Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ООО ЧОП «Акула».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность прибыли организации
1.2. Соотношение стратегии и прибыли организации
1.3. Подходы к анализу прибыли организации
Глава 2. Анализ использования прибыли на примере
2.1. Анализ прибыли ООО ЧОП «Акула»
1.3. Подходы к анализу прибыли организации
На фоне жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на мировом рынке значение выработки стратегии чрезвычайно велико. По словам директора компании «Сапиенс Консалтинг» Святослава Бирюлина: «стратегия – это инструмент борьбы на высококонкурентных рынках»[8,c.14].
Времена, когда была возможность создать преуспевающую компанию, при этом основываясь лишь на здравом смысле и минимуме специальных знаний, прошли. На данный момент даже для малого бизнеса есть риск быть уничтоженным конкурентами, если нет осознания своего положения в данной отрасли и определения своих конкретных долгосрочных перспектив с учетом действий соперников, как ближайших, так и находящихся на другом конце земли.
Как считают Артур.А.Томпсон-мл. и А.Дж.Стрикленд III: «Блестящее воплощение прекрасной стратегии - лучший критерий качества управления и самый надежный рецепт успехи компании»[27,c.354]. И они абсолютно правы.
Даже самая гениальная стратегия, но не подкрепленная средствами организации для её последующего достойного внедрения, не даст положительного результата, так как не обеспечивается надлежащий уровень удовлетворения потребителей и высокая производительность. В свою очередь, идеальная реализация посредственной стратегии аналогично ничего не даст. Необходимо, во-первых, создание первоклассной стратегии, а, во-вторых, адекватная её реализация. Разработка и реализация стратегии является отнюдь непростой задачей, но еще более сложной и не менее важной задачей является подбор соответствующих инструментов для контроля процесса осуществления стратегии и оценки успешности ее реализации.
Именно Стрикленд и Томпсон выделили одной из основных пяти задач стратегического менеджмента – оценку деятельности, подбор инструментов для отслеживания изменений и корректировку, то есть оценку результатов реализации выбранной компанией стратегии. Выбор рациональных средств стратегического контроля помогает сократить издержки на реализацию стратегии и уменьшить количество времени, которое тратится на преобразование работы компании в целом. На данном этапе и возникает противоречие между стремлением реализовать выбранную стратегию, что является желаемым состоянием для компании, и способностью адекватно оценить и проконтролировать успешность реализации, то есть существующей реалией.
По сравнению с начальным периодом исследований, разработка новых подходов к проблемам стратегического менеджмента и планирования, а также инструментов работы с набором разных видов деятельности продвинулась далеко вперед. Они изучались в большей степени промышленными и консультативными фирмами. Основные приемы, которые существуют на данный момент, были представлены в работах И.Ансоффа и перечислены далее в таблице вместе с определением целей, для достижения которых они предназначены.
Таблица 1
Инструменты управления набором видов деятельности [4,c.53]
Из таблицы следует, что одним из наиболее популярных приемов является анализ влияний на прибыль. Другое название методики - «ВРСП» (Влияние рыночной стратегии на прибыль), которая была разработана в 1960-1970-ые годы благодаря совместной работе компании «Дженерал Электрик» и Гарвардской школы бизнеса. Она базируется на ретроспективном соотношении основной стратегии компании в данной стратегической зоне хозяйствования, итогов хозяйственной деятельности компании и распределением важнейших ресурсов. То есть основывается на нескольких общих обстоятельствах, которые привели компанию к длительному успеху и используется как своего рода стратегическая методология. Согласно методике «ВРСП», существует ряд общих условий, которые влияют на прибыльность компании, и они не зависят от отрасли. Более того, именно этими стратегическими условиями объясняют две третьи результатов бизнеса. Основной принцип анализа «ВРСП» иллюстрирует диаграмма, представленная ниже.
Рисунок 3 - Диаграмма анализа методики «ВРСП» [17, c.102]
Данная диаграмма демонстрирует, что компания №1 показывает результат лучше, чем ожидалось, по сравнению с другими, учитывая её слабую стратегическую позицию. В свою очередь компания №3, несмотря на свою хорошую стратегическую позицию, имеет низкие показатели, а компания №2 - нормальные показатели и результат.
«ВРСП» включает в себя несколько областей диагностики, которые могут оказать отрицательное или положительное влияние на прибыльность, а именно: рост рынка, жизненный цикл, рыночная позиция, качество, новые продукты, вертикальная интеграция, капитал, научно-исследовательские работы. В целом, анализ влияний на прибыль строится на идентификации условий, факторов успеха на основе уже сложившихся тенденций, а при выявлении каких-либо критических факторов привлекаются данные о трендах и экспертные оценки опытных управляющих для того, чтобы разграничить уже сформировавшиеся тенденций и будущие условия успеха. Соответственно когда есть основания для уверенности в том, что факторы успеха, которые действовали в прошлом, будут действовать и дальше, «Анализ влияний на прибыль» будет иметь преимущество, поскольку его выводы основываются на более широком массиве данных. Но в случае, если есть вероятность, что условия успеха могут измениться, необходимо будет обратиться к выявлению критических факторов успеха.
Глава 2. Анализ использования прибыли на примере
2.1. Анализ прибыли ООО ЧОП «Акула»
В качестве объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Акула» (ООО ЧОП «Акула»). Предприятие создано с целью получения прибыли и оказывает частные охранные услуги.
