Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы
1.1 Механизм работы европейской валютной системы
1.2 Предпосылки возникновения евро
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития европейской валютной системы
2.1 Основные проблемы европейской валютной системы на сегодняшний день и возможные пути преодоления
В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.
В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам вступления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.
Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать в ERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике.[37] Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него.
Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.[38]
За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги в евро.[39] Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках.
Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например, Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам.
Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.
При проведении в Швеции в 2003 г. референдума по вопросу вхождения в зону евро большинство населения высказалось отрицательно. В Великобритании продолжаются дискуссии, и на каждый довод «за» имеется не менее веский довод «против».
2.2 Развитие европейской валютной системы
Для стабилизации экономик стран зоны евро ЕЦБ использовал ряд механизмов таких, как мягкую монетарную политику (политику дешевых денег); жесткую финансовую политику, направленную на снижение дефицита государственного бюджета и государственного долга, а также программу количественного смягчения (нетрадиционный метод регулирования государственных денежных вливаний в экономику страны путем увеличения объема активов).[40]
В итоге данные меры вызвали дефляцию в периферийных государствах еврозоны, кризис государственных долгов и способствовали росту теневой банковской системы. На сегодняшний день эти проблемы названы в ЕЦБ наиболее важными, и текущее положение вынуждает ЕЦБ более активно вмешиваться в макроэкономические процессы и дальше расширять спектр используемых им для этого инструментов.[41]
Кроме этого, нынешний кризис наглядно показывает, что ставка на всемерное расширение еврозоны практически исчерпала свой ресурс, и назрела необходимость более решительно подходить к внутренней оптимизации сложившихся в последние годы политических и экономических механизмов с целью повышения их эффективности и нивелирования дисбалансов, накопившихся за первые годы существования зоны евро.
Это понимают и страны, которые до недавнего времени относили себя к числу претендентов на вступление в еврозону. В ближайшие несколько лет лишь Румыния планирует перейти на евро (1 января 2019 г.), для остальных стран срок не установлен. Причинами этого служат нежелание населения принимать в обращение новую валюту, а также имеют место экономические причины (например, темпы инфляции страны-претендента не должны превышать более 1,5 %, чем средний показатель трех стран ЕС с наименьшей инфляцией).[42]
С учетом недавней дефляции и нынешних низких темпов инфляции в государствах-лидерах ЕС, добиться этого будет сложно. Еврозона переживает сейчас то, что принято называть «проблемой роста». Несмотря на то, что евро создавался как конкурент доллару США, единая валюта до сих пор не имеет той степени хождения и проникновения в мировые финансовые потоки, которые за последний век наработал доллар.[43] К тому же после становления китайского юаня резервной валютой МВФ, больше всего удельного веса в валютной корзине потерял именно евро. Теперь структура корзины МВФ выглядит так: 41,73 % – доллар США, 30,93 % – евро, 10,92 % – юань, 8,33 % – японская иена, 8,09 % – британский фунт.
Быстрый экономический рост Индии и Китая, накопление резервов в иностранной валюте странами Азии, корректировка глобальных дисбалансов между глобальными инвестициями, сбережениями и потреблением являются важнейшими факторами, которые могут повлиять на будущей роли евро как международной валюты. Соединенные Штаты также приложат все усилия для предотвращения серьезного ухудшения международных позиций доллара, вплоть до применения военной силы и организации так называемых «управляемых кризисов» (войны на Арабском полуострове и Украине).
В самом сложном положении на данный момент находится Греция. Сейчас она решает две проблемы. Во-первых, нужно изыскать финансовые ресурсы для обслуживания огромного государственного долга, чтобы избежать дефолта. Вовторых, страна должна сохранить свое участие в еврозоне. В 2015 г. уровень госдолга Греции составил 196,95 % от ВВП. В мае 2010 г. и марте 2012 г. Греции было предоставлено два кредита на общую сумму около 240 млрд евро при условии, что она выполнит все требования по пакету строгой экономии, и что все частные кредиторы будут согласны на реструктуризацию греческого долга.
