Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы анализа системы управления мотивацией персонала в организации
1.1 Сущность, виды и основные методы мотивирования персонала
1.2 Способы совершенствования влияния мотивацией на систему управления
2.2 Оценка системы управления мотивацией персонала организации
2.3 Меры по совершенствованию управления мотивацией персонала организации
Введение
В современном мире все большую роль играет человеческий капитал, усилия которого оказывают значимое влияние на производительность и успех организации. Но для того чтобы данные усилия возникли, любой сотрудник, несмотря на его положение в организационной иерархии должен быть заинтересован в исполнении своих обязанностей, более того на него должны действовать определенные побуждающие силы как изнутри, так и внешне. Весь медицинский персонал - это совокупность личностей, каждая из которых обладает особой интеллектуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству.
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активации мотивов работника ( внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Объектом исследования является сложившаяся в КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 1, г.Барнаул» система мотивации и стимулирования персонала.
Предмет исследования - процесс управления мотивацией персонала в данной организации.
Целью работы является изучение процесса и разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления мотивацией работников КГБУЗ«Детская стоматологическая поликлиника № 1, г.Барнаул».
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы и сущность системы управления мотивацией и стимулированием персонала;
- провести анализ существующей системы управления мотивацией и стимулированием работников предприятия, выявить ее недостатки;
- разработать предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования работников КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 1, г.Барнаул.»
В качестве методов научного исследования применяются наблюдение, описание, экономико-статистический метод (сравнение, абсолютные и относительные величины, балансовый метод), а также анализ и синтез.
Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что подготовленный материал может быть использован в управленческой деятельности КГБУЗ Детская стоматологическая поликлиника № 1,г. Барнаул.» при разработке или корректировке системы управления персоналом.
Работа состоит из введения, две главы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы анализа системы управления мотивацией персонала в организации
1.1 Сущность, виды и основные методы мотивирования персонала
Эффективное управление трудовыми ресурсами является одним из основных условий, ведущих к повышению результативности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности организаций. Особое место в системе кадрового менеджмента занимает мотивация работников: умение руководителей вовремя определять и применять факторы влияния на уровень трудовой активности работников - чрезвычайно ценный рычаг управления, активизирующий скрытые резервы повышения производительности труда.
Однако большинство отечественных предприятий до сих пор практикуют мотивирование персонала с помощью ограниченного числа традиционных методов (прежде всего, повышения заработной платы, премирования или установления штрафных санкций), которые не учитывают индивидуальных потребностей работников. Поэтому на данном этапе развития экономики все острее стоит проблема непродуктивного использования трудового потенциала работников, которая проявляется в формальном выполнении ими своих трудовых обязанностей [9, с. 298].
В современной науке поведение человека рассматривается как феномен, состоящий из двух функционально взаимосвязанных сторон - побудительной и регуляционной. Побуждение напрямую связано с активизацией и направленностью поведения, а регуляция обеспечивает выстраивание поведенческих реакций от начала и до конца в каждой конкретной ситуации.
В этой связи Колбас В.В. указывает, что такие психические процессы, явления и состояния, как мышление, внимание, память, воображение, ощущение, восприятие, эмоции, способности, темперамент, прежде всего, выполняют роль регуляторов поведения. В свою очередь, его стимуляция, или побуждение, непосредственным образом связаны с понятиями мотива и мотивации [12, с. 52].
Отметим сначала, что мотивация трактуется сегодня как более широкое понятие, чем мотив, и наделяется двояким смыслом: с одной стороны, данный термин используется для обозначения системы факторов, детерминирующих поведение человека, а, с другой стороны, - для описания процессов, стимулирующих и поддерживающих поведенческую активность человека на том или ином уровне [8, с. 335].
Следовательно, по словам Кудрич Н.И., трудовую мотивацию также можно определить двояко: во-первых, как удовлетворение работниками собственных потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, которое достигается в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и, во-вторых, как комплекс мероприятий со стороны субъекта управления, применяемых им для повышения эффективности персонала [14, с. 131].
Для разграничения указанных характеристик мотивационного процесса - мотивации как внутренней энергии, включающей активность человека в жизни и на работе, и мотивации, которую обеспечивает этому человеку работодатель, - последнюю часто обозначают термином «стимулирование».
Максютина Е.В., Сайфутдинова Г.Р. пишут, что процесс стимулирование труда предполагает создания работодателем таких условий, при которых активная трудовая деятельность соответствующими, заранее зафиксированными результатами, становится необходимым и достаточным фактором удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей персонала [16, с. 101].
Таким образом, мотивация понимается нами как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Термином «стимулирование» будет обозначаться вся совокупность действий субъектов управления для повышения производительности труда работников.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия «потребность», «мотив», «стимул», «цель».
Схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов, целей и стимулов отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизм мотивации персонала
Рассмотрим подробнее элементы изображенной на рисунке 1.1 схемы.
Потребность представляет собой осознанную необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.
