Файл: измерение денежной массы: российский опыт, проблемы, перспективы.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
Так, например, в США в течение финансового кризиса 1839-1843 гг. предложение денег сократилось на 34% (больше чем во время Великой депрессии), а оптовые цены упали на 32%. При этом ВНП и потребление в реальном выражении выросли на 16% и 20% соответственно, а вот инвестиции упали на 33%. Дефляция и крах ряда банков стали результатом неэффективных инвестиций, осуществлённых в предшествующий кризису период инфляционного бума.
Однако, точечная «расплата» оказала оздоровительный эффект и позволила без серьёзных последствий пройти кризисный период. Поэтому сжатие денежной массы в результате добровольного и законного взаимодействия граждан полезно для экономики и не угрожает экономическому росту.
Конечно, имеется целый ряд негативных последствий дефляции, особенно ярко проявляющихся в краткосрочном периоде и по отношению к некоторым группам лиц. Но в большинстве своём, тяжесть дефляции во время кризиса объясняется серьёзными искажениями рыночных сигналов, имевших место из-за искусственного накачивания экономики деньгами со стороны правительства. Чем дольше длится искусственный рост денежной массы, тем тяжелее расплата, и современный финансово-экономический кризис тому прекрасная иллюстрация.
Вместе с тем, когда правительство искусственно сжимает денежную массу, порождаемая дефляция не только не приносит пользы, но может быть очень опасной. Изъятие денег, как и дополнительная эмиссия, существенно искажает рыночные сигналы, но по-другому воздействует на поведение рыночных агентов.
Государственное регулирование денежной массы – ещё одна причина проявления жёсткости заработной платы. Когда люди ожидают роста цен, работники ни за что не согласятся на снижение номинальной заработной платы, притом, что цены производителей обычно резко снижаются. Кроме того, изъятые деньги, так или иначе, придётся возвращать в экономику – либо через выплату процентов по государственным облигациям, либо через государственные расходы, и это наносит двойной удар.
На первом этапе из-за начавшейся дефляции проигрывают заёмщики, а потом инфляция наносит удар по тем, кто держит деньги в наличной форме или в низкодоходных финансовых инструментах. И наконец, не стоит забывать, что все эти мероприятия, как и любое другое вмешательство государства в экономику, требует ресурсов на содержание чиновников и дополнительные трансакции.
Хорошим примером искусственно создаваемой дефляции является Великая депрессия, когда ФРС и правительство США, преследуя различные цели, (борьба со спекулянтами, сохранение золотого запаса), сжали денежную массу, разорив множество банков и ввергнув страну в многолетнюю рецессию.
Тем не менее, дефляция как следствие целенаправленной государственной политики – затратное для правительства мероприятие и не обещающее больших выгод, поэтому после 1930-х гг. ни один ЦБ мира не решился повторить действия ФРС.
Выше были описаны монетарные причины снижения общего уровня цен. Дефляция также может иметь место как результат роста ВВП в экономике со стабильным количеством денег.
Если денежная масса и скорость обращения стабильны, то при росте выпуска уровень цен снизится. Этот тип дефляции можно назвать дефляцией роста. Это самая полезная форма дефляции, о которой часто умалчивают, и её учет необходим для адекватного анализа источников экономического роста.
Допустим, денежная масса в стране фиксированна и у государства есть только право печатать новые деньги для замены старых, изношенных купюр, но изменение общего количества находящихся в обращении денег запрещено. Тогда при экономическом росте общий уровень цен начнёт снижаться.
Дефляция в долгосрочном периоде и при стабильной денежной массе возможна при экономическом росте, но если наблюдается спад экономической активности, то общий уровень цен будет повышаться и возникнет привычная сегодня инфляция. Обесценение денег стимулирует к более активному инвестированию и росту потребления, за счёт снижения пассивных сбережений (наличные, вклады до востребования и т.д.)
Рост потребления увеличит прибыли фирм, а рост активных сбережений (банковские вклады, доверительное управление и т.д.) повысит инвестиции и снизит стоимость заёмных средств, что в совокупности создаст благоприятную почву для преодоления фирмами кризиса. Инфляция не станет скрытой формой налогообложения и лишь выявит наличие чрезмерных остатков денег, которые и снизятся за счёт менее консервативных решений по инвестированию.