На ноябрь 2015 г. Греция получила 13 млрд евро из третьей программы помощи, объем которой составляет 86 млрд евро, и она рассчитана на три года. Пока средства выдает лишь Европейский стабилизационный фонд ESM (октябрь 2016 г. – 10,3 млрд евро). МВФ по-прежнему намерен полноценно участвовать в третьей программе помощи, однако он всегда четко заявлял свои 209 условия – реформы, фискальная траектория, устойчивость госдолга Греции. В настоящее время Греция провела только 2 из 15 политических реформ, которые были обязательными в рамках договора о финансовой помощи.
Grexit из еврозоны также стоит на повестке дня, однако экономисты В. М. Пищулов и Б. М. Ческидов в своих исследованиях отмечают, что возвращение Греции к бывшей национальной валюте – драхме – нежелательный вариант действий, поскольку сама задолженность исключает возможность отказа от использования евро и попытки перевода счетов в иную валюту – набега вкладчиков банки не выдержат.[44]
Возврат к драхме невозможен и чисто технически. Поэтому для решения проблем Греции (PIIGS) В. М. Пищулов предлагает создать мультивалютную систему, то есть ввести в обращение местную валюту, которая поможет освободить из внутреннего оборота евро, который можно будет использовать для обслуживания и выплаты внешних задолженностей.
Переход к такой системе видится вполне приемлемой мерой, способной во многом разрешить накопившиеся противоречия в еврозоне. Похоже, что иных приемлемых вариантов немного. Финансовая помощь от стран Евросоюза и МВФ не решают проблем Греции, но лишь отодвигают во времени угрозу выхода из еврозоны. Нужно помнить, что другие страны PIIGS находятся в незначительно лучшем положении, поэтому они вполне могут последовать пример Греции, например, Италия.[45]
Таким образом, данное исследование показало, одна из главных причин кризиса является то, что на наднациональный уровень произошла передача лишь денежно-кредитной политики. Основные направления экономической политики не стали общими для всех стран (например, бюджетно-налоговая политика). Проблемы европейской валютной интеграции заключаются также в том, что в ЕС отсутствует политический союз, нет единой фискальной политики. Входящие в ЭВС страны не составляют оптимальную валютную зону, существуют значительные различия в экономическом развитии и финансовых системах государств.[46]
Критерии конвергенции также не обеспечивают однородность основных макроэкономических показателей государств ЕС. Современный кризис в зоне евро свидетельствует о том, что переход Евросоюза к высшей стадии региональной интеграции – валютному союзу – был продиктован, прежде всего, геополитическими мотивами, а его институциональная и экономическая база были проработаны недостаточно.[47]
В нынешней конфигурации еврозоны она является статистически мощной, но за 7 лет никто не может преодолеть последствия кризиса 2008 года: экономический рост ЕС очень медленный и неравномерный, а разрыв между сильным Севером и обремененным долгами Югом постоянно растет. В результате рейтинги евроскептиков или, что еще хуже, крайне правых партий по-прежнему находятся в разных странах.
На сегодняшний день аналитики на 80% чаще говорят о том, что еврозона в текущей версии не справляется. Примечательно, что даже один из инициаторов создания еврозоны Жак Делор дает возможность краха евро, при условии, что баланс не имеет общих экономических и социальных вопросов. В 2012 году предполагалось, что лучшим сценарием будет раскол еврозоны на два лагеря: первый, самый сильный, формируется Германией, Бельгией, Голландией, Австрией, а второй-Италией, Испанией, Португалией и др. Уважаемый американский финансист Джордж Сорос предложил план наименее травматичного для Союза спасения выхода Германии из еврозоны, ведь гораздо проще построить по-новому одну из самых развитых стран, чем найти ряд проблем.[48]
Таким образом, в условиях продолжающейся глобальной нестабильности отдельные страны зоны евро имеют очень слабые финансово-экономические связи. Из-за общей высокой экономической интеграции и взаимозависимости стран-участниц они тянут наиболее успешные страны в тыл, что негативно сказывается на всем Союзе, и сеют различия между государствами. Перед нами стоит довольно мрачная картина будущего единой валюты еврозоны, которая не смогла достичь двух основных целей: процветания, полной политической и экономической интеграции.
