Файл: Мировые тенденции в развитии государства и права зарубежных стран в Новейшее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина»

кафедра государственно-правовых дисциплин
История государства и права зарубежных стран

РЕФЕРАТ на тему:
Мировые тенденции в развитии государства и права зарубежных стран в Новейшее время


Выполнил:

слушатель ______курса _______взвода

факультета______________________

________________________________

(специальное звание)

________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Проверил:

________________________________

(должность, ученая степень и звание)

________________________________

(специальное звание, фамилия, имя, отчество)

Белгород – 2023

Содержание




Введение 3

1.Преобразования в государстве и праве в XX-XXI вв. 5

2.Основные тенденции развития государства и права в новейшее время 8

3.Примеры реализации мировых тенденций в развитии государства и права зарубежных стран 12

Заключение 16

Список использованных источников и литературы 18

Приложение 1 20


Введение



В современном мире наблюдается быстрое развитие государства и права во всех уголках мира, а изменения происходят настолько быстро, что трудно угнаться за происходящими событиями. Исследование мировых тенденций в развитии государственной власти и системы права в зарубежных странах имеет огромную значимость в контексте модернизации государства и права в России.

Актуальность выбранной темы реферата заключается в том, что в настоящее время Россия стоит перед необходимостью модернизации государства и права, и изучение мировых тенденций может помочь в разработке стратегии и планировании новых реформ. Кроме того, знание мировых тенденций в развитии государства и права в зарубежных странах позволяет совершенствовать собственные институты и правовые нормы, а также повышать эффективность управления в целом.

Также данное исследование имеет практическую значимость для специалистов, работающих в области права и государственного управления, для научных работников и студентов, изучающих современные процессы в правовой сфере. Полученные данные могут быть использованы для разработки новых стратегических планов и программ развития государства и права в России.


Предметом исследования являются мировые тенденции развития государства и права зарубежных стран.

Объектом исследования являются современные процессы развития государства и права в зарубежных странах.

Цель реферата - изучение основных мировых тенденций в эволюции государственной власти и правопорядка за рубежом в Новейшее время.

В рамках реализации поставленной цели, сформированы следующие задачи:

  1. Изучить научную и учебную литературу в области мировых тенденций развития государства и права в зарубежных странах.

  2. Изучить современные тенденции в области развития государства и права в зарубежных странах.

  3. Рассмотреть средства и механизмы действия различных стран, их успехи и ошибки на пути развития государства и права.

  4. Сформировать основные выводы.

Методы исследования включают использование теоретических методов, технологий сбора, обработки и анализа информации, а также критический анализ существующей учебной и научной литературы по данной теме.
  1. Преобразования в государстве и праве в XX-XXI вв.


Новейшее время стало одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира оно явилось переломной вехой в их развитии. Сохранилась громадная разница в уровне развития их общественно-политической и социально-экономической жизни. Значительная часть населения Европы и Северной Америки жила в условиях городской, промышленной цивилизации гражданского общества. Жители ряда регионов Африки — в аграрных обществах, основанных на родоплеменных началах. Некоторые государства жили по традициям кастового общества, имели теократическую форму правления.

Резолюция ООН, принятая главами государств, собравшимися на сессию «Тысячелетия» в сентябре 2000 г., гласила: «Мы не пожалеем усилий для того, чтобы освободить людей от отчаянных и бесчеловечных условий крайней бедности, в которых сейчас проживает миллиард человек». Резолюция требовала, чтобы «к 2015 году уменьшить в два раза долю людей, доход которых составляет менее одного доллара в день, и которые страдают от голода. К тому времени сократить долю тех людей, которые не могут получить чистую воду»1.

На сегодняшний день эти задачи не решены. В 2011 г. половина населения планеты имела доход менее одного доллара в день. Около миллиарда людей страдали от недоедания и жили на грани голодной смерти, 2,4 миллиарда людей не имели достаточно воды для бытовых нужд. Около 1,2 миллиарда не получали необходимого количества воды для питья. Предполагается, что уже, к 2025 г. 40% населения Земли будет жить в странах с абсолютным дефицитом воды. Резолюция призывала «остановить распространение СПИДа, проклятие малярии и других основных болезней, от которых страдает человечество, к 2015 году». Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, различными видами вирусных гепатитов за последние пять лет переболело около двух миллиардов человек. 23 миллиона человек погибли от СПИДа, который появился лишь в 1981 г. Остаются широко распространенными и другие инфекционные заболевания. В 2010 г. около 225 миллионов человек заболело малярией. Каждый год от трех до пяти миллионов болеют холерой, туберкулез продолжает быть проклятием для 20 миллионов людей

1.

Не оправдались и надежды футурологов на решение проблемы загрязнения среды. И это неудивительно. Ведь в водные бассейны планеты только нефти выливают ежегодно до 12 миллионов тон. До 90% всего сельского населения Земли постоянно потребляют загрязненную воду для мытья или даже питья. За последние 40 лет более половины тропических лесов, этих «легких» планеты, было спилено. Многие продукты потребления современной промышленности, а также средства производства стали подобны чудовищам Франкенштейна, убивающим и калечащим миллионы людей на производстве и дома. По данным Международной организации труда, ежегодно около 270 миллионов рабочих становятся жертвами производственного травматизма. Проблема безработицы обострилась как никогда. Доля безработных среди трудящихся развитых капиталистических стран составляет 8—20% и выше.