Финансовые результаты деятельности предприятия представлены в таблице 2.
Таблица 2
Финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темп роста 2019 г. к 2017 г., % |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
30511 |
30946 |
30520 |
100,0 |
Себестоимость, тыс. руб. |
30046 |
31518 |
31622 |
105,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
465 |
-572 |
-2268 |
- |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
465 |
-572 |
-2268 |
- |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
310 |
-572 |
-2268 |
- |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
205 |
-572 |
-2323 |
- |
Валовая прибыль и прибыль от продаж совпадают, поскольку коммерческие и управленческие расходы в соответствии с принятой учетной политикой отражаются в себестоимости.
Начиная с 2018 г. финансовым результатом деятельности предприятия был убыток. Причем его размер существенно возросла в 2019 г. до 2323 тыс. руб. Данная ситуация привела к тому, что собственный капитал предприятия стал иметь отрицательную величину.
Состав и структура выручки представлена в таблице 3.
Таблица 3
Состав и структура выручки
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2017 г., % |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
Выручка - всего |
30511 |
100,0 |
30946 |
100,0 |
30520 |
100,0 |
100,0 |
В том числе |
|||||||
- охрана объектов |
12571 |
41,2 |
12719 |
41,1 |
12604 |
41,3 |
100,3 |
- вооруженная инкассация |
8726 |
28,6 |
8912 |
28,8 |
8698 |
28,5 |
99,7 |
- личная охрана |
5614 |
18,4 |
5725 |
18,5 |
5524 |
18,1 |
98,4 |
- тревожная кнопка |
3600 |
11,8 |
3590 |
11,6 |
3694 |
12,1 |
102,6 |
В структуре выручки наибольший удельный вес приходится на доходы от охраны объектов и вооруженную инкассацию (рис. 4) - соответственно 41,3 и 28,5% в 2019 г.
Рисунок 4 – Структура выручки, %
Состав и структура себестоимости представлены в таблице 4.
Таблица 4
Состав и структура себестоимости продаж
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2017 г., % |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
Себестоимость продаж - всего |
30046 |
100,0 |
31518 |
100,0 |
31622 |
100,0 |
105,2 |
В том числе |
|||||||
- заработная плата |
13971 |
46,5 |
14014 |
45,5 |
14356 |
45,4 |
102,8 |
- отчисления на социальное страхование |
4236 |
14,1 |
4219 |
13,7 |
4332 |
13,7 |
102,3 |
- аренда |
6099 |
20,3 |
6622 |
21,5 |
6862 |
21,7 |
112,5 |
- затраты на амуницию и прочие материалы |
3125 |
10,4 |
2834 |
9,2 |
2941 |
9,3 |
94,1 |
- прочие расходы |
2615 |
8,7 |
3110 |
8,1 |
3131 |
9,9 |
119,7 |
В структуре себестоимости наибольший удельный вес приходится на заработную плату - 45,4%.
На втором месте идут расходы на аренду - 21,7% в 2019 г. Доля отчислений на социальное страхование составила в 2019 г. - 13,7%.
Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается отрицательная динамика, связанная с ухудшением финансовых результатов.
На прибыль от продаж влияют следующие факторы:
- объем продаж;
- цена реализации;
- уровень себестоимости;
- уровень коммерческих расходов в выручке;
- уровень управленческих расходов в выручке.
Расчет:
1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции. Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке:
30520 / 1,058 = 28847 тыс. руб.
- изменение выручки от продаж за счет цены:
30520-28847=1673 тыс. руб.
- изменение выручки от продаж за счет объема продаж:
28847-30946=2099 тыс. руб.
2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:
-1673* 1,84/100=-31 тыс. руб.
3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество продаж» -2099*1,84/100=-39 тыс. руб.
4. Расчет влияния фактора «Уровень себестоимости услуг в выручке»: -30520*(103,6-99,5)/100=-1626
5. Расчет влияния фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»: Коммерческие расходы учитываются в соответствии с принятой учетной
политикой в составе себестоимости
6. Расчет влияния фактора «Уровень управленческих расходов»: Управленческие расходы учитываются в соответствии с принятой учетной политикой в составе себестоимости.
Результаты расчетов сведены в таблицу 5.
Таблица 5
Влияние факторов на изменение показателей прибыли от продаж в 2019 г. в сравнении с 2018 г.
Показатель - фактор |
Сумма влияния (+/-), тыс. руб. |
1. Количество продаж |
-39 |
2. Цена реализации |
-31 |
3. Уровень себестоимости |
-1626 |
4. Уровень коммерческих расходов |
- |
5. Уровень управленческих расходов |
- |
Изменение прибыли от продаж всего |
-1696 |
Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль от продаж снизилась из-за снижения объемов оказания услуг и средней цены реализации, роста уровня себестоимости.
2.2. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности
Проведенное исследование показало, что предприятие нуждается в увеличении суммы прибыли и рентабельности. С этой целью в рамках данной выпускной квалификационной работы предлагается предоставление новой услуги - услуги удаленного видеонаблюдения за объектом.
Круглосуточная служба мониторинга за удаленными объектами ведет визуальный контроль и при возникновении различного рода нештатных ситуаций оповещает собственника, а при необходимости высылает ближайший экипаж ГБР для пресечения противоправных действий в отношении собственника.