Заключение
По моему мнению одна и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики. Результатом возникающих противоречий становятся кризис. При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных принципов и резко обостряются валютные противоречия, существующая валютная система заменяется на новую.
Интернационализация и глобализация мировой экономики способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами.
Введение единой валюты в Европе и формирование ситуации доминирования и конкуренции двух сходных по своему потенциалу валют (доллар и евро) знаменуют новый этап в развитии мировой валютной системы и могут вызвать необходимость внесения изменений в валютное устройство многих стран.
Выгоды, ради которых было затеяно введение единой валюты, очевидны. Колебания валютных курсов затрудняло торгово-экономическое сотрудничество между странами ЕС. Риск, связанный с колебаниями, закладывается и в цену продукции, и в процентные ставки кредитов. Введение евро сняло эту проблему. Создание зоны единой валюты делает удобным ведение бизнеса в европейских масштабах, у фирм появляется возможность расширить рынки сбыта.
В настоящее время ясно одно: введение единой европейской валюты является значительным этапом развития Европы. И уже можно сказать, что евро станет полноценной международной валютой, так как появление такой огромной зоны использования новой валюты, как ЕВС, с первого дня заставит весь мир считаться с ней.
Список использованной литературы
- Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.): Политическая теория и международные отношения / Т.А. Алексеева. - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 623 c.
- Антонов, В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для бакалавров / В.А. Антонов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 548 c.
- Белова, И.Н. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / И.Н. Белова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 314 c.
- Богатуров, А.Д Международные отношения в Центральной Азии: События документы: Ученое пособие / А.Д Богатуров. - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 560 c.
- Бондарев, А.К. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов; Под ред. А.И. Евдокимов. - М.: Проспект, 2017. - 656 c.
- Бурлачков, В.К. Международные валютно-кредитные отношения: конспект лекций / В.К. Бурлачков. - М.: МГИМО-Ун-т. МИД России, 2018. - 102 c.
- Галкин, С.А. Международные экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев; Под ред. О.В. Буторина. - М.: Весь Мир, 2018. - 136 c.
- Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова . - М.: КноРус, 2017. - 256 c.
- Дугин, А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология: Учебное пособие для вузов / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2018. - 348 c.
- Дугин, А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2018. - 431 c.
- Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 409 c.
- Лебедев, Д.С. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: в схемах и таблицах / Д.С. Лебедев. - М.: Проспект, 2018. - 208 c.
- Лебедева, М.М. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие / П.А. Цыганков, Г.А. Дробот, А.И. Слива [и др.]; Под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
- Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 350 c.
- Мороз, И.И. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров) / И.И. Мороз. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
- Никитина, Н.А Международные отношения и мировая политика. Введение в специальность / Н.А Никитина. - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 156 c.
- Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2018. - 244 c.
- Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2018. - 564 c.
- Поморина, М.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика / М.А. Поморина. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
- Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 287 c.
- Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 454 c.
- Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 345 c.
- Рогинский, В.В. Борьба за Скандинавию. Международные отношения на Севере Европы в эпоху Наполеоновских войн (1805-1815) / В.В. Рогинский. - М.: Весь Мир, 2017. - 520 c.
- Столяров, Ю.С. Международные валютно-финансовые отношения Российской Федерации / Ю.С. Столяров. - М.: КРАСАНД, 2018. - 104 c.
- Терновая, Л.О. Геопоэтика: международные отношения и искусство: Монография / Л.О. Терновая. - М.: Альфа-М, 2018. - 592 c.
- Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 400 c.
- 34. Цыганков, А.П. Международные отношения: традиции русской политической мысли: Учебное пособие / А.П. Цыганков. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
- Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2018. - 352 c.
- Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 392 c.
- Шмелева, Н.В. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Учебное пособие / Н.В. Шмелева [и др.] . - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 128 c.