Главы государств, собравшиеся в 2000 г., призвали «активизировать усилия в борьбе против транснациональной преступности во всех ее проявлениях, включая похищение людей и торговлю ими». Однако ничего не изменилось. В настоящее время на Земле около 27 миллионов рабов, эксплуатируемых в сфере криминальной экономики. Их число превышает количество рабов в период массовой работорговли в ХVI–ХVIII вв. Очевидно, что планы, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН на рубеже столетий, имеют не так много шансов на исполнение. Об этом говорит и прошлый опыт: за последние 150 лет истории случилось 12 кризисов капитализма.

Новейшая государственно-правовая история соприкасается с современностью. Между новой и новейшей историей нет такого разрыва, как между Античностью и Средневековьем. Однако если карта мира в Новое время поражала бедностью палитры, то в Новейшее она отличалась большим разнообразием. С развалом колониальных империй, СССР и других стран число государств достигло 193, тогда как к началу Первой мировой войны их было 601. При этом процесс образования новых государств, новых национальных правовых систем вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Проявляются самые разнообразные формы государства — начиная от правового государства до военных и военно-гражданских диктатур, что говорит о противоречивости государственно-правовых систем Новейшего времени.

Можно выделить несколько направлений государственно-правового развития:

  • эволюция государств «буржуазной демократии»;

  • возникновение социалистической государственности;

  • установление и крах тоталитарных режимов;

  • существование теократических форм правления.

  1. Основные тенденции развития государства и права в новейшее время


Новейший период в истории государства и права связан с серьезными изменениями в политической системе, конституционном строе многих стран, обусловленными глубокими социально-экономическими причинами.

Первая мировая война, Октябрьская революция в России и последующий мировой экономический кризис привели к формированию тоталитаризма. Во многих странах Европы устанавливаются милитаристские, террористические режимы. Апогеем этой тенденции стало установление фашистских диктатур в Италии, Германии, военно-фашистского режима в Японии, развязавших Вторую мировую войну.

Поражение фашизма привело к постепенному восстановлению демократических принципов государственного и политического устройства.

После окончания Второй мировой войны важнейшими факторами мирового развития стали крах колониальной системы и появление независимых стран Азии и Африки, формирование Движения Неприсоединения.

Отличительной чертой второй половины XX века стало образование социалистического лагеря, стран «народной демократии». Противостояние этих стран и стран «западной демократии» не раз ставили мир на грань ядерной катастрофы. Крушение в начале 90-х гг. системы социализма явилось дополнительным стимулом формирования демократии в странах Восточной Европы, и ряде других регионов.

Большое влияние на государственно-правовое развитие оказали рост интеграционных процессов и усиление роли международных организаций. Общепризнанными являются авторитет и значение таких международных организаций, как ООН, Европейский Союз, ВТО, АСЕАН, НАТО, Лига арабских стран и др1.

Характеристики государственного развития в зарубежных странах могут быть различными, так как каждая страна имеет свои особенности, но можно выделить некоторые общие черты.

1. Многие зарубежные страны стремятся к установлению демократии: развитие прав человека, свободы и уважение к законам. В то же время, в некоторых странах есть недостатки в этой области, такие как ограничения свободы слова и прессы, ограничение свобод собраний и процедур подачи жалоб на нарушения прав.

2. Увеличение вклада общества в управление. Многие страны стремятся к построению общества, которое не только играет роль получателя услуг, но и участвует в управлении, что достигается путем создания систем, поддерживающих участие граждан в принятии решений, таких как референдумы, общественные слушания и консультации.


3. Развитие цивилизованного общества. Кроме того, многие страны стремятся к развитию общества с активными гражданами и необходимой инфраструктурой, которая поможет гражданскому обществу сформироваться и работать.

4. Развитие прозрачности и борьба с коррупцией. Многие зарубежные страны посвящают большое внимание борьбе с коррупцией, поскольку это препятствует развитию экономики и углубляет социальные проблемы. Они также стараются улучшить прозрачность в государственном управлении и бизнесе.

5. Развитие технологий. Зарубежные страны уделяют большое внимание развитию новых технологий в различных сферах, таких как медицина, наука и экономика, что помогает улучшать качество жизни граждан и содействует развитию экономики в целом.

Эти черты могут относиться к большинству зарубежных стран в современное время. Но важно помнить, что каждая страна имеет свои особенности, системы и цели, поэтому государственное развитие может отличаться в зависимости от контекста.

Для периода новейшей истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном строе буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Эти изменения связаны прежде всего с процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострением различного рода социальных противоречий.

Основное назначение права в современно обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.

Для всех правовых систем современности характерны резкий рост правотворческой активности государственных органов, увеличение доли юридических форм в общественных отношениях, ориентация на право, как общепризнанную и самостоятельную ценность.

Значительный рост и усложнение законодательства, появление новых законодательных актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Так, только во Франции в послевоенный период было разработано и принято 19 различных кодексов (трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и др.)1.

Тенденция к унификации и систематизации захватила и страны англосаксонской системы права. Так, например, в. США в 1926 г. был составлен федеральный свод законов, который периодически (раз в 5 пет) обновляется и переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства, например, Уголовный кодекс или Единообразный торговый кодекс).