Файл: Свобода совести и вероисповедования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России

1.1 Конституция как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»

1.3. Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений

Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания

2.2 Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания.

2.3 Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Следует обратить внимание на то обстоятельство что наряду с федеральным законодательством более чем в 30 субъектах Российской Федерации были приняты собственные законы, и иные нормативные правовые акты по вопросам реализации свободы совести и вероисповедания.

В то же время согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование отношений возникающих в сфере прав и свобод человека находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации своими законами и другими нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести и деятельности религиозных объединений, установленные Конституцией и федеральным законодательством. В их компетенции могут быть вопросы защиты прав и свобод человека находящиеся согласно пункту «б» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания

Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится Конституционному Суду, деятельность которого регламентируется Конституцией РФ и федеральным конституционными законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». Одной из важных функций Конституционного Суда является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Так 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд РФ огласил решение по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поводом к его рассмотрению стали поданные независимо друг от друга и соединенные в одном производстве жалобы Религиозного общества Свидетелей Иеговы (город Ярославль) и Религиозной организации «Христианская церковь Прославления» (город Абакан Республика Хакасия) на нарушение конституционных прав и свобод граждан положениями федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» об ограничении в правах религиозных организаций, не имеющих документа подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет (п. 3 ст. 27).


Напомним что в соответствии с п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации «не имеющие документа подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет» в отличие от других религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» до 1 октября 1997 г. «пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока». В данный период они не пользуются следующими предусмотренными федеральным законом правами:

· обращаться к Президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей (п. 4 ст. 3);

· создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей с согласия детей обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (п.п. 3 4 ст. 5);

· иметь при себе представительство иностранной религиозной организации (п. 5 ст. 13);

· проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях детских домах домах-интернатах для престарелых и инвалидов в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам находящихся в них граждан (п. 3 ст. 16);

· производить приобретать экспортировать импортировать и распространять религиозную литературу печатные аудио– и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (п. 1 ст. 17);

· учреждать организации издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения (п. 2 ст. 17);

· создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ст. 19);

· приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической религиозной деятельностью (п. 2 ст. 20).

Не исследуя вопрос о конституционности содержащихся в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» положений Конституционный Суд РФ установил, что обжалуемые положения не подлежат применению в отношении религиозных организаций учрежденных до вступления в силу данного федерального закона, т.е. до 1 октября 1997 г. а также местных религиозных организаций входящих в структуру централизованной религиозной организации.


Отказ в рассмотрении вопроса о конституционности обжалуемых положений федерального закона по существу был мотивирован Конституционным Судом РФ требованиями ст. 96 и 97 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» в соответствии с которыми оспариваемые законоположения подлежат проверке лишь постольку поскольку они были применены к заявителю жалобы. А так как обе религиозные организации являющиеся заявителями жалобы были учреждены до 1 октября 1997 г. и каждая из них входит в структуру соответствующей централизованной религиозной организации Конституционный Суд РФ ограничил пределы проверки конституционности обжалуемых положений федерального закона тем насколько они применимы в отношении подобных религиозных организаций.

Несомненно, настоящее Постановление Конституционного Суда РФ имеет важное практическое значение. В силу данного Постановления все религиозные организации, учрежденные до 1 октября 1997 г. при прохождении государственной перерегистрации теперь не обязаны будут подтверждать пятнадцатилетний срок своего существования на соответствующей территории и, следовательно, независимо от своего вхождения в структуру централизованной религиозной организации будут пользоваться правами юридического лица в полном объеме без ежегодной перерегистрации и без ограничений предусмотренных абз. 4 п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Те же религиозные организации, которые уже прошли перерегистрацию и из-за отсутствия у них документа подтверждающего пятнадцатилетний срок существования были вынуждены исключить из своего устава права предусмотренные п. 4 ст. 3 п. 3 и 4 ст. 5 п. 5 ст. 13 п. 3 ст. 16 п. 1 и 2 ст. 17 п. 2 ст. 18 ст. 19 и п. 2 ст. 20 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» теперь вправе внести соответствующие изменения и дополнения в свой устав (т.е. устранить эти ограничения) и представить их для регистрации в орган юстиции. При этом им должно быть выдано новое свидетельство о государственной регистрации без указания на временный характер его действия.

Что же касается действия положений абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 данного федерального закона в отношении религиозных организаций входящих в структуру централизованной религиозной организации то Конституционный Суд РФ фактически дал оценку уже сложившейся в органах юстиции практике — к указанным религиозным организациям обжалуемые положения не применяются.

