Файл: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования белгородский государственный национальный исследовательский университет.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и клинической психологии
Презентация
Особенности переживания экстремальной ситуации представителями алтайского народа по дисциплине «Культурные и этнические особенности переживания в экстремальных ситуациях»
студентки очной формы обучения специальности 37.05.01 Клиническая психология
5 курс, группа 02061802
Логвинюк Алина Витальевна
Проверила: доц. каф. общей и клинической психологии Швецова В.А.
БЕЛГОРОД 2023


Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая.
С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд племенных и территориальных групп.
В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.


Общие сведения

Кумандинцы


Кумандинцы
Этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа.


Состав населения Республики Алтай


Телеуты
Численность – около 2594 человека. Язык – тюркская ветвь алтайской семьи языков. Расселение – Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Живут в южной Сибири. Древнейшие предки телеутов – древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г.

Ремесла


Племена Алтая издревле знали различные приемы художественной обработки металлических изделий: литье, чеканку, гравировку, серебрение, листовую насечку и т.д. Деревообработка у алтайцев включает столярные и плотницкие ремесла. Умельцы изготавливали деревянную посуду, мебель, остовы юрт, седла. Их продукция была довольно разнообразной и нередко художественно

Алтай привлекал завоевателей именно по наличию сырья из металла, дань выплачивалась металлическими изделиями. Мастера металлообработки (темир ус) пользовались в народе огромным уважением. Считалось, что они могут противостоять натиску злых сил, в том числе козням шаманов.
В основе технических приемов кузнеца была горячая и холодная ковка, твердая и мягкая закалка, варка, которые сложились в Южной Сибири в период с конца I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э.
.Деревянные изделия из-за местных лесных запасов были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве.


Ремесла и промыслы


Украшение деревянного саркофага- кожа


Грифон- войлочная аппликация


Деревянное украшение конской сбруи


Золотая бляшка- сцена терзания


Ремесла и промыслы


Шорные мастера так же пользовались известностью и уважением в народе.
В ходе работы над изделиями шорные мастера выполняли кройку, прошивку кожи, декоративную отделку теснением, вышивкой и аппликацией.
Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления конской сбруи, плети, сумы и других изделий


Ремесла и промыслы


Основными типами промыслов алтайского населения остаются охота на пушных зверей – соболей, лисиц, белку, копытных зверей – косулю, лосей, маралов, а также собирательство – сбор кедровых орехов, лекарственных трав.
Рыбу больше ловят в северных районах, чем в южных.
Везде, где произрастают ягоды их сбор довольно развит. Весной собирают калбу (черемша), полевой лук, дикий чеснок, ревень и др.


Алтаец с древним ружьем


Ремесла и промыслы


В Горном Алтае достигло значительных успехов пчеловодство, которое стало традиционным в последние двести лет.
Занятие промыслами было характерно для всех групп населения Алтая. Если один вид промысел преобладал над другими, то второй существенно дополнял те виды хозяйственной деятельности, которые менее всего были развиты в силу тех или иных причин.

Земледелие


Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае было развито также в глубокой древности. Установлено наличие древних оросительных систем в различных районах Среднего и Южного Алтая.
В некоторых селах как Балыкча, Яломан, Инегень до сих пор жители используют для орошения огородов древние арыки.




Ремесла и промыслы


Археологические находки говорят о том, что на Алтае земледелие имело широкое распространение. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы. В китайских хрониках имеются указания, что племена Южной Сибири занимались земледелием. Они распахивали свои поля с помощью лошадей. Пашут плугом, сеют хлеб, любят ловить рыбу, охотятся.

Скотоводство


Основным занятием алтайцев было скотоводство. Разводили, главным образом, лошадей и овец. В верхних районах Алтая также разводили сарлыков и верблюдов.
Прекрасные долины Алтая с богатыми пастбищами позволяли держать огромные стада домашних животных.
В хозяйстве алтайцев большую роль играла лошадь.


Ремесла и промыслы


Культура кочевников Алтая, как духовная, так и материальная, также связана с конем. Поэтому в эпосе у скакуна дыханье как белый утренний туман, стрижет ушами синеву, литая грудь его крута, стена зубов его – бела, спина с макушки до хвоста – блестит, обширна и светла…
В настоящее время, кроме разведения традиционных видов домашних животных, большое развитие получило разведение маралов и пятнистых оленей для получения из их рогов ценнейшего лекарственного сырья.


