Файл: Формы государственного устройства (Унитарное передается государство: понятие и трем признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЕЭС учреждено в 1957 г. Документом о создании сообщества и основах его организации является Римский договор. (В последующем нормативно-учредительная основа Сообщества неоднократно дополнялась);

ЕЭС имеет союзные органы. Нормотворческие полномочия закреплены за Советом (Совет министров стран-участниц). Комиссия европейского сообщества разрабатывает решения, принимаемые Советом, и является административным учреждением союза. Ее членов назначают решением правительства стран-участниц из числа лиц, которые отличаются независимостью и общей компетентностью. Созданы также отраслевые подразделения – Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по автономной энергетике со своими органами. Органы сообщества формируются по принципу делегирования от каждой из стран-участниц.

Только Европейский парламент формируют сами избиратели непосредственно. Однако он не наделен решающими полномочиями, а является «совещательным и контрольным органом».[31]

Члены ЕЭС используют общую юрисдикцию для решения споров, вытекающих из участия в сообществе – Европейский суд. Европейский суд дает толкование и применяет право договоров, лежащих в основе Сообщества.

Суду подведомственны споры между государствами, входящими в Сообщество, между органами Сообщества и странами-участницами и даже споры с участием частных лиц и компаний

ЕЭС принимает обязывающие решение, в том числе по вопросам национальной юрисдикции сторон – «присоединяясь к Европейскому экономическому сообществу, страны-участницы, передают часть своей правотворческой власти Сообществу и связывают себя правом Сообщества»[32]

Свой бюджет Сообщество формирует путем взимания с государств 4-х видов сборов: около 1,5% от сумм налога на добавленную стоимость, взимаемых каждым государством на своей территории; компенсационные сборы; суммы от таможенных пошлин; взносы, пропорциональные размеру валового продукта стран-участниц;

В литературе много говорят о высоком уровне единства Европейского экономического сообщества.[33] Многие авторы считают, что ЕЭС представляет собой сегодня настоящую конфедерацию.[34]

Итак, конфедерации представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических).


Заключение

Государственное устройство-это внутренняя, национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Существует множество подходов к проблеме классификации форм государственного устройства. Наиболее распространенным является деление форм государственного устройства на унитарные и федеративные. Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. При этом, как привило, отдельно рассматриваются автономии и Регионалистское государство.

Унитарная государственность – наиболее простая и в то же время самая распространенная форма государственного устройства. Унитарное государство – это единое государственное образование, для которого характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и государственной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства. С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характеристика взаимодействия центра и местных органов все унитарные государства принято делить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью. Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве и его создание предопределяют национальные факторы: субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку. В основе административно-территориальные федерации лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Различают такие договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре. Учредительные возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе субъекты, наделяя их частью суверенитета.


Конфедерации представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, экономических, внешнеполитических).

Библиографический список

  1. Абдулатипов Р.Г, Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994г.
  2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: Состояние и перспективы федерального устройства М., 1996 г.
  3. Бабаев В.К. Баранов В.М.,Толстик В.А.Теория государства и права.- М.,1999
  4. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997г.
  5. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 1999.
  6. Витрук Н.В Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России. // Право и жизнь. 1997г. №11.
  7. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993 г.
  8. Карапетян Л.М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М., 1996г.
  9. Кашанина Т.В.Кашанин А.В.Основы российского права.- М.,2000.
  10. Колибаб К.Е.Договоры РФ с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей// ЖРП-1998-№8
  11. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М, 1999г.
  12. Конституционное право зарубежных стран /Под ред.М.В.Баглая.-М.,2000
  13. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация. // Государство и право. 1994г. № 4.
  14. Крылова К.С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М. 1991г.
  15. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституции России. // ГиП – 1997,№8
  16. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм. // Международная жизнь. 1991г. № 4.
  17. Национальные модели федеративных государств. // Вестник МГУ.
  18. Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств. // Государство и право. 1993г. № 7.
  19. Пустогаров В.В. Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств. // Государство и право. 1993г. №2.
  20. Сравнительное конституционное право. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996г.
  21. Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиП –1993,№5.
  22. Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных цивилизаций // ГиП – 1997 №8;
  23. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992г.
  24. Фадеева Т.Ш. Европейский Союз: федералистские концепции европейского строительства. М., 1996г
  25. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997г.
  26. Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995г.
  27. Федерация в зарубежных странах. М., 1999г.
  28. Федерация и национальный вопрос (исторический опыт Советского Союза). // Вестник МГУ. Сер. 11. Право.
  29. Чиркин В.Е.Государственная власть субъекта федерации //ГиП-2000-№1
  30. Чиркин Е.Е. Государствоведение. М.2000

  1. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституции России. // ГиП – 1997,№8: Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных цивилизаций // ГиП – 1997 №8; Крылов Б.С. Государственный федерализм – гарантия демоктатии и прав челевека // 2000,№1; Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиБ –1993,№5.

  2. Чиркин В.Е. Государствоведение. –М.,1999

  3. Арановский К.В. Ук. соч. –с. 192

  4. Там же.

  5. Там же.

  6. Кошанина Т.В. Кошанин А.В. Основы российского права. –М.,2000 –с.21

  7. Там же.

  8. Там же. –с.23

  9. См.: Проблемы теории государства и права. –М.,1999 –с. 183

  10. Конституция зарубежных государств. –М., 1993 –с. 43

  11. Чиркин В.Е. Ук. соч. –с. 165

  12. См., например: Бабаев В.К. и др. Ук. соч. –с 223; Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая. –М., 2000 –с. 131; Федерация в зарубежных странах. –М., 1993 –с. 24; Синюков В.Н. О форме федерации в России. // ГиП. – 1993 - №5.

  13. Подробнее см.: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. –М., 2000

  14. Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7

  15. Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7

  16. Там же.

  17. Чудновский Г.Л. Реформирование федеральных отношений: как обеспечить сбалансированность центра и регионов? // ЖРБ – 1999 - №7/8 –с.34

  18. См.: Саликов М.С. Ук. соч. –с. 14.

  19. Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиБ – 1993 - №5 – с. 17.

  20. Там же –с. 19.

  21. Федерация в зарубежных странах –М., 1993 –с. 63.

  22. Чиркин В.Е. Государствоведение. –М., 1999 –с. 176.

  23. Чиркин В.Е. Государствоведение. –М., 1999. с. 176-177.

  24. Более подробно о этом см.: Конституционное право зарубежных стран. // Под ред. Баглая М.В. –М., 2000 –с. 134-140.

  25. Коваленко А.И. Теория государства и права. –М., 1994 –с. 45.

  26. Арановский К.В. Ук. соч. – с. 208-209.

  27. Чиркин В.Е.Ук.соч.-с.192

  28. Страновский К.В. Ук.соч.-с.210

  29. Коваленко А.И. Ук.соч. – с.45

  30. подробнее об этом см..:Межгосударственные союзы.-В кн.:Конституционное право/Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1999-с.300-310

  31. Арановский К.В.Ук.соч.-с.215

  32. Давид Г.,Жофре-Спинози К. Основы правовой системы современности.-М.,1996-с.56

  33. Федерация в зарубеж.странах.-М.,1993 с. 4-5.