Однако, новые, более рискованные проекты будут осуществляться с учётом долгосрочной дефляционной тенденции, то есть сохранятся все те условия инвестирования. Под влиянием изменившейся стоимости денег, изменится только структура инвестиционных портфелей в пользу более доходных проектов.
Инфляция объективно ограничена размером денежной массы и по мере восстановления экономической активности, в экономике со стабильным уровнем денежной массы возобладает дефляционная тенденция и цены продолжат снижаться, что станет дополнительным ограничением для неоправданно рискованных проектов.
Таким образом, дефляция может быть болезненной, если конечно, это разовый процесс, идущий вразрез с общей инфляционной тенденцией. Однако, если снижение общего уровня цен носит долгосрочный характер, экономические процессы и ожидания рыночных агентов изменятся, изменив за собой всю экономическую систему. Скорее всего, пиковые темпы роста ВВП в ней окажутся ниже современных значений, но вероятность кризисных явлений снизится ещё более значительно.
Конечно, полностью исключить кризисы сложно, в конце концов, все люди могут иногда ошибаться и возможность накопления ошибок индивидов в дефляционной экономике существует. Но стимулирование че-
рез естественную инфляцию в экономике с фиксированной денежной массой во время спадов деловой активности – хороший механизм саморегуляции, смягчающий многие возможные негативные следствия кризисов.
Поэтому фиксированная денежная масса и отсутствие эмиссионного центра, со временем позволят перейти к более устойчивой и предсказуемой экономической системе.
И главное, благотворность дефляции роста указывает на то, что денежная система – пример, возможно, единственный в своем роде, той части экономики, которую следует полностью освободить от чьего-либо контроля, будь то правительство или отдельные индивиды.
Деньги служат решению конкретных проблем и не являются ценностью сами по себе, поэтому целесообразно оставить их бесконтрольными и использовать государственный аппарат лишь для защиты такого положения дел. Один раз
напечатав, следует лишь обновлять устаревшие купюры, не изменяя их количества. Тогда рыночные цены, защищённые от искажения со стороны регулируемой денежной системы, повысят эффективность экономики, защитят от многих потенциальных проблем и создадут основу для устойчивого развития.
2.3. Перспективы денежной массы
По сравнению с Америкой и Европой Российская Федерация несомненно отстает от их показателей, причиной этому может быть недостаточно грамотная государственная политика в сфере денежного обращения, а также недоверие граждан к безналичным деньгам. Но действительно ли эти причины могут остановить технический прогресс в банковском секторе и сфере экономики в целом? Попробуем дать ответ на этот вопрос, проанализировав долю наличных денег в общей денежной массе Российской Федерации. Для анализа динамики денежной массы в определенный отрезок времени, в финансовой статистике существует система денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3, М4, но в настоящий момент, для оценки наличных денег в обороте, нас интересует только денежные агрегаты М0 – наличные деньги в обращении и М2 – общая денежная масса. Для этого рассмотрим динамику денежной массы по данным Центрального Банка Российской Федерации, взятую на основе Годовых Отчетов ЦБ РФ за 2005 -2016гг. (Таблица 1).
Таблица 1.
Динамика денежной массы в 2005-2016гг по данным ЦБ РФ на начало года
Год |
Общая денежная масса (М2), млрд. руб. |
в том числе |
|
Наличные деньги вне банковской системы (М0), млрд. руб. |
Безналичные средства, млрд. руб. |
||
2005 |
4353,90 |
1534,80 |
2819,10 |
2006 |
6032,10 |
2009,20 |
4022,90 |
2007 |
8970,70 |
2785,20 |
6185,60 |
2008 |
12869,00 |
3702,20 |
9166,70 |
2009 |
12975,90 |
3794,80 |
9181,10 |
2010 |
15267,60 |
4038,10 |
11229,50 |
2011 |
20011,90 |
5062,70 |
14949,10 |
2012 |
24483,10 |
5938,60 |
18544,60 |
2013 |
27405,40 |
6430,10 |
20975,30 |
2014 |
31404,70 |
6985,60 |
24419,10 |
2015 |
32110,50 |
7171,50 |
24939,10 |
2016 |
35809,20 |
7239,10 |
28570,10 |
На основании представленных данных можно сделать вывод, что общая денежная масса М2 за 12 лет увеличилась более чем в 8 раз, в то время, когда за этот же период объем наличных денежных средств увеличился всего лишь в 4,7 раза. Но является ли это доказательством того, что наличные деньги действительно медленными шагами выходят из денежного оборота в Российской Федерации? Для того, чтобы дать точный ответ на этот вопрос, необходимо рассмотреть структуру денежной массы, а именно, определить долю наличных и безналичных денежных средств в общей денежной массе. Она определяется как отношение наличных/безналичных денег к общей денежной массе. Поскольку общая денежная масса состоит только из наличных и безналичных денег, необходимость рассчитывать оба эти показателя пропадает. Полученные данным способом соотношения приведены в таблице ниже (Таблица 2).