С точки зрения психологии потребность - особое состояние психики, выражающееся в несоответствии внутренних и внешних условий его деятельности, в результате чего возникает эмоциональная напряженность или неудовлетворенность, и формируются внутренние мотивы деятельности индивида. Применительно к трудовой активности потребность человека выступает источником его деятельности по удовлетворению нужды в тех или иных предметах, необходимых для существования [7, с. 78].
Знаменитый американский психолог А. Маслоу сформировал актуальную до сих пор иерархию потребностей. Согласно его подходу потребности
ранжируются от низших уровней (первичные) к высшим (вторичные) на приоритетной основе. Они частично перекрываются и взаимосвязаны, но их можно сгруппировать в пять блоков, как это изображено на рисунке 2 [4, с. 148].
Рисунок 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Классификация потребностей, по А. Маслоу, выглядит следующим образом:
а) Физиологические, или органические, потребности - голод, жажда и т.п.
б) Потребности в безопасности - стремление чувствовать себя защищенным, не испытывать страх.
в) Социальные потребности, а именно:
- потребности в принадлежности и любви как желание находиться рядом с людьми, быть принятым ими, получить в их лице жизненную опору.
- познавательные потребности в получении знаний, умений, навыков.
- эстетические потребности в гармонии, порядке, красоте.
д) Потребности в уважении (почитании) - желание одобрения, признания, собственного авторитета в глазах значимых членов общества, достижения успехов.
е) Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развити собственной личности.
В своей теории, подразумевающей иерархию человеческих потребностей, А. Маслоу говорит о том, что люди, главным образом, удовлетворяют их не хаотично, а в определенной последовательности, с учетом важности для обеспечения своей жизнедеятельности
В модели А. Маслоу утверждается, что приоритетными являются потребности низших уровней, и только при условии их удовлетворения направлять поведение индивида могут высшие потребности. Что же касается их самого высокого класса - самоактуализации, то, по А. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.
Таким образом, мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, когда любые действия подчиненного имеют для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей.
1.2 Способы совершенствования влияния мотивацией на систему управления
Способы совершенствования влияния мотивацией на систему управления персоналом —одна из самых сложных задач в управлении персоналом. Особенно это касается организаций, где оценить эффективность работы каждого отдельного сотрудника сложно или даже невозможно. Простейшая схема «кнута и пряника» давно устарела и требует пересмотра с точки зрения индивидуального подхода. А задача руководителя — найти правильную комбинацию для коллектива. Общий перечень способов мотивации персонала выглядит следующим образом.
- Прямые финансовые поощрения в виде премий.
- Системы штрафов.
- Оплачиваемые больничные и отпускные.
- Повышение оклада.
- Выплата компенсаций за выслугу лет.
- Карьерный рост.
- Создание ощущения причастности (выдача грамот и благодарностей, привлечение к проведению совещаний).
- Внедрение символов карьерного статуса.
- Доступ к обучению, включающему курсы, тренинги, переобучение, возможность получить второе высшее образование, научную степень.
- Вручение ценных именных подарков к юбилеям, памятным датам, за личный вклад в успех предприятия.
- Организация отдыха для членов коллектива
- Организация корпоративного отдыха.
- Медицинские оплачиваемые осмотры.
- Проведение конкурсов среди сотрудников. [19, с. 62]
Все вышеперечисленные способы в управлении персоналом для упрощения и систематизации разделяют на материальные и нематериальные. Материальная мотивация ,способы мотивации подчиненных подразделяют на прямые и непрямые. Все они имеют четкое выражение в денежном эквиваленте, но могут обладать различной эффективностью в зависимости от индивидуальных особенностей человека, стажа его работы, степени лояльности к предприятию, квалификации. К типичной прямой материальной мотивации относят: премирование работника; штрафные санкции в виде урезания премии; повышение оклада; вручение ценных подарков. Вышеперечисленные способы мотивации персонала превосходно воздействуют на молодых сотрудников, для которых успех полностью эквивалентен уровню заработка. Они также подходят для сотрудников, которые на первое место в шкале собственных ценностей ставят материальные блага. Непрямые способы материальной мотивации персонала могут выражаться предоставлении социального пакета. Эти способы мотивации персонала универсальны и применяются к сотрудникам для повышения общей лояльности.
Нематериальное мотивирование многие менеджеры считают менее эффективным. Но практика показывает, что грамотное сочетание денежных и неденежных инструментов повышения эффективности работы сотрудников позволяет грамотно распределить финансовые ресурсы компании. К наиболее привлекательным для персонала нематериальным способам мотивации относят: возможность работать по индивидуальному гибкому графику ; предоставление перспектив для карьерного роста; улучшение условий труда; обучение сотрудника; признание и демонстрация заслуг; прямое выражение благодарности; организация корпоративных праздников и тренингов; повышение вовлеченности персонала. В зависимости от вида деятельности организация и обязанностей сотрудника, эффективность любого из пунктов может существенно отличаться. [21, с. 83]