Файл: Сравнительный анализ науки конституционного права в России и в странах Запада.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сравнительный анализ науки конституционного права в России и в странах Запада
Глава 2. Теоретические основы конституционного права как науки
2.1 Предмет конституционного права
2.2 Метод конституционного права
2.3 Принципы конституционного права
Глава 3. Проблема пробелов и дефектов в конституционном праве
Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Заключается в том, чтобы разъяснить нормы поведения, то есть это система воспитательных действий как государственных, так и общественных органов[12].
В 21 веке Российского общества обозначаются такие вопросы, как воспитание уважения граждан к такому закону, как Конституция, как какой-либо ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия. Как раз таки такой метод, как убеждение и применяют в данном вопросе, так как, прежде всего, состоит в воспитательном характере, поэтому оказывает влияние на сознание и поведение людей.
Легитимность Конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в правилах, действии и реализации Конституции, так как легитимность – это, прежде всего, согласие народа с данной властью, что позволяет добровольное признание за ней Таким образом, те, общественные отношения, которые регулируются нормами той или иной отраслью права именуются предметом.
Конституционное право регулирует отношения в таких сферах жизни общества, как: политическая, экономическая, социальной и т.д.
Так, можно сказать, что предметом конституционного права являются:
1) отношения, которые характеризуют основы конституционного строя;
2) отношения личности с обществом и государством;
3) федеративное устройство;
4) система государственной власти и органов местного самоуправления[13].
Таким образом, конституционное право – это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, которая закрепляет и регулирует общественные отношения[14].
Предметом конституционного права выступают общественные отношения, которые складываются в результате взаимоотношения человека и государства. Под общественными отношениями понимают права и обязанности человека и гражданина, его свободы, а так же принципы, которые описывают положение человека или гражданина в обществе и государстве.
Конституция есть результат общественного развития. В своем развитии ее содержание претерпело важные изменения, связанные с динамикой общественных отношений.
Именно Конституция определяет развитие некоторых отраслей права и правовой системы государства. Так же важно знать, что Конституция отражает политические, правовые, социальные, экономические, духовные ценности общества. Поэтому, не стоит утверждать, что конституция устанавливает только систему государственного управления, но так же Конституция показывает к каким целям стремится конкретное общество, какие идеи и ценности считает наиболее важными для своего развития. Как правило, Конституция определяет только самые главные принципы и правила, которые потом конкретизируются в отдельных законах, т.к. является основным законом государства и имеет высшую юридическую силу.
Таким образом, предмет конституционного права представляет собой общественные отношения. Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений.
2.3 Принципы конституционного права
Принципы конституционного права являются основополагающими юридическими положениями, являющиеся исходными для всех, юридически установленные основные направления конституционной деятельности, конституционные ценности.
Принципы конституционного права имеют особые отличительные характеристики:
- более высокий уровень нормативности, который обуславливает особые регулятивные свойства;
- более высокое положение в иерархии нормативных актов и, соответственно, повышенная юридическая сила.
К принципам конституционного права относят фундаментальные основы, провозглашающие ценности, защищаемые государством[15].
Принципы конституционного права имеют свойство непререкаемости, и могут быть изменены только путем принятия нового основного закона страны[16].
Особый статус конституционно-правовых принципов дает возможность их использования для того, чтобы выразить основные конституционные ценности. Так же стоит выделить высокий уровень нормативности, который позволяет не только регулировать отношения, но и выступать критерием для оценки конституционности актов законодательства и иных нормативных правовых актов, а также действий и решений органов государственной власти.
Принципы права – фундаментальные, основные начала права, которые определяют его направленность и содержание.
Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы конституционного права.
Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).
К числу конституционных принципов относятся:
- Принцип народовластия. Говорит о том, что народ является единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
- Принцип федерализма. Данный принцип определяет равноправие всех субъектов РФ. Федерализм представляет из себя форму государственного устройства, при которой государство состоит из нескольких субъектов. Так в составе РФ 85 субъектов.
- Принцип разделение властей. Обеспечивает самостоятельность органов власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из ветвей власти обладает независимостью и самостоятельностью[17].
- Принцип государственный суверенитета РФ. Данный принцип позволяет быть государству независимым как во внутренних, так и во внешних делах.
- Принцип законности. Объясняется верховенством закона по отношению к другим правовым актам.
- Принцип гласности. Политика открытости государственных учреждений, а так же свобода слова.
- Принцип верховенства Конституции РФ. Данный принцип гарантирует единство и целостность правовой системы.
- Принцип равенство граждан перед законом и судом. То есть принцип государство гарантирует равные права и обязанности человека и гражданина,
- Принцип равноправия. Является важным принципом демократического государства. Все субъекты РФ равноправны по отношению к органам государственной власти[18].
Таким образом, под принципами конституционного права принято понимать фундаментальные идеи, которые провозглашают какие-либо идеи, защищаемые государством. Такие принципы, как правило, обладают высокой нормативностью, а так же могут воздействовать как непосредственно, так и опосредованно, то есть во взаимодействии с другими установлениями.
Глава 3. Проблема пробелов и дефектов в конституционном праве
Современное конституционное законодательство имеет некоторые проблемы. Проблемы, которые мы затронем, полагаем, исключительно важны и актуальны.
В определенной мере пробел уже может считаться дефектом регулирования. Что же такое пробел и дефект в праве?
