Файл: Аттестация персонала. Оценка результативности деятельности персонала организации (Понятие и цели оценки персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее следует проверить, на все ли аттестуемые должности составлены должностные инструкции, так как при их отсутствии результаты аттестации могут быть признаны недействительными.

Решение о проведении аттестации, а также ее график (Приложение Д) необходимо довести до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации. Этого требует абз. 2 п. 4 Положения. Аттестационный лист и характеристика должны быть представлены в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации. Ознакомить работника с представленной на него характеристикой следует не менее чем за неделю (п. 6 Положения).

Немного о составлении характеристики на аттестуемого. Непосредственный руководитель в этом документе должен объективно оценить личностные и должностные качества работника, результаты его деятельности за период, предшествующий аттестации, а также отразить свое мнение о соответствии работника занимаемой должности.[17]

2.3.3 Провидение аттестации

Во время заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы на каждого аттестуемого работника, заполняет аттестационный лист (Приложение Е) и ведет протокол. В нем необходимо указать наименование компании, дату проведения аттестации, список присутствующих членов комиссии и иных присутствующих лиц (если таковые имеются). Затем указываются фамилия, должность и подразделение, в котором трудится аттестуемый работник, заданные вопросы и краткие ответы на них. Кроме этого, нужно занести в протокол пожелания и рекомендации членов комиссии, оценку деятельности аттестуемого и результаты голосования (количество голосов "за" и "против"). Если проводилось тестирование, его результаты тоже необходимо внести в протокол, а сами тесты оформить приложением.

Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах.

Заседание аттестационной комиссии протоколируется. (Приложение Ж)

После завершения процедуры аттестации сведения о результатах нужно занести в личную карточку работника и все материалы по ней предоставить руководителю организации в сроки, установленные в приказе о проведении аттестации. Руководитель, в свою очередь, принимает решение по итогам аттестации, например:


- оставить работника на прежнем месте работы;

- направить на обучение или повышение квалификации;

- уволить.

После принятия решения руководством в отношении аттестуемых работников издается приказ (Приложение З) по итогам аттестации. Пунктом 12 Положения установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия, организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор. Получается, что расторгнуть трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно только в течение двух месяцев и по истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускаются.

Если в результате аттестации окажется, что некоторые работники не соответствуют тем должностям, которые они занимают, с ними можно попрощаться на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Такие же рекомендации дает Роструд в Письме от 30.04.2008 N 1028-с.

Следует обратить внимание, что если работник был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случае трудового спора работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся работу (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").


Если работник откажется от предложенных вакансий или в организации таковых нет, то оформляется увольнение. Составляется приказ, с которым должен быть ознакомлен работник. Далее в его трудовой книжке производится запись: "Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".[18]

Заключение

Регулярная оценка компетенции сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования персонала компании. В условиях кризиса особо актуально обратить внимание на человеческий капитал. Для этого может быть использована аттестация персонала или обычная оценка.

Типичной ошибкой в подходах к оценке персонала является отсутствие понимания различий между собственно оценкой и аттестацией персонала, хотя различия между двумя этими процедурами довольно существенные. Подводя итоги вышесказанного в первую очередь следует отметить, не совпадение нормативных баз: оценка регулируется локальными нормативными актами предприятия, а аттестация - федеральными нормативными актами и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Немаловажным фактором является и то, что с юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть понижен в должности или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации. Иначе в случае обращения в суд работника, недовольного управленческими решениями, принятыми по результатам оценки персонала, у предприятия неизбежно возникнут проблемы.

Немаловажным является и то, что цели оценки персонала значительно шире целей аттестации. Аттестация направлена исключительно на выявление соответствия специалиста занимаемой должности, причем учитываются только профессиональные знания, умения и навыки работника (без учета личностных характеристик, которые, тем не менее, тоже влияют на эффективность работы) и только на текущий момент, т.е. отсутствует оценка способностей, потенциала работника.

Оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи и др.


В условиях минимизации расходов оценка персонала может быть более важна. Она проще в применении, а ее процедура гибче относительно конкретных задач. При этом на основе оценки можно определить потенциальные возможности сотрудника и таким образом гарантировать правильное расширение его функционала.

Какой бы выбор компания ни сделала, для того чтобы найти "сильные и слабые звенья", следует учитывать, что кризис пройдет, а имидж компании, заработанный за это время, останется.

