения
1.2 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банков
Глава 2. Организация кассовых операций (на примере ПАО «Сбербанк России»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка
2.2 Порядок работы с клиентами по приему и выдаче наличных денег
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования кассовых операций в коммерческом банке
3.1 Современное состояние осуществления кассовых операций в коммерческих банках
3.2 Проблемы и пути решения при осуществлении кассовых операций
3.3 Перспективы развития кассовых операций ПАО «Сбербанк России»
ВВЕДЕНИЕ
Кассовые операции находятся на одном из основных мест в экономической деятельности предприятия. В ходе материально-технологического снабжения, производства и реализации продукции организации вступают в расчетные взаимоотношения между собой, с бюджетными и кредитными учреждениями, внебюджетными фондами, физическими лицами. Ключевая часть расчетных взаимоотношений происходит через банковские предприятия в безналичной форме. В различии от платежей наличными, когда средства непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты реализуются большей частью с посредством разных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в оборот.
Актуальность работы заключается в том, что именно через кассу предприятия, будь то коммерческая компания либо кредитный сектор, проходят наличные финансовые средства, которые образуют уровень ликвидности организации.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и прибыльным видом деятельности. Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка являются классическими банковским операциями. Выполнение банком расчетно-кассовых операций, привлечение клиентов-юридических и физических лиц позволяет устанавливать с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества, а, следовательно, банк и клиенты становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными друг для друга партнерами.
У организаций возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, реализованные работы, предоставленные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и иные.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через банка банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах, а также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.
Цель исследования – рассмотреть кассовые операции в коммерческом банке.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования – кассовые операции в коммерческом банке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы организации кассовых операций в коммерческих банках;
2. Провести анализ организации кассовых операций (на примере ПАО «Сбербанк России»);
3. Выявить проблемы и направления совершенствования кассовых операций в коммерческом банке.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, описание, обобщение, анализ литературы, методики сравнительного анализа, графический и табличный методы анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации кассовых операций
1.1 Экономическая сущность кассовых операций и порядок их ведения
Кассовые операции хозяйствующих субъектов - это операции, связанные с движением наличных денег, т.е. с их поступлением, выдачей, хранением, инкассацией, транспортировкой.
Кассовые операции банков и организаций различных форм собственности и сфер деятельности являются объектом особо жесткого и целенаправленного регулирования со стороны Центрального банка РФ.
В процессе реализации им денежно-кредитной политики в сфере налично-денежного обращения. Необходимость этого объясняется тем, что в ходе выполнения данных операций различными хозяйствующими субъектами формируется денежный агрегат М0, который входит во все другие агрегаты. Следовательно, от того, насколько рационально и правильно осуществляются кассовые операции, зависит объем денежной массы, что непосредственно влияет на состояние денежного обращения, его стабильность, на уровень инфляции в стране.
Центральный банк РФ как важнейшее звено платежной системы России устанавливает правила ведения кассовых операций как для коммерческих банков, так и для других организаций. Он организует изготовление банкнот и металлической монеты, 2 разрабатывает правила хранения и инкассации наличных денег, определяет показатели, регламентирующие остатки наличных денег для банков, контролирует порядок работы банков с денежной наличностью.
Наконец, разрабатывает единые формы документов, на основе которых осуществляются прием и выдача наличных денег. Что касается принципов ведения кассовых операций организациями, то они отражены в Указаниях Центрального банка РФ № 3210-У от 11 марта 2014 г. "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными частными предпринимателями и субъектами малого бизнеса" и состоят в следующем:
1. Организации различных форм собственности и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на счетах банков. 2. Расчеты между организациями осуществляются, главным образом, в безналичном порядке.
3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация (кроме индивидуального частного предпринимателя) должна иметь кассовую книгу как на бумажном носителе, так и с использованием технических средств в установленной форме.
4. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги только в рамках специально предусмотренных показателей - лимитов остатка кассы, которые рассчитываются организациями самостоятельно (для индивидуальных частных предпринимателей данный показатель может не устанавливаться).
5. Организации обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленного лимита для последующего зачисления ее насчет в установленные сроки, которые зависят от режима работы предприятия, его отраслевой принадлежности, регулярности получения налично-денежной выручки.
Коммерческий банк в силу своей специфики занимается привлечением и размещением временно свободных средств, он организует как наличные, так и безналичные расчеты в экономике. Его кассовые операции более многогранны и разнообразны по сравнению с кассовыми операциями небанковских структур. Они не сводятся только к получению денежной выручки и выдаче средств на заработную плату, но также играют большую роль в регулировании ликвидности, бесперебойном функционировании платежной системы [5, с. 163].
К кассовым операциям банков относят: прием, выдачу наличных денег, размен банкнот Банка России, монеты, их пересчет, сортировку, упаковку в пачки, инкассаторские сумки, кейсы. При осуществлении операций по приему и выдаче наличных денег клиентам кредитная организация использует типовые единые формы документов, установленные Центральным банком РФ. Это еще одно из направлений регламентации Банком России кассовых операций, о которых говорилось выше.
Операции по приему наличных денег от клиентов производятся кредитной организацией, ее внутренним структурным подразделением на основе объявления на взнос наличными, приходных кассовых ордеров, препроводительных ведомостей к сумкам с денежной наличностью. Последний названный документ предназначен для сдачи наличных денег клиентом через автоматические сейфы. Выдача наличных денег клиентам осуществляется в пределах остатка наличности на банковском счете, если не предусмотрен овердрафт на основе денежных чеков (предприятиям и организациям) либо расходных кассовых ордеров (физическим лицам). Наличные деньги в кассе банка сверх минимально допустимых остатков могут быть сданы в расчетно-кассовый центр - структурное подразделение Банка России. Они зачисляются на корреспондентский счет кредитной организации [2, с. 117].
При недостаточности наличных денег в операционной кассе для осуществления выплат клиентам на различные цели банк получает подкрепление с корреспондентского счета в Центральном банке при условии наличия на нем необходимой суммы. При недостаточности денежных средств на корреспондентском счете для поддержания ликвидности возможно привлечение межбанковского кредита, в том числе от Банка России [4, с. 227].
Как мы видим, регламентация налично-денежных остатков для коммерческих банков и небанковских организаций осуществляется Центральным банком с помощью различных показателей. Для банков - это минимально допустимые остатки, для предприятий и организаций, наоборот, устанавливаются предельные, верхние границы накопления денежной наличности в виде лимита остатка кассы [3, с. 119].
Такой неодинаковый подход, на наш взгляд, не случаен в условиях существования рыночной банковской системы (раньше при функционировании единого Государственного банка в плановой, централизованной экономике устанавливались исключительно лимиты денежной наличности и для предприятий, и для подразделений Государственного банка). Коммерческие банки и организации небанковского сектора как участники платежной системы страны имеют различное предназначение, выполняют различные функции [1, с. 148].
Организации разных форм собственности и сфер деятельности зачастую заинтересованы в накоплении наличных денег, поскольку по уровню ликвидности они 4 существенно выше безналичных средств, что связано с недостаточной стабильностью развития банковской системы нашей страны. В условиях кризисов, роста инфляции, которые мы периодически переживаем, "порог" ликвидности данных платежных инструментов повышается, что выражается в предпочтительности использования в расчетах наличных денег. Особенно это касается небольших коммерческих структур. Поэтому с позиции организаций существуют предпосылки чрезмерного накопления наличных денег как наиболее ликвидного платежного средства, что негативно может повлиять на стабильность денежного обращения, привести к необоснованной эмиссии [3, с. 117].
В данной связи возникает необходимость лимитирования налично-денежных остатков средств у предприятий и организаций Банком России через кредитные организации, их обслуживающие. Напротив, коммерческие банки не заинтересованы в накоплении наличных денег. Для них кассовые остатки - это статья активов, не приносящая дохода. Большая часть ресурсов банками традиционно направляется в кредитные операции, что полностью соответствует их природе [1, с. 147].
Однако важной задачей банков как участников платежной системы является поддержание ликвидности, т.е. способности бесперебойного обслуживания клиентов и погашения обязательств. Немаловажную роль играет погашение обязательств в наличноденежной форме (выдача со счетов по вкладам физических лиц, выдачи на заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и др.). Для этого коммерческие банки должны постоянно поддерживать минимально необходимые остатки, что и регулируется Центральным банком РФ
1.2 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банков
Для кассового обслуживания физических и юридических лиц коммерческие банковские предприятия образуют кассовый узел по месту своего расположения. В кассовом узле кредитной организации могут быть следующие помещения:
- хранилище ценностей;
- кладовая или сейфовая комната;
- операционные кассы;
- кассовый зал для клиентов;
- касса пересчета;
- вечерняя касса;
- помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
- другие функционально необходимые или вспомогательные помещения [10, с. 120].
Ведение иностранного или рублевого счета включает осуществление большого перечня операций. Правовое регулирование в сфере банковского дела позволяет населению безопасно хранить, использовать и размещать собственные сбережения или прибыль от оперативной коммерческой деятельности, а также получать проценты по депозитным вкладам.
Работа банков в сфере РКО контролируется следующими нормами:
федеральное законодательство;
ГК РФ;
положения ЦБ Российской Федерации.
Главным регулирующим механизмом выступает договор, заключенный между сторонами. Использовать услуги банковской организации могут любые коммерческие компании. Индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают финансовое учреждение для получения РКО.
Открытие счета является необходимой мерой для доступа к основному пакету банковских сервисов, который позволяет создавать грамотный поход к ведению оперативной коммерческой деятельности. Государственное законодательство регламентирует следующие обязанности перед клиентом:
хранение денежных средств;
зачисление поступивших сумм;
перечисление денег на счета других граждан.
В договоре могут быть прописаны специфические особенности, права и обязанности сторон.