Культура


Корьевые - сначала заготавливаются жерди определенных размеров, кору лиственниц, иногда сосны, прутья для обруча. Для остова юрты использовались толстые и тонкие жерди и кора. Начинали покрывать юрту снизу и по кругу. Дверь всегда ориентирована на восток.
Войлочные - состоят из 10-14 жердей, толстые концы которых располагаются по окружности, верхние концы сходились, перекрещиваясь в одной точке. Этот остов покрывается войлочными кошмами, обвязанными волосяными арканами.
Цилиндрические юрты - состоят из 5-6 отдельных деревянных разборных частей - решетчатых звеньев деревянного круга, в который вкладывается крестовина, рамы, двери, створки, шестов и войлочных покрытий. Для приготовления одной юрты требуется шерсть не менее 50 овец.
Бревенчатые многоугольные - строят пяти, шести, семи, восьмиугольными. Сруб складывается из бревен, рубленных в паз. Крыша такой юрты обычно двух видов: полусферическая и конусообразная.


Быт, традиции и обычаи


Убранство юрты


Быт, традиции и обычаи


0

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


1.  Уважение к своему народу – его истории, традициям, представителям.
2. Выдержка и терпение. Они необходимы были представителям алтайских народов, чтобы выжить в нелегких условиях становления наций, а сегодня используются для адаптации к общественной жизни, политической системе России, личностному росту каждого человека.
3. Ответственность перед собой и окружающими. Она сформировалась на основе сплоченности людей и уважения к народным традициям.
4. Исполнительность и целеустремленность. Люди алтайских народов очень дисциплинированны.


5. Прямота в разговоре, простота в выражении своих эмоций. Эти люди не умеют и не хотят сдерживать собственные порывы, и всегда откровенны в общении.
6. Преклонение перед семейными или системными ценностями. Представители алтайского народа очень легко поддаются общей системе. Они далеко не индивидуалисты, они ощущают себя составляющими некой системы, без которой не могу, и которая не может без них  существовать полноценно.
7. Сплоченность малых и больших социальных групп. Где бы не находился человек значительный период времени, он становится частью системы и объединяется с другими ее представителями.
8. Отстраненность от других наций. Дело в том, что, являясь представителями алтайской нации и проживая на территории Российской федерации, люди очень часто не владеют русским языком.


В ситуации широкого распространения православия, буддизма и в меньшей степени ислама на территории Алтая, Забайкалья и других областей Сибири одновременно сохраняются дорелигиозные верования и традиции (Тюркские народы…, 2006). Так, до сегодняшнего дня жители Алтайских предгорий могут ходить за советом в трудных жизненных ситуациях к шаманам, но одновременно отмечают основные жизненные события и праздники по православным традициям

РЕАКЦИЯ НА ЧС


Превалирующими формами реагирования в ситуации сильного стресса в связи с землетрясением пострадавших в с. Кош-Агач Алтайского края в период с 03.10.2003 по 06.10.2003 г. были реакции эмоциональной ригидности, минимальное количество мимических реакций. Запросы на работу психолога формулировались так: «. . . поработать с сильным стрессом», «. . . с испугом». Обращало на себя внимание практически полное отсутствие среди форм реагирования реакций психомоторного возбуждения, агрессивных реакций, включая вербальную агрессию, отсутствие слезливости, плаксивости как среди взрослых, так и среди детей


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ


В похоронно-поминальных традициях современных алтайцев никому, кроме жены/мужа и матери умершего/умершей, нельзя плакать. Слезы согласно архаическим представлениям, превращаются в «зловонные топи на пути души умершего, препятствуя ей попасть в иной мир». Кроме того, безмерное оплакивание и печаль по покойному показывают уводящим души духам, что это был хороший человек, ценимый в этом мире и, следовательно, могущий быть таковым и в ином мире. Поэтому они могут увести еще одну душу кого-то из родственников умершего. Смех же, напротив, служит отвлекающим маневром, запутывая духов. Помимо того, смех и веселье призваны способствовать противостоянию жизни смерти, являясь жизнеутверждающим актом

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурнонеспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 300
Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г. Прогнозирование и управление социальнопсихологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. 2011. № 4. С. 76—83. Экстренная психологическая помощь / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Объед. ред. МЧС России, 2012. (Настольная книга психолога МЧС России.)