Файл: Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью
Особенности психического развития детей
Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:
Особенности физического развития и двигательных способностей детей
Общие задачи АФВ детей с умственной отсталостью
К ним относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития:
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью
Выполнил: Шубарин М.В.
Архангельск,2022
Определение
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы . Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развитияОсобенности психического развития детей
Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:
1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу.2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени.
3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая.
5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются
6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безинициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью
7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций.
Особенности физического развития и двигательных способностей детей
1) Нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;2) Отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Общие задачи АФВ детей с умственной отсталостью
К ним относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития:
укрепление здоровья, закаливание организма;
обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
развитие физических способностей;
формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании,метании,прыжках,лазании,упражненияс предметами:
согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
согласованности движений и дыхания;
компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
формирование движений за счет сохранных функций.
Специальные задачи АФВ детей с умственной отсталостью
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
ориентировки в пространстве;
дифференцировки усилий, времени и пространства;
расслабления;
быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
статического и динамического равновесия;
ритмичности движений;
точности мелких движений кисти и пальцев.
Специальные задачи АФВ детей с умственной отсталостью
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
целенаправленное, подтягивание, отстающих в развитии физических качеств;
развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
формирование и коррекция осанки;профилактика и коррекция плоскостопия;
коррекция массы тела;
коррекция речевого дыхания;
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Специальные задачи АФВ детей с умственной отсталостью
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие зрительного и слухового внимания;
дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
развитие воображения;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Специальные задачи АФВ детей с умственной отсталостью
6. Развитие познавательной деятельности:
формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и ком- муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Специальные задачи АФВ детей с умственной отсталостью