Внимания заслуживает и другое дело по поводу «Общества Иисуса» рассматривавшееся в Конституционном Суде РФ.


«Общество Иисуса» (орден иезуитов) зарегистрирован Министерством юстиции РФ 30 сентября 1992 г. Немногочисленные члены ордена занимаются образовательной деятельностью являясь учредителями католического Колледжа св. Фомы Аквинского.

Как и все религиозные организации, иезуиты обязаны были пройти перерегистрацию. Министерство юстиции РФ неоднократно отказывало им в этом указывая, что их структура не соответствует предусмотренной законом и их учредитель — Всемирный орден иезуитов согласно ст. 13 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не наделен правом учреждения религиозных организаций на территории Российской Федерации.

В соответствии с законом о свободе совести (ст. 8 и 9) местная организация учреждается не менее чем десятью гражданами Российской Федерации постоянно проживающими в одной местности. Этой же местностью определяется и территория деятельности организации. Создать же централизованную религиозную организацию могут не менее трех местных организаций. Применение этих норм предполагает единую структуру для всех конфессий на территории России: три и более местные организации, учрежденные постоянно проживающими в одной местности гражданами РФ объединяются в централизованную.

Однако далеко не всегда религиозные организации вписываются в рамки указанные законом. Так структура ордена иезуитов остается практически неизменной в течение пяти столетий и его канонические правила предписывают образование регионов по декрету генерального настоятеля. Регион не делится на какие-либо приходы или отделения представляя собой единую организацию, а его территориальные границы могут не совпадать с административно-территориальным делением государства пребывания.

Кроме того «Общество Иисуса» не может быть массовой организацией, ибо к его членам предъявляются весьма высокие требования — не просто принесение монашеских обетов, но и высокий уровень образования и т.д. Граждане России, как правило, направляются для завершения образования в Рим. Поэтому ни в одной местности России нет требуемых новым законом постоянно проживающих десяти граждан Российской Федерации — членов ордена, что исключает возможность регистрации в качестве местной организации. Это в свою очередь предопределяет невозможность регистрации и в качестве централизованной организации.

Ордену было отказано в перерегистрации, несмотря на то, что он существует в России более двухсот лет. Как справедливо указывала адвокат Г.А. Крылова представлявшая интересы Ордена в Конституционном Суде выбор предлагаемый законом был невелик: 1) быть зарегистрированным как представительство Всемирного ордена иезуитов, лишившись тем самым права действовать как религиозная организация; 2) выполнить все требования закона для регистрации как религиозного объединения нарушив свою каноническую структуру и перестав быть неотъемлемой частью ордена и соответственно Римско-Католической церкви; 3) лишиться имеющейся с 1992 г. регистрации и прав юридического лица без чего деятельность российского региона «Общества Иисуса» становится невозможной.


Считая налагаемые законом ограничения искажающими само существо свободы совести иезуиты 30 августа 1999 г. обратились в Конституционный Суд. Их права, бесспорно, нарушались дискриминационными нормами, противоречащими как положениям ст. 15 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» так и Конституции РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


13 апреля 2000 г. Конституционный Суд, сославшись на «конституционно-правовой смысл» положений закона применительно к перерегистрации организаций, созданных до его вступления в силу указал, что им не может быть отказано в перерегистрации на том основании, что впоследствии законом был изменен круг лиц которые вправе быть учредителями. Таким образом, Суд счел жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требовалось вынесения итогового решения в виде постановления.

Определение Конституционного Суда от 13 апреля 2000 г. как и постановление от 23 ноября 1999 г. существенно ограничивают возможность непосредственного применения дискриминационных норм при перерегистрации. Его значение, несомненно, выходит за пределы конкретной проблемы вставшей перед иезуитами. Отмечая, что правоприменительная не может придавать положениям пп. 3 4 и 5 ст. 8 пп. 1 и 2 ст. 9 ст. 13 пп. 3 и 4 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» какое-либо иное значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в резолютивной части решения суд указал:

· при перерегистрации религиозные объединения могут в учредительных документах указывать в качестве своей организационно-правовой формы какой-либо вид религиозной организации, не создавая новых подразделений, в том числе территориальных в соответствии с требованиями данного федерального закона, предъявляемыми к такой организационно-правовой форме (виду) с точки зрения ее структуры;

· такие организации также вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия» «российский» и производные от них, если до вступления закона в силу они уже использовали их в своих наименованиях и если на момент подачи заявления о государственной перерегистрации они действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях; при этом не должно приниматься во внимание приостановление деятельности религиозной организации, если она была лишена возможности действовать по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц.