Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Основные этапы жизненного цикла команды проекта
Отечественные специалисты выделяют пять этапов в жизненном цикле команды проекта:
1. Формирование. На этом этапе члены команды знакомятся друг с другом. Менеджер проекта занимается формированием благоприятных взаимоотношений и эффективного взаимодействия в команде, сплочением участников на основе главной цели проекта, начинается выработка общих норм и согласование ценностей. Кроме этого менеджер выстраивает эффективные отношения с окружением и внешними участниками проекта.
2. Этап срабатываемости участников. В процессе совместной работы над проектом проявляются различия в подходах и методах, используемых участниками, возникают трудности и конфликтные ситуации в работе команды. Менеджер проекта уделяет особое внимание формированию конструктивных позиций у участников проекта при решении возникающих проблем и оптимальному распределению ролей в команде.
3. Этап нормального функционирования. К этому этапу у участников уже формируется чувство команды, все они, как правило, понимают, что от них требуется для достижения общей цели, и выполняют определенную для них в рамках проекта часть работы. Этот этап является самым продолжительным и самым продуктивным для проекта. 4. Этап реорганизации. На этом этапе менеджер, как правило, производит изменения в количественном и качественном составе команды. Это связано с различными причинами, в том числе и с такими, как изменения в объемах и видах работ, необходимость замены некоторых работников из-за их непригодности, потребность в привлечении новых специалистов или временных экспертов.
5. Этап расформирования команды. По завершении проекта команда расформировывается. Два типичных сценария развития событий на этом этапе таковы.
В первом случае, когда команда достигает успеха в реализации проекта, все ее участники получают удовлетворение от совместной работы и готовы к дальнейшему сотрудничеству. При открытии нового проекта менеджер, как правило, и приглашает в команду этих же людей.
Во втором случае, когда проект неуспешен, команда расформировывается и чаще всего далее уже не собирается в таком составе.
Опыт реализации различных проектов показывает, что оптимальный период работы проектной команды 1,5–2 года. Затем ее эффективность падает. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют периодически возвращать участников проекта обратно в функциональные подразделения и привлекать новых сотрудников.
Рисунок 5. Примерная команда проекта
3.3 Окружение проекта
управление проект команда
Любой проект реализуется, взаимодействуя с окружающей проект средой – государством, обществом, предприятием, командой проекта, его заказчиками, подрядчиками и т.п.
Окружающая проект среда называется окружением проекта. Окружение проекта можно разделить на несколько видов: внешнее и внутреннее, ближнее и дальнее.
Внешнее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует независимо от проекта.
Внутреннее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует только во время осуществления проекта.
Основные составляющие внешнего и внутреннего окружения проекта показаны на рисунке 6.
- Окружение проекта
- Внешнее
- Внутреннее
- Окружение предприятия
- Предприятие
- Проект
Рисунок 6. Внешнее и внутреннее окружение проекта
Внешнее окружение проекта, которое не зависит от конкретного предприятия, называется дальним окружением проекта.
Внешнее окружение проекта, возникающее в рамках данного предприятия, называется ближним окружением проекта.
Рассмотрим подробно составляющие окружения проекта и их влияние на проект.
Дальнее окружение проекта
Политические характеристики и факторы:
- Политическая стабильность.
- Поддержка проекта правительством.
- Националистические проявления.
- Уровень преступности.
- Торговый баланс со странами- участниками.
- Участие в военных союзах.
Экономические факторы:
- Структура национального хозяйства.
- Виды ответственности и имущественные права, в т. ч. на землю.
- Тарифы и налоги.
- Страховые гарантии.
- Уровень инфляции и стабильность валюты.
- Развитость банковской системы.
- Источники инвестиций и капитальных вложений.
- Степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности.
- Развитость рыночной инфраструктуры.
- Уровень цен.
- Состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.
Общество - его характеристики и факторы:
- Условия и уровень жизни.
- Уровень образования.
- Свобода перемещения, "въезд-выезд".
- Трудовое законодательство, запрещение забастовок.
- Здравоохранение и медицина, условия отдыха.
- Общественные организации, пресса, телевидение.
- Отношение местного населения к проекту.
Законы и право:
- Права человека.
- Права предпринимательства.
- Права собственности.
- Законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот.
Наука и техника:
- Уровень развития фундаментальных и прикладных наук.
- Уровень информационных технологий и компьютеризации.
- Уровень промышленных и производственных технологий.
- Энергетические системы.
- Транспортные системы.
- Связь, коммуникации
Культура:
- Уровень грамотности.
- История, культурные традиции, религия.
- Культурные потребности: жизнеобеспечение, работа, отдых, спорт и др.
- Уровень требований к качеству результатов и условий труда.
Природные и экологические факторы:
- Естественно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др.
- Природные ресурсы.
- Расположение и связь с транспортными сетями.
- Стандарты по качеству: воздушного пространства, водных источников и почвенному покрову.
- Санитарные требования к окружающей среде.
- Законодательство по защите окружающей среды.
- Характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, почвы.
Характеристики и факторы инфраструктуры:
- Средства транспорта, связи и коммуникации.
- Перевозка грузов.
- Сети ЭВМ и информационные системы.
- Энергоснабжение.
- Коммунальные службы.
