Файл: Программные средства создания клиентских программ (на примере платформы «1С:Предприятие 8»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В работе любого современного разработчика программного обеспечения существуют инструменты, ставшие практически обязательными для каждодневного применения. Если говорить о программировании, таким инструментом, в первую очередь, будет интегрированная среда разработки или IDE (Integrated Development Environment).

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время имеется большое разнообразие как сред разработки, так и языком программирования, а деятельность предприятий требует создания большого количества разнообразных клиентских приложений.

Объект исследования – среды разработки клиентских программ.

Предмет исследования – особенности выбора и использования среды разработки клиентских программ.

Цель исследования – рассмотреть особенности выбора и использования среды разработки клиентских программ.

Необходимо решить несколько задач:

- рассмотреть понятие клиентских программ;

- рассмотреть виды клиентских приложений (на примере платформы «1С:Предприятие 8»);

- проанализировать средства управления требованиями;

- проанализировать средства моделирования бизнес-процессов, приложений и данных;

- проанализировать средства разработки приложений;

- проанализировать средства тестирования и оптимизации приложений;

- проанализировать средства управления коллективной работой и контроля версий;

- провести анализ языков программирования для создания клиентских приложений;

- провести анализ распространённых средств разработки клиентских приложений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что современный рынок инструментов создания приложений не ограничивается собственно средствами разработки — во многих случаях они играют в процессе разработки далеко не самую главную роль. Кроме того, важной характеристикой современного рынка средств управления жизненным циклом приложений является интеграция этих инструментов между собой и появление наборов средств, исчерпывающих все или почти все задачи, связанные с реализацией проектов по разработке приложений.


1. Теоретические особенности разработки клиентских программ

1.1. Понятие клиентских программ

Термин «клиент» пришел к нам из Древнего Рима, в исконном значении слова клиент – это свободный гражданин Римской Империи, который находится в зависимости от патрона (знатного гражданина), но в то же время клиент пользуется покровительством и защитой патрона.

В информатике, то клиент – это программное средство или физическое устройство, которое посылает запросы серверу (поставщику услуг).

Если говорить про локальную сеть или, как частный случай, корпоративную сеть, то клиентский компьютер – это компьютер, который пользуется вычислительными мощностями сервера при необходимости выполнения той или иной операции.

Рассмотрим также понятие клиентских приложений. В общем случае клиентское приложение – это приложение, отправляющее запросы серверу с целью получения той или иной информации. Термин клиент в области IT чаще всего применяется именно к приложениям. Если говорить о сфере веб, то типичным примером клиентского приложения является браузер, которые отправляют серверу специальные HTTP сообщения, которые получили название HTTP запрос, серверы в свою очередь отправляют клиенту сообщения, которые называются HTTP ответы.

Запросы клиента содержат специальные HTTP методы, которые позволяют указать серверу на то, как он должен обрабатывать запрос (некоторые запросы позволяют получить информацию с сервера, некоторые удалить информацию, а некоторые записать, всё зависит от метода). HTTP сервер, отправляя ответ, сообщает клиенту о том, как он понял запрос при помощи специальных кодов состояния.

Если говорить про MySQL сервер, то у него есть клиент, который позволяет выполнять SQL запросы к базе данных из командой строки (это специальное приложение), а также есть клиент с графическим интерфейсом, который позволяет управлять базами данных при помощи мышки. В качестве сервера, к которому делают запросы браузеры, можно привести пример сервера Apache. Таким образом, клиентское приложение – это программа, которая позволяет человеку взаимодействовать с сервером и получать требуемые услуги.

 Клиентским называется то программное средство, которое способствует прямому взаимодействию с конечными пользователями. Речь может идти не только о приобретении организацией какого-то одного серийного программного средства, но и о прикладной программе, разработкой которой занималась определенная компания за счет своих или арендованных инструментальных средств[1].


 Если когда-то такая функция, как взаимодействие пользователя с сервером предоставлялись в ограниченном виде, то в настоящее время никаких границ в данной сфере уже не существует. К тому же появилась реализация многофункциональной продукции и продукции, которые тесно интегрированы друг с другом, выступает в виде единой оболочки. Кроме того, клиентское ПО, которое начинает пользоваться особой популярностью в настоящее время, характеризуются следующими двумя основными параметрами:

1. Предпочтение отдается полной автономности программного продукта. Другими словами, особую ценность приобретают те средства, которые не требуют постоянного контроля со стороны администратора.

2. Защищенность клиентской части программного средства от возможной попытки взлома злоумышленниками.

Как можно заметить из всего вышесказанного, клиентское ПО приобрело достаточно широкое распространение. Работа в настоящее время над созданием приложений подобного типа не останавливается ни на секунду.