Таблица 2.
Структура денежном массы в Российской Федерации в 2005-2016гг.
Год |
Общая денежная масса М2, % |
Удельный вес М0 в М2, % |
Удельный вес безналичных средств в М2, % |
2005 |
100% |
35,25% |
64,75% |
2006 |
100% |
33,31% |
66,69% |
2007 |
100% |
31,05% |
68,95% |
2008 |
100% |
28,77% |
71,23% |
2009 |
100% |
29,24% |
70,76% |
2010 |
100% |
26,45% |
73,55% |
2011 |
100% |
25,30% |
74,70% |
2012 |
100% |
24,26% |
75,74% |
2013 |
100% |
23,46% |
76,54% |
2014 |
100% |
22,24% |
77,76% |
2015 |
100% |
22,33% |
77,67% |
2016 |
100% |
20,22% |
79,78% |
Из Таблицы 2 видно, что предварительный вывод, сделанный по результатам анализа Таблицы 1, был верен. На начало 2016 года удельный вес денежного агрегата М0 снизился более чем на 15 процентных пунктов по сравнению с 2005 годом. В свою очередь, данная тенденция не могла не повлиять на объемы безналичных денежных средств, так они находятся в прямо пропорциональной зависимости. Так же необходимо отметить отрицательную динамику на начало 2009 года и 2015 года, обе эти сложившиеся ситуации не случайны. Отрицательная динамика в начале 2009 года связана с мировым финансовым кризисом, когда доверие граждан Российской Федерации к банковской структуре незначительно снизилось, и после чего, как видно из Таблицы 2, сполна восстановило его. Так же обоснована и отрицательная динамика после 2014 года, как мы помним, именно весной этого года произошло важное политическое событие, взбудоражившее не только Россию, но и весь мир – так называемая «Крымская весна». Выход Крыма из состава Украины, и присоединение его к Российской Федерации спровоцировал не столько Украину, сколько США и Европейский Союз, что незамедлительно повлекло за собой санкций против России. Небольшое увеличение удельного веса наличных денег могло возникнуть как изза незначительного ухудшения финансового положения граждан России, так и из-за контрабандного ввоза санкционных товаров на ее территорию, ведь как известно, вся теневая экономика всегда была завязана на наличных деньгах. Но с развитием информационных технологий, можно смело заявлять, что вся теневая экономика завязана на обезличенных деньгах - анонимных и псевдонимных, к которым как раз и относятся наличные деньги, анонимные электронные кошельки и криптовалюты.
Переход к обществу без наличных денег приведет не только к решению проблем с основными видами преступности (в их числе такие важные как коррупция, наркоторговля, спонсирование терроризма), но также даст возможность полнейшего ее реформирования. В обществе без наличных денег впервые можно говорить о преодолении, так называемой, «ловушки ликвидности» (liquidity trap), что открывает путь к модели устойчивого развития экономики в условиях нулевой инфляции. В области налогообложения здесь впервые открывается возможность практической реализации одного из самых революционных налогов – на свободные («невложенные») денежные средства (так называемые, «лишние» деньги), который связан с именем Сильвио Гезеля. Одновременно в этой области возникает возможность другой кардинальной реформы – переноса центра тяжести налогообложения (фискальной его части) на конечные доходы, т.е. доходы физических лиц; сегодня это невозможно пока есть «наличка» и не исключается зарплата «в конверте». Наконец, переход к модели «Cashless Society» потребует кардинальной реформы банковской системы. Можно показать, что современная банковская система не готова к «Cashless Society» (т.е. во многом неадекватна этой модели).