Список используемой литературы

  1. Базаров Т.Ю., Управление персоналом. – М., 2008.
  2. Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М.,2008.
  3. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. – М.: Высш. школа, 2003.
  4. Егоршин А.П., Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2005.
  5. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А., Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала, - Консультант директора. 2004, №22.
  6. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. – М.: Канди, 2006.
  7. Кудрявцева Е. И. Управление персоналом. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации.— СПб.: Межотраслевой институт повышения квалификации., 2007
  8. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – Спб.: Фирма, 2005.
  9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, «Инфра-М», Москва-Новосибирск, 2003.
  10. Малиновский П., Методы оценки персонала. – М. 2007.
  11. Тарасов В.К., Отбор и подготовка менеджеров. – Л.: Машиностроение, 2002.
  12. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2008.
  13. Харитонов И.М., Эмихом О.К., Предприимчивый менеджер. – М., 2001.
  14. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. – М.: Дело, 2005.
  15. Гаврилова О. Г. Обзор систем, методов и методик оценки персонала "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2009, N 6
  16. Гаврилова О. Г. Оценка персонала и её отличие от аттестации. "Финансовая газета" Экспо, 2009, № 2 март-апрель
  17. Суханова И.М. Аттестация персонала. Когда организации нужна комплексная оценка? Кадровые решения, 2007
  18. Ющин В.П. Аттестация персонала: что и как? "Отдел кадров коммерческой организации", 2009, N 11

Приложение А

Методы оценки и аттестации персонала. Характеристики применения

Характеристика метода

Аттестация

Ранжирование

Оценочные шкалы

Оценка по результатам (МВО)

Assessment Center

Возможность количественной оценки

Нет

Частично

Есть

Частично

Частично

Трудоемкость

Высокая

Низкая

Низкая

Высокая

Высокая

Приемлемость для сотрудников (понимание, эмоциональные реакции и пр.)

Средняя

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Приемлемость для руководителя (понимание выгод)

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Возможность для обоснования вознаграждений

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Низкая

Полезность для обсуждения с сотрудниками

Низкая

Низкая

Средняя

Очень высокая

Высокая

Возможность для определения потенциала к росту

Средняя

Низкая

Низкая

Высокая

Очень высокая


Приложение Б

Основные задачи и методы оценки персонала

Задача оценки

Методы

Критерии оценки

Оценка качества управленческой деятельности руководителей

Управление по целям

Успешность выполнения производственных задач Профессиональные навыки, знания, умения

Личностные качества

Ранжирование

Профессиональная компетентность Производительность

Качество работы

Ответственность

Дисциплинированность

Самостоятельность в принятии решений

Особенности стиля управления

360 градусов

Профессионализм

Инициативность

Ориентация на результат

Видение

Умение принимать решения

Лидерство

Авторитетность

Формирование команды

Самоорганизация

Организаторские способности

Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации

Ассесмент-центр

Оценка управленческих компетенций по конкретную задачу: оптимизация процесса управления, уровень анализа проблем и принятия решений, помощь подчиненным, использование собственного потенциала

Оценочное интервью

Результативность деятельность (количественные и качественные показатели)

Приверженность цели и политике аэропорта

Структура мотивации

Уровень достижения результатов

Принятие решения по результатам окончания испытательного срока при назначении на должность руководителей

Управление по целям

Профессиональные навыки, знания, умения

Результаты деятельности

Успешность выполнения производственных задач

Уровень адаптации

360 градусов

Профессионализм

Инициативность

Ориентация на результат

Видение

Умение принимать решения

Лидерство

Авторитетность

Формирование команды

Самоорганизация

Организаторские способности

Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации

Профессиональное тестирование

Профессиональные навыки, знания, умения

Экзамен, зачет

Знания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность

Оценочное интервью

Результативность деятельность (количественные и качественные показатели)

Формирование кадрового резерва

Управление по целям

Успешность выполнения производственных задач Результаты деятельности

Профессиональные навыки, знания, умения

Личностные качества

Ранжирование

Профессиональная компетентность

Качество работы

Самостоятельность в принятии решений

Способность к управленческой деятельности

360 градусов

Лидерство

Работа в команде

Самоорганизация

Организаторские способности

Инициативность

Способность к адаптации

Специализированные семинары

Управленческий потенциал

Стиль деятельности

Стиль управления

Лидерство

Умение принимать решения

Оценочное интервью

Профессионализм

Мотивация

Инициативность

Способность к приятию ответственности

Психологическое тестирование

Структура мотивации,

Индивидуально-личностные особенности

Интеллектуальный уровень

Управленческий потенциал

Определение эффективности деятельности наставников

360 градусов

Помощь сотрудникам

Мотивация сотрудников

Поддержание традиций, норм и правил профессионального поведения

Педагогические навыки, знания, умения

Качество взаимодействия внутри организации, во вне организации

Ранжирование

Рейтинговые шкалы

Профессиональная компетентность

Склонность к педагогической деятельности

Оценочное интервью

Профессионализм

Мотивация

Педагогические навыки, знания, умения

Успешность нового сотрудника

Подбор кандидата на замещение вакантной должности

Оценка резюме, интервью

Профессиональный опыт, структура трудовой мотивации

Профессиональное тестирование

Профессиональные навыки, знания, умения

Ситуативные методы

Особенности профессиональной деятельности

Индивидуальный стиль деятельности

Психологическое тестирование

Индивидуально-личностные особенности, структура мотивации, интеллектуальный уровень, структура памяти, внимания.

Проверка рекомендаций

Профессиональный опыт, аспекты безопасности

Ассесмент-центр (индивидуальное глубинное интервью) для подбора высшего руководящего состава

Управленческие компетенции, Стиль управления, принятия решений

Аттестация

Аттестация

Оценка соответствия работника занимаемой должности