Пробел в праве характеризуется отсутствием какой-либо нормы, которые регулируют общественный отношения. Они возникаю вследствие того, что данная ситуация просто не была предусмотрена при разработке.
Дефект в праве – это прежде всего недостатки, наличие данного дефекта мешает применению нормы права. Данное определение по отношению к понятию пробел, является шире.
Пробел в праве – это один из видов правовых дефектов, одно из проявлений несовершенства права.
Нельзя не упомянуть про 7 главу Конституции РФ, которая прописывает про судебную власть. В данной главе возникают споры о включении в данную главу Прокуратуру РФ, что не может дезориентировать как науку, так и практику[19].
Рассмотрим, как же устраняются пробелы в праве. Казалось бы, из всего сказанного ответ ясен – принимать новые акты, вносить изменения и дополнения в ранее принятые. Однако здесь есть некоторые сопутствующие проблемы, которые нельзя не затронуть. Проблема обусловлена тем, что, как известно, у нас нет толкования законов. А это значит, что пробелы в законах нельзя восполнять путем их толкования. И ясно также, что стоит заполнять пробелы путем внесения изменений и дополнений в данный закон, а не путем принятия нового закона, регулирующего иные отношения и попутно охватывающего и те отношения, в регулировании которых обнаружился[20].
Еще одна проблема состоит в следующем: можно ли восполнять пробелы посредством обычной практики? Думается, в использовании обычаев в конституционном праве надо быть предельно осторожным. Ведь обычная практика может существенно изменить все что угодно, вплоть до системы властей.
Таким образом, о пробелах в праве пишут достаточно давно. Можно сказать то же самое и о дефектах, правда, с одной особенностью – исследователи предпочитают говорить о недостатках, изъянах и т.д. Собственно, не изменяя положения, ведь в термин «дефект» практически во всех словарях русского языка трактуется однозначно именно как недостаток, изъян, недочет.
Так, наука конституционного права может выполнить прогрессивную миссию – помочь в повышении качества законотворческого процесса, в его аналитическом обеспечении. Тогда будет гораздо меньше оснований говорить о дефектах в конституционном праве и путях их устранения.
Заключение
Данная работа посвящена изучению основополагающих составляющих конституционного права, таких как предмет, метод и принципы. Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов.
Сравнивая конституционное право Западной страны – Германии и РФ, можно сделать вывод, что правовая система Германии одновременно и близка к российской, и далека от неё, но в любом случае «изучение и восприятие немецкого права помогает лучше понять российские правовые институты, их природу, уяснить, с чем связаны трудности их функционирования. Вследствие близости, определяемой принадлежностью к единой правовой семье, многие социально-правовые или технико-юридические решения могут быть использованы для совершенствования российского права или, по меньшей мере, рассмотрены в этих целях. Так же в Германии, несмотря на очень сложную законодательную систему, граждане отличаются педантичностью и законопослушностью, высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Конституционное право – отрасль отечественного права России, которая закрепляет взаимоотношения личности и государства.
Предметом конституционного права являются общественные отношения, которые складываются в таких сферах, как: установление основ конституционного строя; установления основ правового положения личности; регулирования федеративного устройства, охраны прав и свобод человека и гражданина; устройства, механизма деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, предмет конституционного права охватывает объекты, обусловленные назначением этой отрасли права.
Методы конституционно-правового регулирования есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. В конституционном праве встречаются такие методы, как диспозитивный и императивный.
Принципы права – это основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы. К числу конституционных принципов относятся: народовластие, федерализм, разделение властей, государственный суверенитет РФ, законность, гласность, верховенство Конституции РФ, равенство граждан перед законом и судом, равноправие граждан.
Таким образом, современное конституционное право РФ в целом сориентировано на развитие государства, сочетающего элементы классической демократии и сильной власти главы государства. Представляется, что будущее остается за тем вариантом конституционно-правового развития, когда основные принципы либеральной демократии, уважения прав человека и задачи по повышению эффективности власти, укреплению безопасности, усилению инструментов государственного регулирования не противоречат друг другу, а в единстве позволяют успешно решать современные проблемы развития.
Конституция – это главенствующий документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти в Российской Федерации. Конституцию обязан знать каждый гражданин, именно этот закон не только декларирует права человека, но и обеспечивает их наблюдение. Именно этот нормативно-правовой акт является одновременно политическим, юридическим и идеологическим документом. Знание и грамотное применение законов позволит значительно повысить качество жизни всех граждан.
Однако, в российском конституционном праве существуют пробелы в праве, что, полагаем, явление ненормальное, свидетельствующее об упущениях в нормативном регулировании. Поэтому необходимо делать всё возможное для их скорейшего устранения путем пересмотра отдельных положений нормативных актов, внесения в них дополнений и изменений. Задача учёных и исследователей в данной области заключается в привлечении внимания к этой проблеме, своевременном обнаружении пробелов и дефектов в конституционном праве, поскольку недостатки в фундаментальной отрасли права, которая включает принципиальные начала и правила, из которых должны исходить другие отрасли права, регулируя соответствующие отношения, недопустимы.
Так, наука конституционного права может выполнить прогрессивную миссию – помочь в повышении качества законотворческого процесса, в его аналитическом обеспечении. Тогда будет гораздо меньше оснований говорить о дефектах в конституционном праве и путях их устранения.