Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью(Правовые основы и значение контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Негласная сфера защиты человека и общества от преступных посягательств - самостоятельный вид социально полезной юридической деятельности, она  имеет правовое регулирование по общим правилам.

Эта деятельность называется оперативно-розыскной, в которой возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения и которая фрагментально представлена в комплексе некоторых видов как государственной, так и иной юридической деятельности (контрразведывательной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, административной и частной детективной деятельности).

Оперативно-розыскной деятельности придан официальный  статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Проведение оперативно-розыскной деятельности направлено  на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач оперативно-розыскной деятельности. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступление.

Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин, способствующих их совершению. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения.

Целью данной работы является подробное изучение видов контроля за оперативно-розыскной деятельностью.


Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

1.1 Правовые основы и значение контроля за оперативно-розыскной деятельностью

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1] Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом государственной деятельности. Вместе с тем из истории развития форм этой деятельности известно, что она, неизменно сохраняя свою сущность, получала различные альтернативные наименования, например рассматривалась как сыскная деятельность, уголовно-сыскная, уголовно-розыскная, иногда в качестве оперативно-розыскного процесса и т. д.[2] Исходя из приведенных лексических конструкций, словосочетаний ряда употребляемых терминов можно установить прямую связь этого вида деятельности с деятельностью уголовно-процессуальной. Поэтому в теоретико-правовом плане важно установить, является ли оперативно-розыскная деятельность самостоятельным видом деятельности и специальным средством борьбы с преступностью или же она носит подчиненный характер, являя собой часть уголовного процесса? В науке сформировались две позиции.

Так, В. Г. Даев, руководствуясь «широким» пониманием уголовного судопроизводства, включал в его содержание любую деятельность, реализуемую в связи с преступлением, и в рамках такого подхода рассматривал оперативно-розыскную деятельность в качестве составной части уголовного процесса[3]. И. Л. Петрухин определяет оперативно-розыскную деятельность, как самостоятельную форму расследования преступлений, а в перспективе предлагает сделать оперативно-розыскную деятельность основным, фактически единственным способом расследования преступлений в нашей стране[4]. Подобное включение в тех или иных формах в уголовный процесс деятельности непроцессуальной (оперативно-розыскной, административной и т. д.) встречается в современных работах и других ученых-процессуалистов[5]. Другие ученые считают, что оперативно-розыскная деятельность имеет самостоятельный характер и только причастна к уголовному процессу[6] , поскольку хронологически действия по реализации задач оперативно-розыскной деятельности могут совершаться до возбуждения уголовного дела, т. е. вне стадий уголовного судопроизводства. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность может осуществляться и не в связи с решением задач уголовного процесса. При этом приверженцами второго подхода совершенно не отрицается фактическая общность основной направленности этих видов деятельности. Более того, ими подчеркивается, что оперативно-розыскная деятельность достаточно тесно связана с расследованием преступлений, с криминалистической методикой расследования, а следовательно, непосредственно с уголовно-процессуальной деятельностью[7]. Например, В. Ф. Робозеров отмечал, что оперативно-розыскная деятельность не противопоставляется уголовному судопроизводству, а является качественно иной функцией правоприменительных органов, использование же ее результатов служит составной частью процесса доказывания[8]. В. И. Рохлин указывал, что оперативно-розыскная деятельность — это государственная деятельность, которая осуществляется в предусмотренных законом формах и содержит элементы процессуальной деятельности[9]. Разделяя вторую из анализируемых позиций, отметим, что и задачи оперативно-розыскной деятельности по своему содержанию носят более широкий характер, чем задачи процессуальные, хотя, безусловно, важнейшие из этих задач корреспондируют элементам назначения уголовного судопроизводства.


Глава 2. Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

2.1. Общий контроль

Планомерная деятельность любой системы, созданной для достижения социально значимых целей, требует включения непременного атрибута управленческого цикла – контроля за реализацией нормативно установленного порядка ее осуществления для достижения решаемых задач[10].

Особенно важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая осуществляется на принципах конспирации, а ее задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т. ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ осуществляют[11]: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации[12]. Закрепление на законодательном уровне различных форм контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о ее конституционном характере. Президент как глава государства на основе конституционных норм обладает всей полнотой власти по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, прав и свобод человека и гражданина. По его указанию разрабатывается, а после утверждения, под его контролем реализуется Федеральная программа по борьбе с преступностью, содержащая и меры оперативно-розыскного характера. Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Кроме того, Президент, пользуясь своими полномочиями, вправе отклонить закон, который не соответствует конституционным нормам России или международным стандартам[13]. Необходимые правовые документы, аналитический материал по этим вопросам готовит для него аппарат Администрации Президента. Президент, по предложению Председателя Правительства, назначает на должность и освобождает от должности руководителей правоохранительных ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, решающий проблемы обеспечения безопасности страны, в т. ч. оперативно-розыскными мерами. Президент, в рамках мер контроля за действиями правоохранительных органов, вправе лично заслушать их руководителей по любым направлениям деятельности, включая и оперативно-розыскную. По его личному запросу указанные ведомства обязаны предоставить любые документы и сведения, даже если они составляют государственную тайну. Федеральное Собрание наделяется правом парламентского контроля за оперативно-розыскной деятельностью[14], который оно осуществляет на основании Конституции РФ[15]. Контрольные функции Федерального Собрания реализуются через соответствующие постоянные комитеты и комиссии в составе палат Совета Федерации и Государственной Думы, проводящие по этим вопросам парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту.