За счет клиентского программного обеспечения можно значительно упростить работы пользователям с базами данных. Также можно сказать, что в последнее время организации стали отдавать предпочтение тем программным средствам, для которых характерна закрытость программного кода, содержащего реальную информацию. Посредством использования современных технологий удается упростить работу клиента с интерфейсом программы настолько, что можно понять всю суть практически на интуитивном уровне. В этом упрощении есть свои плюсы. Например, пользователь сможет сосредоточиться на выполнение конкретных обязанностей, что в свою очередь ведет к повышению эффективности работы[2].

Имеются и многие другие разнообразные задачи, решить которые можно только со стороны конечного пользователя. Кроме того, для их выполнения зачастую требуются специализированные программы и объекты, такие как графические редакторы и 3D-элементы. Не стоит забывать и про необходимость в некоторых ситуациях таких услуг, как математический анализ.

В современных условиях, когда не существует каких-либо четких границ, появилась необходимость в обеспечении связью с корпоративной сетью. Этого удалось во многом добиться за счет использования клиентского программного обеспечения.

Далеко не все задачи могут быть решены внутри веб-приложений. Довольно часто могут возникать такие ситуации, когда данные передаются с влиянием, которое на них оказывают алгоритмы шифрования. И стоит понимать, что веб-приложения не способны предоставить возможность избавиться от подобных влияний. Этот недостаток возникает по вине открытости кода, которым обладают приложения подобного рода[3].


1.2. Виды клиентских приложений (на примере платформы «1С:Предприятие 8»)

Клиентское приложение - это сервис, установленный на компьютере пользователя в рамках платформы «1С:Предприятие 8», который позволяет интерактивно взаимодействовать пользователю с платформой. Отличается от остальных компонент системы (программ и рабочих процессов), тем, что последние нужны только для программного взаимодействия с другими частями системы или с другими программными объектами[4].

В платформе «1С: Предприятие 8» доступно 4 вида клиентских приложения:

  • «Толстый» клиент,
  • «Тонкий» клиент,
  • Веб-клиент,
  • Конфигуратор.

Наглядно возможности клиентских приложений представлены в Таблице 1.

«Толстый» клиент

«Тонкий» клиент

Веб-клиент

Конфигуратор

Разработка прикладных решений

нет

нет

нет

да

Работа в локальной сети

да

да

да

да

Работа через интернет

нет

да

да

нет

Необходимость предварительной установки

Да, большой дистрибутив

Да, маленький дистрибутив

нет

Да, большой дистрибутив

Таблица 1 – Клиентские приложения

Рассмотрим их более подробно.

1. «Толстый» клиент

«Толстый клиент» реализует полные возможности программы «1С:Предприятия 8» в плане исполнения прикладного кода. Практически все операции и вычисления производятся на компьютере, где установлено приложение. Однако, у толстого клиента есть минусы. Через интернет работа с базой будет не доступна, а само приложение, которое имеет большой размер дистрибутива, надо установить на локальный компьютер.

2. «Тонкий» клиент

С помощью приложения «Тонкий клиент» возможна работать с информационными базами через интернет. Почти все операции и вычисления производятся на сервере. Приложение «Тонкий клиент» предварительно устанавливается на компьютер клиента. По сравнению с приложением «Толстый клиент» имеет значительно меньший размер дистрибутива.

3. Веб-клиент

Клиентское приложение «Веб-клиент» не требует установки на компьютер. Работа с ним происходит в среде интернет-браузера (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome или Safari). Для начала работы клиенту достаточно запустить один из перечисленных браузеров, ввести адрес веб-сервера, где размещена информационная база после чего платформа «1С:Предприятия 8» будет доступна для использования.


4. Конфигуратор

С помощью приложения «Конфигуратор» можно разрабатывать и администрировать информационную базу платформы «1С:Предприятия 8»[5] .

2. Программные продукты и средства для разработки клиентских приложений

2.1. Средства управления требованиями

Рассмотрим основные категории средств, которые применяются сегодня различными участниками проектов, связанных с разработкой приложений.

Управление требованиями — одна из самых важных составных частей процесса разработки. От полноты и точности формулировки требований заказчика проекта во многом зависит объем работы, которую придется переделывать.

Как правило, требования формулируются просто в виде текстового документа (например, технического задания), однако сегодня все большее распространение получают средства управления требованиями, позволяющие в течение проекта отслеживать состояние работы над требованием, связать требование с реализующими его модулями и с тестами, проверяющими, удовлетворяет ли продукт данному требованию.

Из наиболее часто применяющихся в мире средств управления требованиями следует отметить Rational Requisite Pro (IBM, www.ibm.com), Borland CaliberRM (Borland, www.borland.com) и Telelogic DOORS (Telelogic, www.telelogic.com). Эти продукты обладают теми или иными средствами интеграции с другими инструментами поддержки жизненного цикла приложений и позволяют генерировать различные документы, содержащие требования к продукту (например, техническое задание или его аналоги). Отметим, что указанные категории инструментов применяются, как правило, в компаниях-разработчиках или в отделах разработки, хотя иногда заказчикам предоставляется упрощенный интерфейс для доступа к хранилищу требований (например, с помощью Web-интерфейса)[6].