- Сырье и услуги.
- Сбытовая сеть.
- Логистика и материально-техническое снабжение.
- Промышленная инфраструктура.
- Обслуживающие системы и прочие.
Ближнее окружение проекта
- Руководство предприятия определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки.
- Сфера финансов определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования.
- Сфера сбыта определяется решениями покупателей и действиями конкурентов.
- Сфера изготовления требует согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства.
- Сфера материального обеспечения формирует требования к проекту, исходя из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.
- Сфера инфраструктуры формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному обеспечению, инженерному обеспечению.
- Сфера очистки и утилизации формирует требования к охране окружающей среды и утилизации отходов производства.
Внутреннее окружение проекта
- Стиль руководства определяет психологический климат и атмосферу, влияет на творческую активность и работоспособность в команде проекта.
- Специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей и влияет на успех осуществления проекта.
- Участники проекта реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью участия в проекте.
- Основной интерес участников проекта связан с получением прибыли от реализации проекта.
- Основной интерес команды проекта связан с получением дохода от своей деятельности во время реализации проекта и претендует на получении своей части из резервного фонда.
- Методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта.
- Экономические условия проекта определяют его основные стоимостные характеристики.
- Социальные условия проекта характеризуют: условия жизни; уровень заработной платы; коммунальные услуги; условия труда и техники безопасности; страхование; социальное обеспечение.
3.4 Планирование инвестиционной деятельности
Стоимость проекта составляет 4,6 млн. рублей.
Календарный план определен в ТЭО данного проекта.
Закупка необходимого оборудования:
Торговое место - 120 м2 - это примерно четыре торговых места (30 м2)
Склад - 60м2 - это примерно три складских помещения.
Таблица 1 - Необходимое оборудование на эксплуатационный период
Наименование |
Оборудование |
Кол-во, шт. |
Стоимость, руб. |
Расчеты |
Павильоны |
Кассовый аппарат |
4 |
44 000,00 |
Количество товара на один павильон = 53 наименования; занимаемая площадь = 22 м2; |
Тепловая завеса |
4 |
20 000,00 |
||
Мебель |
20 |
12 000,00 |
||
Инвентарь |
20 |
4 000,00 |
||
Склады |
Стеллаж |
9 |
9 000,00 |
Площадь, занимаемая товаром на один склад: 9 м2; площадь одного стеллажа = 3 м2. |
Мебель |
9 |
6 000,00 |
||
Инвентарь |
25 |
5 000,00 |
||
Итого по оборудованию: |
100 000,00 |
Срок выхода на проектную мощность определен в один месяц. Ввиду выгодного месторасположения, проведение крупной рекламной кампании не планируется. На первоначальном этапе возможно проведение небольших рекламных мероприятий направленных на информирование потенциальных клиентов об открытии новых павильонов. Основное требование к этим мероприятиям - целевое направление рекламы при минимуме затрат.
Рекламная деятельность планирует еженедельно размещать рекламу о четырех торговых павильонах, с полным перечнем товаров в газете.
Также необходимо сообщить Информационному бюро: взаимосвязь, месторасположение, перечень товаров, контакты своих торговых мест.
Рекламные щиты необходимо разметить:
1 - на каждом торговом месте и складах (итого - 9);
2 - главный въезд на строительный рынок;
3 - среди рекламных щитов конкурентов.
Таблица 2
Наименование |
Вид |
Количество |
Цена, руб. / мес. |
Стоимость, руб. / мес. |
Информационное бюро |
Устная информация |
9 |
3 000,00 |
27 000,00 |
Еженедельная газета "Суперстрой" |
Письменная информация |
6 |
4 000,00 |
24 000,00 |
Рекламный щит |
Письменная информация |
14 |
15 000,00 |
210 000,00 |
Итого: |
29 |
- |
261 000,00 |
На строительном рынке широко развернута рекламная деятельность. Имеется информационное бюро, а также еженедельный журнал.
Планирует еженедельно размещать рекламу о 4 торговых павильонах, с полным перечнем товаров. Также необходимо сообщить Информационному бюро: взаимосвязь, месторасположение, перечень товаров и контакты торговых мест.
План сбыта планируемый количественный объем сбыта, данные ТЭО компании , тыс. штук / месяц. Согласно данному графику продукция имеет сезонный характер. Необходимо регулирование рекламной компании согласно графику. Исходя из этого, можно качественно наладить систему поставок оборудования.
Потенциальные участники проекта:
компания , состав которой отображен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п |
Должность |
Количество, чел. |
Ежемесячный оклад, руб. |
Итого, руб. |
1 |
Коммерческий директор |
1 |
30 000,00 |
30 000,00 |
2 |
Финансовый директор |
1 |
30 000,00 |
30 000,00 |
3 |
Специалист инвестиционного отдела |
2 |
25 000,00 |
50 000,00 |
4 |
Менеджер проекта |
1 |
20 000,00 |
20 000,00 |
5 |
Специалист по маркетингу |
1 |
20 000, 00 |
20 000,00 |
6 |
Специалист по закупкам |
1 |
20 000,00 |
20 000,00 |
7 |
Бухгалтерия |
2 |
15 000,00 |
30 000,00 |
Итого: |
9 |
- |
200 000,00 |