Совету Федерации, его членам и депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы. На основе этого они участвуют в работе по подготовке законопроектов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в целом и отдельных ее направлений. В рабочие группы комиссий и комитетов, создаваемые Федеральным Собранием для подготовки указанных решений, входят депутаты - представители органов уголовной юстиции, юристы и другие специалисты в области оперативно-розыскной деятельности, что позволяет им квалифицированно рассматривать обоснования соответствующих законопроектов и, таким образом, контролировать деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, контролирует и порядок расходования средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность[16]. Вместе с этим Совет Федерации и Государственная Дума вправе заслушивать отчеты руководителей правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[17]. Правительство Российской Федерации является самостоятельным субъектом контроля за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел[18]. Оно осуществляет на территории России исполнительную власть, определяет основные направления деятельности и организует работу Министерства внутренних дел, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. Соответствующие решения Правительства РФ по указанным вопросам находят свое отражение в постановлениях и распоряжениях, издаваемых в целях реализации (исполнения) законов, принятых Федеральным Собранием и утвержденных Президентом РФ. Эти постановления и распоряжения, в свою очередь, служат основой для принятия ведомственных нормативных актов Министерства Внутренних Дел, детализирующих механизм исполнения[19]. Руководство Министерства Внутренних Дел России, организующее и контролирующее исполнение нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику осуществления оперативно-розыскной работы, отчитываются о проделанной работе перед Председателем Правительства и его заместителями. Помимо этого, разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об исполнении позволяют Правительству требовать от руководства Министерства Внутренних Дел обоснования финансирования расходов оперативно-розыскных подразделений, а также сведений о результативности их деятельности[20].


2.2. Ведомственный контроль

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью в организуют руководители органов, осуществляющих ОРД, и иные должностные лица, определенные законодательными и ведомственными нормативными актами[21]. К должностным лицам, осуществляющим контроль за деятельностью оперативно-розыскных служб милиции, относятся: - Министр внутренних дел России и его заместители, курирующие работу оперативно-розыскных служб; - в Министерстве Внутренних Дел России - начальники управлений, отделов Главного Управления Уголовного Розыска, Главного Управления по Борьбе с Экономическими Преступлениями, Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью, оперативных отделений Главного Управления Внутренних Дел на Транспорте и их заместители; - в Министерствах Внутренних Дел республик в составе Российской Федерации - министры и их заместители по оперативной работе; - в Главном Управлении Внутренних Дел, Управлении Внутренних Дел краев и областей, Главном Управлении Внутренних Дел на Транспорте, Органах Внутренних Дел на Транспорте - начальники и их заместители по оперативной работе; - в горрайлинорганах - начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители низовых оперативных аппаратов[22]. Закон возложил на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-розыскной работы, недопущением в ее процессе нарушения прав и свобод личности, причинения вреда государственным и общественным интересам[23]. Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-розыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также контролю за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета, рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность[24]. Законодательно не предусмотрено осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако именно они повседневно контролируют организацию деятельности подчиненных им оперативных подразделений, тактику проведения Оперативно-розыскных мероприятий и реализацию административно-правовых функций. Поэтому руководители этого уровня также несут персональную ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-розыскной деятельности[25]. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике Оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Эти нормативные акты устанавливают перечень руководителей, имеющих право утверждать постановления на проведение оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от степени их сложности и характера[26]. На практике постановление о проведении Оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права личности, утверждает, как правило, начальник криминальной полиции (заместитель начальника органа внутренних дел по оперативной работе). Тем не менее это не снимает ответственности с самого руководителя органа. К "иным" субъектам ведомственного контроля за осуществлением отдельных аспектов оперативно-розыскной деятельности относятся должностные лица органов внутренних дел, наделенные контролирующими и инспектирующими полномочиями, имеющие допуск к документам, содержащим служебную или государственную тайну (например, штабные службы, оперативные аппараты вышестоящего уровня). Основными целями ведомственного контроля являются: - установление обоснованности и законности организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами; - своевременное выявление недостатков в области организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, а также принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-розыскных функций; - привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур[27]. Однако функция ведомственного контроля не должна сводиться только к обнаружению каких-либо недоработок, недостатков в оперативно-служебной деятельности и их устранению. В условиях значительного обновления штатов оперативных подразделений ведомственный контроль должен преследовать и цель выявления типичных ошибок молодых сотрудников, а также выработки у них достаточных практических навыков организации и тактики этой сложной и кропотливой работы. Поэтому контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности должен уделять особое внимание: - обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-розыскной учет; - правильности выбора и соответствия мер оперативного воздействия антиобщественным установкам проверяемого; - правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и моральным качествам возможность активно содействовать органам внутренних дел в борьбе с преступностью; - своевременности устранения причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению[28]. Для достижения названных целей руководители органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, реализуют контрольные функции в следующих формах: - путем изучения материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, и иных документов, имеющих к ней отношение; - при принятии решений по указанным материалам и документам (в т.ч. в письменном виде); - вынесении (утверждении) постановлений о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий; - санкционировании заведения дел оперативного учета, установлении сроков их ведения и обоснованности прекращения; - заключении контрактов с гражданами, изъявившими согласие на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и непосредственной работе с ними; - утверждении планов организационного и тактического уровней оперативно-розыскной деятельности; - в процессе заслушивания исполнителей по результатам деятельности (по отдельным направлениям оперативно-розыскной деятельности; по наиболее сложным и трудоемким оперативно-розыскных мероприятий; по делам оперативного учета, взятым на контроль, за отчетный период и т. д.); - в ходе утверждения отчетов по результатам оперативно-розыскной деятельности и о расходовании средств по статье "Особые расходы"; - при проверке правил поддержания режима конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан; - при назначении служебных проверок (внутренних расследований)[29]. Объектами контрольных функций являются не только рядовые исполнители, но и руководители подразделений и органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную работу. В случаях установления фактов нарушений законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, соответствующий руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять необходимые меры, а в случае нарушения законности информировать вышестоящее руководство и прокурора, осуществляющего надзор[30]. Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной - на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством[31].