Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятия «цифровые навыки»
1.1 Определение и виды цифровых навыков
1.2 Факторы, определяющие вызовы системе цифровых навыков
Глава 2. Оценка цифровых навыков и особенности их формирования
2.1 Реальный уровень владения цифровыми навыками среди населения России и других стран
2.2 Способы оценки цифровых навыков
В качестве способов оценки уровня развития цифровых навыков могут быть выделены следующие:
-
Аттестация – проверка сотрудника и выполняемой им деятельности на соответствие требованиям к занимаемой им должности. Эти требования могут быть описаны в трудовом договоре, должностных инструкциях или профессиональных стандартах. При этом аттестация направлена на решение скорее административных, а не профессиональных вопросов. По ее результатам работника повышают или понижают в должности, переводят в другой отдел или увольняют. О развитии и обучении речь обычно не идёт; -
Адаптивное тестирование – тест, автоматически подстраивающийся под уровень отвечающего. Если он справляется с вопросом, то ему предлагают задание сложнее, а если даёт неправильный ответ — легче; -
Программа международной оценки компетенций взрослых в высокотехнологичной среде (PIAAC) – проект, целью которого является исследование умения людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе цифровыми технологиями и средствами коммуникации для работы с информацией, формирования новых знаний и общения. В качестве инструментов применяются тестовые задания и биологический опросник;
2.3 Особенности формирования цифровых навыков
Для того, чтобы правильно оценить текущий уровень владения индивида цифровыми навыками, необходимо понимать особенности их формирования. Это также позволит в дальнейшем выбрать правильную и наиболее эффективную траекторию развития цифровых компетенций.
С этой целью выделяют следующие уровни сформированности цифровых навыков [2]:
-
Гносеологический уровень, на котором приобретаются теоретические знания, а также знание межпредметных связей и возможностей профессионального самосовершенствования с помощью цифровых технологий. Данный уровень развития цифровой компетентности характеризуется полнотой и системностью знаний, которые можно проверить посредством входной диагностики, тестирования, информационных диктантов, собеседования или коллоквиума; -
Мотивационно-ценностный уровень, на котором формируется отношение индивида к использованию цифровых технологий и приобретению новых знаний, развивается критическое мышление. На этом уровне формируется осознанная потребность будущего профессионала в обучении и развитии, что влечет за собой наличие желания самостоятельно ставить цели в информационной деятельности и достигать их; -
Деятельностно-технологический уровень, связанный с непосредственным применением приобретенных навыков для решения практических, образовательных и профессиональных задач. Сформированность уровня проверяется лабораторными работами, проектами, кейсами, работой с сервисами глобальной сети Интернет. -
Результативно-рефлексный уровень – оценка собственного уровня владения цифровыми технологиями, понимание себя как части цифровой среды.
Таким образом, цифровая компетентность одновременно является результатом, который приобретается субъектом в образовательном процессе и, в то же время, следствием саморазвития обучающего, синтеза его деятельностного и личного опыта.
Заключение
Цифровые навыки в эпоху интенсивной цифровизации экономики играют важнейшую роль в развитии человека не только как профессионала и специалиста, но и как личности, так как процесс любого обучения несет пользу. Более того, они способствуют развитию некоторых soft skills по причине того, что при обучении и работе возникают различные проблемные ситуации, для решения которых недостаточно только технических навыков.
Новая технологическая революция, внедрение инноваций в жизнь общества меняет требования к специалистам, желающим оставаться востребованными на рынке труда. Это оказывает влияние и на спрос на конкретных специалистов, который на данный момент не удается полностью удовлетворить, и на подход к процессу обучения человека, оценки его знаний.
Появляется большое количество новых методов тестирования сотрудников на предмет владения цифровыми навыками, позволяющих не только оценить уровень развития определенных компетенций, но и в то же время раскрыть потенциал человека и выявить его сильные стороны.
Изучая особенности формирования цифровых навыков, я сделала вывод о том, что их изменение с точки зрения психологии не потерпело значительных изменений. Тем не менее, больший акцент ставится на сознание самого индивида, его отношение к работе, на его истинные желания и цели в развитии карьеры.
В качестве рекомендаций по развитию цифровых навыков, основываясь на изученной литературе, можно выделить следующие:
-
Для успешной собственной реализации и понимания, какие именно навыки из их огромного количества необходимо получить, человек должен самоопределиться в развитии своей карьеры, понимать траекторию ее развития; -
Человек должен быть приспособлен к культуре life-long learning и быть готовым обучаться на протяжении всей жизни; -
Необходимо смотреть «наперед» и анализировать, что будет востребовано в ближайшие 5-10 лет и стараться развиваться в соответствующем направлении.
Список использованных источников
-
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержденна протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7) [Электронный ресурс] / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. – 2018-2024. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 20.09.21) -
Приходько О. В.: Научная статья «Особенности формирования цифровой компетентности студентов ВУЗа» [Электронный ресурс] / Журнал: Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020 г. – Т.9 №1 (30). стр. 238 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-tsifrovoy-kompetentnosti-studentov-vuza (дата обращения 20.09.21) -
Левен Е.И., Суслов А.Б. «Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС» // Бюллетень «Цифровая экономика» НИУ ВШЭ [Электронный ресурс], 2020 г. – Электрон. дан. – Режим доступа https://issek.hse.ru/news/377859466.html (дата обращения 16.09.21) -
Синева Н.Л. Вагин Д.Ю., Исламова Г.И.: Научная статья «Исследование тенденций, технологий и моделей развития цифровых навыков» [Электронный ресурс] / Журнал: Актуальные вопросы современной экономики. – 2019 г. – №4, стр. 1124-1146 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212157 (дата обращения 19.09.21) -
Чичканов Н. «Классические университеты в эпоху онлайн-революции» // НИУ ВШЭ — «Цифровые навыки населения» [Электронный ресурс], 2017. – Электрон. дан. – Режим доступа https://www.hse.ru/monitoring/intel/news/207761941.html (дата обращения 20.09.21) -
8 цифровых навыков, на которые нужно сделать ставку в 2020 году [Электронный ресурс] // Блог TalentTech, 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа https://blog.talenttech.ru/digital-skills-2020 (дата обращения 19.09.21) -
Microsoft — “Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs”, 2018. [Электронный ресурс]: – Электрон. дан. – Режим доступа https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_tomorrows_jobs.pdf (дата обращения 21.09.21)